В Сочи завершилась встреча президента России Владимира Путина и госсекретаря США Майка Помпео. И хотя разговор длился более полутора часов, никакого прорыва в отношениях не произошло. Дежурными фразами о положительной оценке диалога и заявлениями о готовности и дальше вести работу по восстановлению отношений между двумя странами скрыли глубокие разногласия между Москвой и Вашингтоном по ключевым проблемам международных отношений.
Тактика США та же, что и с Китаем: там идут переговоры о новом торговом договоре на фоне решений увеличить торговые пошлины на китайские товары на 200 миллиардов, чтобы Китай стал сговорчивее. Так и с Россией: Помпео прилетел, чтобы заявить Москве, что ей пора убираться из Венесуэлы и не поддерживать Иран в его противостоянии с США. Чем нарвался на жесткий ответ Кремля. Москва продолжит помогать Венесуэле и резко осудила эскалацию конфликта с Ираном. И бросать его не собирается: США предложили хорошо подумать, чем может обернуться война с Ираном в Ормузском проливе для мировой экономики и конкретно США. Затея войны с Ираном безумна и может породить мировой кризис. Что касается давления на Иран, то это бесполезно, как и контрпродуктивны санкции против России. Не лучше ли путем диалога начать поиск выхода из этих тупиковых ситуаций.
На встрече с Помпео в резиденции Бочаров ручей присутствовали глава МИД Сергей Лавров, директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин, помощник президента Юрий Ушаков и директор департамента Северной Америки МИД РФ Георгий Борисенко. От американцев на переговорах были посол США в России Джон Хантсман, спецпредставитель США по сирийскому урегулированию Джеймс Джеффри, исполняющий обязанности заместителя госсекретаря США Филип Рикер.
После встречи помощник президента Юрий Ушаков назвал диалог «неплохим» и «предметным», а также добавил, что стороны подтвердили начало выправления отношений между нашими странами, однако прорывов пока что нет.
«Нет, прорывов пока, конечно, не чувствуется, но деловой настрой появился с американской стороны», — сказал Ушаков. Кроме того, он отметил, что Трамп готов к встрече с Путиным в Осаке, Москва со своей стороны также выразила открытость и готовность к контактам.
На встрече обсуждалась и тема выхода из договора об СНВ-3. Сейчас в Вашингтоне намерены добиться продления действия этого соглашения, что особенно актуально в условиях приостановки США своего участия в договоре о Ракетах средней дальности (Москва зеркально ответила на этот шаг Вашингтона).
В открытой для прессы части беседы с Помпео Путин упомянул недавний доклад спецпрокурора Роберта Мюллера, назвав его «объективным» и отметив, что он подтверждает отсутствие сговора между РФ и действующей администрацией США.
«Несмотря на всю экзотичность работы комиссии господина Мюллера, надо отдать ему должное, в целом, он провел объективное разбирательство и подтвердил отсутствие всяческих следов и всяческого сговора между Россией и действующей администрацией, что мы изначально характеризовали как полную чушь», — сказал Путин.
Обсуждение таких тем, как Сирия, Венесуэла, ситуация вокруг ядерной программы Ирана и Северной Кореи выявило различие в подходах, но никто и не ожидал совпадения точек зрения. Главное, что случилось в Сочи: был продемонстрирован настрой с двух сторон на продолжение контактов. Еще одна интересная деталь: Лавров передал Помпео неофициальный меморандум о фактах американского вмешательства в российские дела. И заметил, что Россия так и не дождалась фактов о вмешательстве России в дела США. Обмен любезностями по этой теме выявил, что стороны пока не готовы оставить этот болезненный вопрос в прошлом.
Пока вопрос о том, произойдет ли встреча президентов России и США на саммите «большой двадцатки» в японской Осаке, остается открытым. Песков заявил во вторник, что официальных инициатив от Вашингтона на этот счет в Кремль не поступало.
«Мы отфиксировали это заявление (слова Трампа о возможной встрече с Путиным в Осаке.) Мы такие заявления фиксировали и раньше. Мы приняли его (заявление) к сведению, каких-либо инициатив со стороны наших американских коллег не поступало, каких-либо договоренностей о начале подготовке к встрече не было», — сказал Песков.
Что касается Ирана, союзника России в Сирии, госсекретарь заявил, что США будут «оказывать давление на режим Тегерана до тех пор, пока его лидеры не будут готовы вернуться в ряды ответственных стран, которые не угрожают их соседям. Они также не распространяют нестабильность и террор». И хотя он подчеркнул, что не хочет войны с этой страной, он предупредил, что они ответят адекватно, если будут угрожать интересам США.
Лавров, между тем, отметил различия, которые существуют вокруг Ирана, но был более оптимистичен, утверждая, что «сам факт продолжения переговоров позволяет нам надеяться достичь определенных соглашений».
Список расхождений продолжился. Лавров сослался на разногласия между Москвой и Вашингтоном в отношении договора о ядерной остановке NEW START, который Кремль хочет продлить после истечения срока действия соглашения в течение двух лет. По этому вопросу, однако, для Помпео было бы желательно включить переговоры по ядерному разоружению с другими странами, особенно с Китаем. Но Пекин не готовы к этой работе.
Помпео воспользовался визитом в Россию, чтобы предупредить, что Вашингтон не потерпит нового вмешательства в избирательный процесс на президентский 2020 год. Российские официальные лица, как они это делали годами, отрицали, что они были вовлечены в какую-либо деятельность в этой области.
В Сочи государственный секретарь обратился к Москве с просьбой освободить украинских моряков, заключенных в тюрьму с ноября после инцидента в Керченском проливе, когда российское судно заблокировало проход трех кораблей украинского флота, что позволило бы положительно начать отношения с новым избранным президентом Владимиром Зеленским.
Несмотря на наблюдаемые большие и многочисленные различия, существует оптимизм в отношении будущего отношений между двумя странами. «После того, как недавно был опубликован доклад специального прокурора Роберта Мюллера, я надеюсь, что страсти утихнут с другой стороны и что мы наконец сможем продвинуться вперед в создании более конструктивных отношений и профессионального диалога между Россией и Соединенными Штатами», — выразил общую надежду российской стороны Лавров.