В некотором смысле мы остаёмся невольными рабами старой парадигмы: если на Западе нас хвалят, то это или очень хорошо или во всяком случае требует внимания. Как правило, благодарного.
Вот и теперь часть и солидных, и не очень российских СМИ вцепилась в слова командующего ВМС США в Европе и Африке, а заодно главнокомандующего объединёнными вооружёнными силами (ОВС) НАТО Джеймса Фогго:
«Впервые за долгое время мы наблюдаем значительный рост подводной активности ВМС Российской Федерации. Россия продолжила вкладывать ресурсы в развитие своих возможностей в подводной среде. Это асимметричный способ бросить вызов Западу и НАТО, и Россия неплохо справляется.»
Высказал он эту фразу на встрече с группой журналистов, включавшей и корреспондента ТАСС. Последнее, кстати, само по себе означает послание, которое сделал Фогго.
Эта фраза в России сразу была охарактеризована как «высокая оценка возможностей российского подводного флота». Кроме того, как подавалось, американский адмирал «высоко оценил возможности атомной подводной лодки проекта 885 «Северодвинск», а также дизель-электрических субмарин проекта 636.3». А вот слова Фогго, что ныне развернулась «четвёртая битва за Атлантику», как-то особого внимания не удостоилась. Возможно, из-за не особого её понимания.
Битва за Атлантику? А зачем?
Но дело пока, видимо, не в том, что адмирал Фогго сказал про наш подводный флот. В конце концов, о том, что Россия бросает вызов Западу, на Западе говорят всегда. Ещё дикие литовцы начали, когда узнали от немецких крестоносцев, что их грабительские набеги на Русь можно интерпретировать как битву за западную цивилизацию. И то, что российский флот стал показывать больше энергии и уверенности за последние годы – тоже не новость, а объективный факт. И, конечно, Иван Коновалов, которого цитирует RT, совершенно прав, когда говорит, что отдавая должное нашим подлодкам, американский адмирал и журналисты намекают на необходимость более активного противостояния России, хотя Москва не собирается конкурировать с НАТО.
Верно и «то, что делает российский флот, называется демонстрацией флага и защитой национальных интересов». Но ответ, что называется, не полон.
Главное – в «битве за Атлантику». Какая, простите, битва? Зачем? У любой битвы всегда есть цель. А какова она здесь для России? Или даже шире поставим вопрос: каковы здесь национальные интересы России? Уконтропупить США? Ну, национальным интересом это не назовёшь, но военный, в случае совсем уж последней ядерной войны, — пожалуй. Но эта цель достигается разными средствами. Может быть, для этого эффективнее напустить на Америку на атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (кои удобнее бросить через Арктику), а – Владимирскую, Оренбургскую и Омскую область? И ещё несколько регионов, где стоят ракеты РВСН?
Что ещё? Захватить Европу, не дав США перебросить подкрепления через океан? Пожалуй, имеет некий смысл – но и очень сильно теоретический. Во-первых, зачем нам Европа, пока она вполне исправный покупатель нашей нефти и газа? А во-вторых, это тоже – на случай последней войны перспективка. И не очень радостная. Для нашего флота – уж точно.
Так что хотел сказать американский адмирал, роняя слова о разворачивающейся битве за Атлантику?
Какие подлодки и для чего нужны
Обратим внимание на те слова Джеймса Фогго, в которых он оценивает конкретные русские подлодки. И то, за что он их оценивает.
Вот что говорит про них адмирал, сам бывший подводник, в передаче ТАСС:
«Думаю, что россияне продолжат вкладывать рубли в создание подводных лодок. У них есть определённые, обладающие чрезвычайно большим потенциалом. На ум приходит «Северодвинск». Это превосходная платформа, бросающая крупный вызов. Шесть новых субмарин класса Kilo в Восточном Средиземноморье и Чёрном море с гибридной дизель-электрической силовой установкой — последнее слово техники, очень малошумные, когда движутся на аккумуляторах, это бросает крупный вызов. Они несут крылатые ракеты «Калибр». К тому же Россия готовится принять на вооружение такие ракеты повышенной дальности. Можете ознакомиться с публично доступными данными о них. У них дальность свыше 1,5 тыс. км. Это примерно как ракета Tomahawk, предназначенная для поражения наземных целей.»
Итак, вычленяем информемы.
К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами. Потенциально – жестокий противник американских скоростных подводных охотников класса «Вирджиния». Подводное водоизмещение 13 800 т, подводная скорость хода 31 узел, предельная глубина погружения 600 м, автономность 100 суток. На вооружении (в т.ч. в перспективе): противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс», «Циркон», 3М54K «Калибр». Из семейства «Калибр» же — противолодочные ракето-торпеды 91Р1 и крылатые ракеты для поражения наземных целей 3М14K. А также — стратегические крылатые ракеты Х-101/Х-102, универсальные глубоководные торпеды для поражения надводных подводных целей УГСТ, универсальные самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80.
