Пять месяцев назад при схожих обстоятельствах упали два новых самолёта. В результате крушения погиб весь экипаж и теперь еле стоящий на ногах король воздуха «Боинг» не знает, как реагировать на превосходящие всякие ожидания выпады в его сторону.
В тот день, когда произошло крушение в Эфиопии, в Твиттере генеральный директор компании выражал сочувствие третьим лицам, молился за родственников погибших, и оказывал техническую поддержку расследованию происшествия. Однако после того, как по миру прокатилась волна запретов полета, около недели его Твиттер безмолвствовал. Новые сообщения, в которых 11 раз упоминалось слово «безопасность», появились только после того, как были получены первые сведения из черного ящика. Но люди ждали извинений и компенсации.
«Боинг» — не простая компания. Подобно тому, как американцы считают «Хуавэй» воплощением Китая, «Боинг» можно считать символом США. «Боинг» господствует в авиации, также как США — в мире. Люди в аэропортах всего мира видят непрерывно снующие туда и обратно «Боинги», они невольно, а может и вполне осознано вспоминают о единственной сверхдержаве современности — США.
Расцвет «Боинга» неразрывно связан с возвышением США. На пути к становлению своей изоляционистской традиции, ведя себя на международной арене подобно сверхдержаве, США опирались на самолеты третьего поколения Б-17 «Летающая крепость», Б-29 «Суперкрепость» и Б-52 «Стратосферная крепость». На Хиросиму и Нагасаки с «Боинга» Б-29 была сброшена атомная бомба. Небо Индокитайского полуострова было заполнено «Боингами» Б-52. Так в сердцах многих поколений прочно закрепился деспотический образ США. В 1956 году появилась модель Б-52, модернизация которой поразила весь мир своими техническими характеристиками.
Подобно Б-53, «Боинг» 737 был легендой гражданской авиации с момента своего появления в 60-х годах ХХ века и до 2018 года. Серийное производство «Боинга» 737 достигло 10 тысячи самолетов, а еще один заказ на 5 тысяч самолетов ожидает внесения платы. В 2000 году «Боинг» 737 стал первой в истории моделью самолетов, общее время полетов на которых превысило 100 миллионов часов.
За 50 лет от «Боинга» 737-100 до проблемной модели 737М8, самолеты этой серии продолжали совершенствоваться, а их конкуренция с «Аэробусами» накалялась. Комплексный проект «Боинга» 737 оставался неизменным, корпус удлинялся, менялась аэродинамическая конструкция, увеличивался двигатель, место расположение которого смещалось вперед. Для равновесия в пространстве, новая система управления полетом была оснащена программой MCAS, которая автоматически опускала нос самолета при чрезмерном увеличении угла подъема. И тут люди поняли, что это начало трагедии.
«Боинг» сопровождал США на их пути к мировому господству. Теперь же, когда проблемы возникли у самого «Боинга», люди в первую очередь обращают внимание не на его инновации, безопасность, технологические стандарты и даже не на медлительность, взоры людей прикованы к тяжело ступающему великану, вырисовывающемуся на фоне. В сложившейся ситуации не получается обойти стороной Федеральное управление гражданской авиации США (ФАА), признанное мировым образцом в данной области. Если на проблемы с системой MCAS обратили бы внимание сразу после трагедии с самолетом индонезийской компании «Лайон Эйр», авиакатастрофы в Эфиопии могло бы и не быть. Это все больше доказывает, что при первичной проверке безопасности 737M8, ФАА пропустило самолет, хотя еще на этапе его проектирования технический персонал говорил о новых рисках, связанных с системой предупреждения потери скорости. Риски недооценили, а в ходе подготовки пилотов на них не было сделано должного акцента.
Такое пренебрежительное отношение к рискам, связанным с системой MCAS произошло по целому ряду причин, к ним можно отнести и господствующие позиции «Боинга», ФАА, да и всех США во авиационной промышленности и системе международных отношений, которое привело к возникновению монополистического высокомерия, и стремления сохранить торговое преимущество. Все эти факторы привели к авиакатастрофам в Индонезии и Эфиопии.
Помимо монополизма, важной причиной стали особые отношения между государственным и частным сектором в США. В противостоянии между «Боингом» и «Аэробусом», ФАА теоретически нужно было принять на себя роль сторожевого пса общественных интересов, но вместо этого оно передало «Боингу» часть сертификатов безопасности. Стоит отметить, что это только малая часть отношений, сложившихся между «Боингом» и американским правительством.
