Россия не собирается менять свою позицию по Приднестровью
Я думаю, что главная подоплека разговоров о том, что Приднестровье изменит свой политический вектор, – это приближающиеся в Приднестровье выборы президента. Они так или иначе провоцируются людьми, играющими на этих выборах. Это касается и кишиневских комментаторов, которые тоже задействованы в предвыборных раскладах. Я думаю, сам по себе разговор о разрешении приднестровского конфликта, о присоединении ПМР к Молдавии – это спекуляции, и ничего подобного в ближайшее время не предвидится. Разговоры на эту тему являются попыткой сыграть в пользу той или иной стороны на предстоящих выборах.
Россия не собирается менять свою позицию по Приднестровью
Разговоры об объединении ПМР с Молдавией и Румынией на основе того, что Россия сдаст своих союзников в Приднестровье, также не имеют каких-либо серьезных обоснований. Россия не собирается менять свою позицию по Приднестровью, она против каких-либо поглощений, слияний, румынизации, независимо от того, под каким девизом это проходит. Россия не сдает Приднестровье, не сдает своих граждан в Приднестровье, и я думаю, что таких планов на самом деле нет. Попытка приписать России такие планы является не вполне чистой игрой. Я думаю, что никакие компромиссы не планируются, и они не состоятся.
Если говорить об ориентации России на тех или иных лидеров Приднестровья, то, я думаю, отрицать заслуги Смирнова в том, что он сделал для ПМР, особенно в 1990-х гг., совершенно глупо. Смирнов, несомненно, герой этого непризнанного государства. В значительной степени он – человек, благодаря которому Приднестровье вообще состоялось. Но, с другой стороны, нельзя не видеть и очевидных фактов: ситуация в Приднестровье имеет свои проблемы. Они порождены как явлениями глобального кризиса, так и спецификой приднестровского политического процесса. Т. е. многие тенденции в развитии приднестровской экономики, к сожалению, отрицательны.
Для России крайне важно, чтобы Приднестровье имело позитивные тенденции развития. Если для этого позитивного движения нужны какие-то перемены, то почему бы и нет? Я не вижу причин, по которым такие перемены не могли бы состояться. В целом признавая историческую роль Смирнова, я считаю, что ему на смену могут прийти какие-то другие люди, и не исключено, что они найдут поддержку у России, если продемонстрируют готовность и способность к каким-либо положительным изменениям. Давайте откровенно скажем: остановлено большое количество предприятий, люди находятся либо в неоплачиваемых отпусках, либо держатся на очень скромных зарплатах, многие мигрируют за пределы страны. По расходованию многих программ помощи, которые поступают из России, тоже есть немало вопросов. В общем, как везде, жизнь идет, свои проблемы есть везде.
Давление со стороны Евросоюза, США, Запада в целом было, есть и будет
Откровенно говоря, России нужно достаточно успешное, союзнически ориентированное Приднестровье. Шансы на это есть всегда. Это – вопрос политической воли. Если политическая воля будет, то и все проблемы могут быть сдвинуты с мертвой точки. Тут даже вопросов нет! В принципе, наши действия могли бы быть еще более эффективны, если бы они осуществлялись совместно с украинскими партнерами. Но если это невозможно, я думаю, что Россия все равно имеет рычаги воздействия на ситуацию.
Давление же со стороны Евросоюза, США, Запада в целом и сейчас, и в прошлом, и в будущем было, есть и будет. Но оно не является поводом для того, чтобы поднимать лапки кверху и сдавать свои позиции. Да, у них – свои интересы, а у нас и приднестровцев – свои. Это – вопрос состязания. Главное, чтобы эти спекуляции и попытки защитить свои интересы не привели бы к дестабилизации по принципу «ни себе, ни людям, пропадай все пропадом». Но я надеюсь, что у всех хватит мудрости не идти на такие шаги.
Украина теоретически могла бы сыграть свою игру на выборах в Приднестровье, но она Приднестровьем особенно не занимается, и к Украине у приднестровцев есть масса серьезных претензий. Дело в том, что многие приднестровские предприятия стоят из-за того, что они находятся под гнетом двойного налогообложения – приднестровского и молдавского. А почему они платят налоги молдаванам? Потому что они через них экспортируют свою продукцию. Они могли бы экспортировать ее через Украину, и тогда бы получали больше денег, но Украина отказывает им в таком праве, потому что на Украину давит Евросоюз.