С тех пор как Трамп занял свой президентский пост, он делает в своей политике явный акцент на соперничество между великими державами. В его первой Стратегии национальной безопасности, опубликованной в 2017 году, Китай и Россия уже были названы «ревизионистскими державами» и «соперниками» Соединенных Штатов. В этой связи представляется интересным вопрос: имеются ли веские основания полагать, что гипотетический военный альянс Китая и России становится самой большой угрозой для национальной безопасности США? Является ли этот так называемый альянс реальной угрозой или плодом воображения?
За последние семь десятилетий в китайско-российских отношениях не раз сменяли друг друга взлеты и падения. На протяжении достаточно долгого времени политики и эксперты в западных странах говорят о возможности создания официального альянса между Китаем и Россией. Однако, и Пекин, и Москва неоднократно заявляли, что их отношения представляют собой лишь стратегическое партнерство, но не альянс. И вероятность возвращения к тем союзническим отношениям, которые существовали между Китаем и Советским Союзом в эпоху холодной войны ничтожно мала.
Учитывая историю двусторонних связей, а также руководствуясь сложившейся международной ситуацией, Китай и Россия выработали новый тип отношений, который не соответствует критериям альянса или конфронтации и не нацелен против какой-либо третьей страны. Хотя между этими двумя державами действительно идет тесное сотрудничество во многих областях, включая политику, экономику, сферу безопасности и культуру, они являются партнерами, но не союзниками, что ясно дают понять лидеры обеих стран.
Военный альянс является одной из ключевых форм международного сотрудничества в сфере безопасности. В то же время, после завершения холодной войны были выявлены его серьезные изъяны. Существующие в настоящее время военные альянсы, особенно с участием Соединенных Штатов, в основном являются пережитками этой ушедшей эпохи. С тех пор между различными странами образовалось очень мало военных альянсов, что ясно свидетельствует о несоответствии такой формы потребностям времени. Создание полномасштабного военного альянса ослабило бы стратегическую автономию, как Китая, так и России.
Сотрудничество в сфере безопасности представляет собой один из элементов комплекса отношений между странами. Даже самое тесное сотрудничество в области национальной безопасности еще не означает наличия военного альянса. В настоящее время сотрудничество в этой сфере между Китаем и Россией связано с устранением обычных и нетрадиционных угроз их национальной безопасности, защитой собственных интересов, обеспечением стабильности в окружающих их регионах и на глобальном уровне. Следует принимать во внимание, что Китай также тесно сотрудничает в сфере безопасности со многими другими странами, такими, например, как Пакистан и Казахстан, но Пекин уже ясно обозначил, что эти двусторонние отношения не носят характера военного альянса и не направлены против тех или иных третьих стран.
В настоящее время глобальная обстановка является относительно мирной и стабильной. В то же время, обычные и нетрадиционные угрозы безопасности становятся все более взаимосвязанными и граница между ними стирается. Сегодня ни одна страна не способна справиться с ними в одиночку. Более того, нетрадиционные угрозы, такие как экстремизм и терроризм, распространяются по миру без всяких границ, что, в сущности, лишает военный альянс какого-либо смысла.
Таким образом, в современных условиях жизнеспособным решением является международное сотрудничество в сфере безопасности. Причина, по которой Китай придерживается политики неприсоединения, поощряя развитие партнерства, но не формирование военных альянсов, заключается в том, что его цель – заменить традиционную форму военного союза новым типом взаимодействия в области безопасности. Москва также считает наилучшим вариантом партнерство с Пекином, поскольку русские не хуже китайцев усвоили уроки прежнего альянса.
Китай, Соединенные Штаты и Россия считаются тремя наиболее важными силами на международной арене. Если между Китаем и Россией будет сформирован военный альянс, это, безусловно, вызовет цепную реакцию и затронет весь комплекс отношений между тремя державами, что может повысить уровень военной напряженности и принести больше вреда, чем пользы.
В целом, формирование военных союзов – это стратегия, основанная на сочетании собственных интересов стран и взаимных интересов. Но для Китая и России в обозримом будущем такой союз не является мудрым выбором. Соединенные Штаты определенно не хотели бы создания полномасштабного военного альянса между своими «стратегическими противниками», который мог бы стать колоссальной угрозой для их гегемонии. Хотя сведущие люди в США прекрасно понимают, что Китай и Россия не планируют заключать каких-либо альянсов в ближайшем будущем, политики все же склонны высказывать подобные спекуляции в своем стремлении к абсолютной безопасности.
Вследствие растущей глобальной неопределенности и нестабильности, международный порядок в настоящее время сталкивается с новыми угрозами. Все более тесное военное сотрудничество между Китаем и Россией является не более чем реакцией на односторонние действия США, которые наносят очевидный вред всей международной системе.
Другими словами, будет ли военный союз между Китаем и Россией, который на сегодняшний день является крайне маловероятным, сформирован когда-нибудь в будущем, может в значительно степени зависеть от политики Соединенных Штатов