И это приводит нас к министру обороны Соединённого Королевства, мистеру Гэвину Уильямсону, чудаку, который обожает пейнтбол и считает, что было бы неплохо пострелять … в испанцев, по крайней мере, для начала.
Британия и Испания не могут договориться о статусе Гибралтара, крошечной британской заморской территории в Средиземном море вблизи южной оконечности Испании. Обе страны ведут себя по-детски, и испанские суда время от времени то входят, то выходят из прибрежных вод, которые Британия считает своими территориальными водами. Министр обороны Уильямсон твёрдо выступает против этого, и на встрече в Лондоне со старшими военными чинами в декабре он предложил решение проблемы. Испанские суда, как он предложил, должны быть «отпейнтболены». Как сообщает газета «Индепендент», жителей Гибралтара «надо попросить «отшлёпать» испанские корабли флота и полицейские суда, если они противозаконно войдут в воды, что всё чаще происходит у южного побережья Испании».
Когда мистер Уильямсон высказал свою безалаберную идею, присутствующие ничего не сказали, и стратегическая концепция была отложена. Но не впервые Уильямсон выражает яркие взгляды по важным вопросам, и этот раз последним не будет. В конце концов, это человек, который по сообщениям «заставил всех в удивлении поднять брови на встрече НАТО в Брюсселе» в прошлом году, когда заявил: «Какой смысл слушать французских политиков?»
Вскинутые брови не удивляют, поскольку Уильямсон имел в виду, в частности, президента Макрона, а это не сказать, что принято в дипломатии и международных отношениях. Но Уильямсон не довольствуется оскорблениями и угрозами в адрес союзников Британии в Европейском Союзе. Он заходит намного дальше, например, как когда в прошлом году заявил, что «честно говоря, России следует заткнуться и уйти», что, вероятно, стало самым глупым и незрелым заявлением британского министра обороны с момента, когда в 1936 году эта должность была создана.
В речи в Королевском институте оборонных исследований Великобритании 1 февраля он радовался, что бедствие британского Брексита даёт возможность демонстрировать военное искусство. Он заявил присутствующим, что «Брексит привёл нас к моменту. Великому моменту в нашей истории. Моменту, когда мы должны усилить наше глобальное присутствие, увеличить нашу смертоносность и нарастить силу».
Уильямсон решил, что вооружённые силы Британии будут оперировать по всему миру, поскольку «Соединённое Королевство — это глобальная держава с поистине глобальными интересами» и «куда бы в мире я не отправился, я обнаруживаю, что Британия по-прежнему на высоте».
Пожалуйста, перестаньте смеяться.
Неудобная, но неопровержимая истина такова, что Британия — отнюдь не глобальная держава или близкая к этому, и что если Уильямсон воображает, что Британия «по-прежнему значима» во всём мире, то у него серьёзные проблемы с пониманием значимости и чувств иностранцев.
Это можно назвать пейнтбольным менталитетом.
Мне не доставляет удовольствия писать, что в мире к Британии относятся с насмешкой, смягчённой жалостью из-за её размытого и незавершенного подхода к фиаско с Брекситом. Внутри страна парализована. Как сообщает Deutsche Welle, «правительство Соединённого Королевства провело два с половиной года в вакууме, оставившем его в параличе и неспособным справиться с внутренними проблемами, которые не исчезли волшебным образом в водовороте Брексита». Эти внутренние проблемы не пересчитать, среди них и разваливающаяся служба здравоохранения (во многом из-за отъезда иностранного медицинского персонала, встревоженного Брекситом), катастрофическое состояние железных дорог, позорное состояние тюрем и парламент, который больше походит на комическую оперу, чем на уважаемую площадку для обсуждений. Как сказал один из политиков правящей партии 15 февраля, сомнительно, «способно ли на самом деле правительство вообще действовать в национальных интересах. Мы столкнулись с большим кризисом, и мы вообще не рассматриваем все варианты, чтобы попытаться с ним справиться».
Надо признать, что Соединённое Королевство находится в тяжёлом состоянии, и самое последнее, что стоит делать, так это устраивать с кем-то военную конфронтацию — особенно со странами, с которыми нет территориальных разногласий. Ни Китай, ни Россия не представляют ни малейшей военной угрозы для Британии. Всё, чего они хотят, так это торговать и процветать без того, чтобы другие страны пытались угрожать им на их же заднем дворе.
Но в речи 11 февраля Гэвин Уильямсон объявил, что «сегодня Россия возрождается — перестраивает свой военный арсенал и стремиться вернуть на свою орбиту независимые страны бывшего Советского Союза, например Грузию и Украину. В то же время Китай развивает собственные современные военные средства и коммерческую мощь».
Это человек — глупец. Не существует более мягкого слова для его описания. Стокгольмский международный институт по изучению проблем мира в отчёте за 2018 год сообщает, что «Военные расходы России в 2017 году составили $66.3 миллиарда, что на 20% меньше, чем в 2016-м», в то время, как «общие военные расходы всех 29 стран НАТО составили в 2017 году $900 миллиардов, а это 52% мировых расходов». Соединённое Королевство потратило $47.2 миллиарда — и Уильямсон хочет намного больше, чего не получит.
Но один важный момент, который ускользает от подобных Уильямсону, таков, что Соединённое Королевство имеет территорию 242,500 квадратных километров, а Россия — 17 миллионов, что могло бы продемонстрировать даже самому скудному уму неплохую причину оборонных расходов России.
Затем Уильямсон гордо объявил, что «Мы — лидеры в НАТО, в этом году мы принимает встречу руководителей альянса здесь, в Лондоне. Помимо этого мы направили тактическую группу в Эстонию в поддержку усиления военного присутствия в передовых районах НАТО. Мы возглавляем многонациональные морские группировки в Средиземном море и защищаем наши небеса над Чёрным морем и над Балтикой».
Как отметил британский сатирический журнал Private Eye, мысль о Британии, усиливающей военное присутствие в передовых районах НАТО, вряд ли встревожит или взволнует Россию или кого другого, но конечно, сама мысль чего-то стоит.
И это была идея Уильямсона, тоже зачётная, когда он включил Китай в свою обличительную речь и даже угрожал «Восточному Дракону». Как отметила «Файнэншл таймс», он «занял более агрессивную позицию…. Подтверждая, что британский авианосец «Куин Элизабет» будет направлен с первой миссией в Тихий океан. Британия готова действовать против тех, кто «меняет международные законы», сказал мистер Уильямсон, что может быть воспринято как намёк на экспансию Китая в Южно-Китайском море».
16 февраля «ФТ» сообщила, что канцлер Казначейства Британии Филип Хэммонд — министр финансов — «отменил запланированную поездку в Китай», хотя он «ожидал визита в Пекин с целью встретиться с высокопоставленными лицами, в том числе вице-премьером Ху Чуньхуа».
К сожалению, «подготовка была сорвана, когда министр обороны Гэвин Уильямсон допустил, что Британия направит авианосец на задний двор Китая. Встреча мистера Хэммонда с мистером Ху была отменена, что привело к отмене всей поездки».
Если Британия хочет выгодной торговли с Китаем после выхода из ЕС, было бы разумным стремиться к этому через диалог, а не через заявления о намерении отправить авианосец, что «по-прежнему быть на высоте» в Южно-Китайском море.
Однако в военном смысле Китаю нет нужды опасаться милитаристского угара Уильямсона. Поскольку самое смертоносное в его арсенале — пейнтбольные шарики.