Так что сравнением с «Томагавком» американец поторопился: только Х-101 летает на дальность 5,5 тысяч км. А Х-102 – то же, только с ядерной боеголовкой.
Теперь субмарины класса Kilo. На деле это обозначаемые одним индексом дизель-электрические подлодки двух проектов — 877 «Палтус» и 636.3 «Варшавянка». Основное раздражающее американцев качество – предельная малошумность. Сливающаяся – почти — с естественным шумом океана: у того 40-45 децибел, у «Палтуса» — 52-56 децибелл.
У нас часто любят упоминать, будто за их незаметность в американском флоте им дали прозвище «Чёрная дыра». И в самом деле, прессой зафиксирован ряд инцидентов (для американских кораблей), когда в Средиземном море янки их то видели (слышали), то теряли, в а это время русские подводники изящно развлекались, раз за разом «торпедируя» фрегаты США.
Подводное водоизмещение «Палтуса» — 3 100 тонн, подводная скорость 19 узлов, предельная глубина погружения – 300 м, автономность 45 суток. Вооружение: — «Калибры» (т.е. в перспективе «Цирконы»), 18 торпед, в том числе управляемых, калибра 533 мм.
«Варшавянка» — развитие «Палтуса». В принципе – те же характеристики, так что американцы правы, объединяя их в один класс. То же вооружение, с универсальными пусковыми установками для всех видов «Калибров» и в перспективе «Цирконов».
И очень мощная гидроакустическая установка (ГАК), не забудем про это. Моряки говорят, что за счёт своих ГАК в сочетании с собственной малошумностью Kilo могут обнаруживать американские атомные подлодки с большего расстояния, нежели тех их. А дальше всё штатно – управляемые торпеды и…
Требуют ли после этого дополнительного разъяснения опасения американского адмирала относительно «разворачивающейся битвы за Атлантику»? Не наши лодки он хвалит, а за свои опасается.
Но только ли за лодки?
Битва за Европу. Через Атлантику
Итак, «мы теперь ведем четвёртую битву за Атлантику». Что он имел в виду? Разумеется, о чём ТАСС тут же упоминает, — «Первую и Вторую мировые войны, а также холодную войну». Логично. Только надо вспомнить, что те битвы в водах Атлантики велись прежде всего, в главном и основном – за возможности бесперебойного движения морских конвоев через Атлантику в Европу и обратно. В ту сторону – вооружение, оборудование, войска. В обратную – золото. И американских раненых.
Собственно, не может быть иным и содержание нынешней битвы – «битвы адмирала Фогго». В Атлантике сегодня действительно разворачивается повышенная активность флотов. И русского – тоже довольно заметна на общем уровне. Запад постоянно истерит то по поводу его учений достаточно далеко от своих берегов, то из-за хитрых манёвров разведывательного судна, то из-за появления «слишком большого» количества подлодок. Но в условиях – самоочевидных к тому же, — когда России явно не по замыслам и не по силам захватить ни США, ни Европу, остаётся только одно логичное объяснение всем замечаемым явлениям. А именно: НАТО всё-таки готовится к войне с Россией (вспомним сделанное по этому поводу заявления человека, который подобных заявлений на пустом месте не делает по должности, — начальника Генштаба ВС России Валерия Герасимова).
А для этой войны необходимо будет что? – да, то же, что и для предыдущих. Необходимость невозбранного переброса американских сил в Европу. К чему они, кстати, загодя и приступают.
И вот в этой связи интересны дальнейшие замечания адмирала Фогго. О том, например, что США и Россия должны продолжать вести диалог о предотвращении инцидентов между своими вооруженными силами в открытом море и международном воздушном пространстве. О том, что нужен «открытый, честный и заинтересованный диалог».
А это уже тревожный признак. Когда американцы и – шире – западники начинают говорить о том, что «диалог по-настоящему важен», значит, нужная им подлость уже задумана и уже воплощается в жизнь. И когда в этих условиях они начинают призывать внимание прессы к, в общем, немногочисленным и, если уж по гамбургскому счёту, откровенно морским слабеньким силам России в Атлантике, — значит, уже готовятся расчищать путь в Европу для своих военных конвоев. И как бы ни были слабы русские в вопросах конвенциональной войны на море против США, сегодня действительно один «Калибр» может утопить транспорт с парой полков на борту, а одна подлодка с «Цирконами» — вывести из строя авианосную ударную группу. И для многих в США это будут неприемлемые потери всего лишь из-за того, что поляки захотят попробовать на крепость Калининградскую область.
А ведь одну мировую войну поляки уже вызвали…