Тот, кто встречал Гордона Сондлэнда (Gordon Sondland) на одном из многочисленных приемов в Брюсселе, видел обаятельного, располагающего к себе, даже остроумного собеседника. Однако этот высокорослый мужчина с высоким лбом, представляющийся «бесстрашным предводителем, мечтателем и заправилой», может быть и другим. Это вынуждены были констатировать чиновники из столиц государств-членов ЕС после первого неформального общения с новым американским послом на прошлой неделе.

Речь шла о трансатлантической торговле, об атомной сделке с Ираном, об отношениях с Китаем — то есть о том, по поводу чего американцы и европейцы ожесточенно спорят с тех пор, как Дональд Трамп стал президентом США. Сондлэнд говорил приветливым тоном, «однако по содержанию жестко и не отклоняясь от конфронтационного курса администрации Трампа по спорным вопросам», передало германское посольство в Брюсселе в Берлин.

В центре внимания критики Сондлэнда снова были немцы. По поводу спорного германо-российского газового проекта «Северный поток — 2» Сондлэнд высказался с «неприкрытой угрозой», говорится в сообщении посольства, которым располагает «Шпигель»: США будут оказывать сопротивление энергетическим проектам, противоречащим интересам США», дипломатическим путем или с помощью «более сильных мер».

Сондлэнд оспаривал, что это может быть связано с желанием Вашингтона продавать больше сжиженного газа Европе. И все же он «обрадовался» сообщению правительства ФРГ о предстоящем финансировании строительства в Германии терминала для сжиженного газа.

«Чудовищный процесс»

В ЕС выступление посланника Трампа вызвало раздражение. Конечно, для президента США речь идет о том, чтобы «он мог продавать больше газа, и в меньшей степени о том, чтобы русские продавали меньше», считает Даниэль Каспари (Daniel Caspary), руководитель фракции ХДС/ХСС в Европарламенте. Депутат Бундестага от партии Левых Андрей Хунко (Andrej Hunko) говорит о «чудовищном процессе», если сообщение об угрозе Сондлэнда подтвердится. «Запланированное миллионное субсидирование строительства в Германии терминала для крайне вредного для окружающей среды фрекингового газа из США должно быть остановлено». Сондлэнд отказался комментировать это заявление по запросу.

 Однако немцев может ожидать одна еще более серьезная проблема, чем новый спор по поводу «Северного потока — 2»: 25%-ные таможенные пошлины США на европейские автомобили. Такая угроза висит в воздухе уже несколько месяцев. Посвященные лица опасаются, что американская администрация чего доброго еще до промежуточных выборов 6 ноября предпримет серьезные шаги. Тогда это затронуло бы в первую очередь немецкую экономику.

 

При этом Брюссель и Вашингтон лишь в конце июля заключили своего рода гражданский мир. После визита президента Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера к Трампу оба опубликовали совместное заявление. В нем говорилось о желании полностью отменить пошлины и другие препятствия в торговле. А цель была обозначена как «новая фаза в отношениях».

«Его терпение не бесконечно»

Однако эти теплые слова давно стихли, вместо них все громче звучат угрозы из США. Хотя Трамп по-прежнему хочет лишь «нулевые пошлины, нулевые торговые барьеры, нулевые дотации», заявил Сондлэнд в интервью «Шпигелю». «Но его терпение не безгранично».

В середине октября министр торговли США Уилбур Росс (Wilbur Ross) снова грозил в Брюсселе автомобильными таможенными пошлинами, сообщали дипломаты ЕС. Трамп раздосадован медленным темпом переговоров, заявил Росс.

Согласие Трампа не вводить никаких новых пошлин будет действовать лишь до тех пор, пока переговоры с ЕС будут «разумно продвигаться вперед», сказал Росс в интервью американскому каналу СиЭнБиСи. «Это предостережение остается в силе».

Однако о быстром прогрессе не может быть и речи, что стало ясно после встречи в середине октября Росса с комиссаром ЕС по торговле Сесилией Мальмстрём (Cecilia Malmström). Росс сетовал на то, что команда Мальмстрём упорно отказывается обсуждать согласованные Трампом и Юнкером темы. Сондлэнд даже подозревал Мальмстрём в том, что она тянет время — возможно, в надежде переждать период правления Трампа. Однако это бесполезно: «Трамп останется президентом США до 2024 года», — завил посол.

Мальмстрём со своей стороны обвинила американцев в том, что они в действительности вообще не заинтересованы в торговом соглашении. Администрация США к тому же уже отошла и от своего предложения свести к нулю все пошлины на автомобили, сказала брюссельский дипломат.

В рабочей группе, которая была создана после встречи Трампа с Юнкером, дело продвигается тем временем весьма медленно. ЕС хочет обсуждать автомобильный сектор, американцы отклоняют эту тему и хотят вместо этого включить в обсуждение сельское хозяйство, чего ЕС со своей стороны старается в любом случае избежать. «В настоящее время нет никаких предметных переговоров о соглашении», — говорит один из переговорщиков ЕС.

В Брюсселе говорят, что не дадут запугать себя угрозами. К тому же речи Трампа об автомобильных пошлинах, вероятно, и без того были лишь блефом. США просто не могут себе позволить в разгар эскалирующего торгового конфликта с Китаем открыть еще один фронт против ЕС. Поэтому можно предположить, что в Вашингтоне укрепилось осознание того, что угрозы с автомобильными пошлинами более действенны, чем могли бы быть сами пошлины.

В споре с Трампом ЕС должен оставаться столь же стабильным и единым, как и в переговорах по Брекситу с Великобританией, считает политик от ХДС Каспари. «Тогда у нас на руках будут все козыри, поскольку наш рынок все еще крупнее американского». Возможно, и Сондлэнд прав, когда говорит представителям ЕС в Брюсселе: нынешние разногласия — это не более, чем спор в «прочном брачном союзе».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.