Как показывают данные, в 2018 году «Боинг» потратил более 15,1 миллиона долларов на лоббирование собственных интересов, так с 1998 года в Вашингтоне компания возглавляла десятку организаций, проводящих лоббистскую политику. По информации, опубликованной самим «Боингом», больше всего денег на продвижение своих интересов компания потратила в 2015 году. Созданный ими комитет политических действий внес «политический вклад» в американскую экономику в размере свыше 2,15 миллиона долларов. Эти деньги передавались Конгрессу, депутатам от штатов, губернаторам и мэрам.
Отношения, сложившиеся между компанией и американским правительством на первый взгляд кажутся запутанными, хотя на самом деле вполне очевидны. На эту тему обе стороны предпочитают говорить с максимальной осторожностью. До того, как исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шэнахэн поступил на службу в Пентагон в 2017 году, он 31 год проработал в компании «Боинг». Его предшественником на должности был заместитель управляющего фирмы коммерческих самолетов «Боинг», при котором были выпущены и поставлены на продажу модели 737, 747, 767, 777 и 787. После ухода в отставку Никки Хейли, бывшего представителя США при ООН, «Боинг» объявил о намерении включить ее в состав совета директоров. В письме генеральный директор компании Деннис Муиленберг написал следующее: «Хейли может поделиться с „Боингом" своими выдающими политическими достижениями, оказать содействие при сотрудничестве, а также успешно продвинуть экономические интересы компании». Негативный эффект от такого устройства дел не может сказаться только на одном предприятии или компании.
Стоит обратить особое внимание на реакцию сторон после инцидента в Эфиопии. Гражданская авиация Китая первая приняла решение по поводу самолетов 737M8, поэтому поднявшаяся волна запретов полета была названа западными СМИ «всемирным бунтом». В то же время американская сторона продлила лицензию безопасности 737M8, а министр совершил на нем полет, после чего независимый в своих мыслях и поступках Трамп подписал указ о запрете полетов.
На самом деле, для «Боинга» все сложилось не слишком плохо. Во-первых, подобных инцидентов не случалось в развитых странах Запада, а во-вторых, Трамп вовремя нажал на тормоз, предотвратив возможность третьей аварии. Можно без преувеличения сказать, что компанию спасли США и Китай.
Заключительный отчет об аварии в Эфиопии еще не был составлен, но технический анализ уже позволяет подобрать приемлемое объяснение случившемуся. Самой вероятной причиной считается несовершенство системы MCAS, которое привело к потере контроля над положением самолета в воздухе и крушению. Иными словами, помимо собственно технических причин, стоит отметить и тот факт, что, почувствовав себя монополистом, «Боинг» начал поддерживать ведущее положение США и перестал стремиться к инновациям, отнесся к возможным рискам без должной осторожности.
В любом западном учебнике по экономике подробно рассказано о плюсах и минусах свободной конкуренции и монополии. Монополисты утрачивают желание стремиться вперед, в результате чего их сменяют другие. Это утверждение действует как для компаний, так и для стран, и подтверждается многими примерами из истории. Это универсальный закон, справедливость которого доказывается вновь и вновь, исключений из него не бывает.
Если у США окажется достаточно ума, они увидят, что случай с «Боингом» — это не просто авиакатастрофа, это явный признак того, что Соединенные Штаты рискуют потерять свое господство в мире. Основная угроза заключается вовсе не в подъеме Китая, она не исходит от первоклассной компании «Хуавэй», ее источник скрыт в самих США. Эта страна долго находилась на вершине мира, и если она продолжит предаваться благам, приносимым таким положением, остановится на изменениях в пользу максимизации прибыли и утратит смелость и способность внедрять новые идеи, то совершится предопределенная исторически замена, которая будет уже не подвластна человеческой воле.
Очевидно, что если сейчас не последует никаких решительных действий, то самолеты «Боинг» упадут с небес на землю, а США неизбежно слетит со своего трона.
В 2018-2019 годах людей натолкнула на размышление череда следующих совпадений: популярность фильма «Блуждающая Земля», смелость компании «Хуавэй» в противостоянии с правительством США, а также неудачи «Боинга». Для поднимающегося Китая, включая его быстро развивающуюся авиационную промышленность, такая ситуация служит предупреждением. Нужно энергично стремиться вперед, к инновациям, не успокаиваться на достигнутом и не расслабляться.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.