Повсюду видны одни слабости, разногласия и неуверенность. Проблема даже не в том, что Америка уперлась лбом в стену, как это было в эпоху Буша, что Россия повернулась в сторону авторитаризма, как это было при Путине и что Европейский Союз не может завоевать симпатии своих граждан, как это показали французское и голландское «нет» во время референдума. Все это было актуально для середины подошедшего к концу десятилетия, и на заре следующего бояться стоит уже не того, что три эти основных державы могут выбрать неправильный путь. Сегодня главная проблема заключается в том, что они, кажется, вообще не способны сделать какой-либо выбор, а все их лидеры словно поражены параличом.
Через два года у Барака Обамы, возможно, снова получится укрепить свои позиции и добиться переизбрания на второй срок. Стратегия систематической обструкции, которой придерживаются республиканцы со времени победы на прошлой неделе в будущем, вероятно, утомит избирателей (что вновь склонит чашу весов в пользу демократов), но в настоящий момент президент США вынужден уйти в глухую оборону. Более того, ему придется вести отчаянную борьбу, чтобы сохранить свой проект реформы медицинского страхования и повышения налогов для богатых, а также урезать социальные расходы, чтобы Конгресс просто-напросто не перекрыл ему источник финансирования. Не останется без изменений и внешняя политика страны.
Что касается иранской ядерной программы, республиканцы не смогут долго довольствоваться экономическими санкциями, которые, тем не менее, ослабляют Махмуда Ахмадинежада и обостряют противоречия внутри исламского режима. Они непременно захотят поиграть мускулами и, возможно, даже подтолкнут своих друзей на правом крыле израильской политики к нанесению превентивных ударов.
В отношении Китая они попытаются восстановить соотношение в торговой сфере с опорой на те азиатские страны, которые испытывают беспокойство по поводу региональной политики Пекина, что может втянуть США в противостояние с их основным кредитором.
Кроме того, большинство республиканцев, скорее всего, воздержатся от давления на Израиль для приостановки колонизации палестинских территорий, тогда как стремление Барака Обамы избежать трений с Россией и выступить с ней единым фронтом по иранскому вопросу имеет все шансы на провал.
Сам факт того, что Россия больше не сможет быть уверенной в перспективе сближения с США, скажется на внутреннем балансе в Кремле, так как Дмитрию Медведеву во многом удалось добиться укрепления своих позиций по отношению к Владимиру Путину именно благодаря разрядке. В конце лета президент России догнал своего предшественника в рейтингах популярности. У наблюдателей оставалось все меньше сомнений в том, что он сможет принять участие в президентской гонке, однако результаты выборов уменьшили его поле для маневра и ослабили его положение перед лицом олигархических течений, которые считают, что Россия должна сама разыгрывать свои карты, а не развивать сотрудничество с Европой и США.
Единственный способ сохранить наметившееся сближение Вашингтона, Москвы и европейских столиц заключается в том, чтобы Европейский союз в кратчайшие сроки предпринял реальные шаги по расширению основ континентального сотрудничества с Россией, к которому уже стремятся Франция и Германия. Тем не менее, такой исход дела выглядит пока крайне маловероятным. Немецкая коалиция трещит по швам. У Николя Саркози все тоже не слишком радужно. В ближайшие месяцы Евросоюзу придется одновременно иметь дело как с серьезными финансовыми проблемами некоторых своих членов, так и изменением существующих договоров для закрепления роли фонда солидарности ЕС. Активность союза на международной арене будет тем слабее, что принятые им меры жесткой экономии замедлят экономический рост, социальная напряженность в будущем только обострится, а текущие изменения в Вашингтоне способны вернуть к жизни старые противоречия.
В кабине самолета больше нет пилота. Международная арена входит в период колебаний и, к сожалению, на ней не наблюдается ничего, что могло бы предотвратить назревающие валютные войны. Николя Саркози уверен, что к будущему лету они наберут такой размах, что его призывы к пересмотру мировой денежной системы будут услышаны, «двадцатка» примется за работу под его мудрым руководством, а его престиж достигнет таких высот, что позволит добиться переизбрания в 2012 году и поставит весь мир на его рельсы. Может быть. Но пока Китай отказывается переоценивать юань, США запустили печатный станок для девальвации доллара, а взлетевший курс евро грозит серьезными последствиями для всей экономики Европы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+