Идея глобализации, унифицирующей мировое пространство и устанавливающей тотальное господство именно западных культурных норм и ценностей, сформировалась еще несколько столетий назад. Колониализм, насаждение народам других частей света своей религии, языка, экономическое доминирование – все это составные компоненты единой стратегии, которая была направлена, в том числе, и на уничтожение национальных и религиозных идентичностей, превращение мира и его жителей в единое пространство, управляемое мировым правительством и населенное безликими «винтиками» некоего «мирового прогресса».
Однако, именно в конце ХХ века концепция глобализации дала огромную трещину. И одной из причин этой трещины был как раз распад Советского Союза. Ведь именно в результате распада СССР была отвергнута идея создания единой наднациональной общности «советский народ», после чего на всем постсоветском пространстве начался процесс, который политологи и социологи называют «ренессансом этнической идентичности». О своих национальных особенностях вспомнили даже самые малые народы экс-СССР. Собственно, то, что происходит сейчас на Украине – попытка такого «национального возрождения», правда носящего в большей степени искусственный характер (ведь современные «политические украинцы» не есть украинцы этнические).
Кризис наднациональной интеграции мы видим сейчас и в Европе. Идея «объединенной Европы», которая активно пропагандировалась и осуществлялась на протяжении всей второй половины ХХ века, уходит в прошлое. Уже сейчас ясно, что единой Европы нет и не будет – слишком велики различия, слишком серьезно давление внешних факторов. На этом фоне и в Европе возрождается этническая идентичность – Каталония и Шотландия тому типичный пример.
Но самое главное – от концепции «мирового правительства» отказывается Вашингтон. Именно США долгое время были главным проводником этой идеи. Теперь все в прошлом. При президенте Дональде Трампе США вступили на путь изоляционизма, подчеркивая, что главное для них – собственные экономические интересы, а не некие мифические идеи общемирового единства. Трансатлантические связи Соединенных Штатов, выстраивавшиеся десятилетиями, трещат по швам. Ухудшились отношения не только с Россией или Китаем, но и с Западной Европой – давним союзником Штатов. Все эти процессы свидетельствуют о том, что мир стремительно меняется и парадигма его унификации под властью некоего единого центра также теряет свою актуальность.
В многополярном мире, где будет несколько центров силы – Америка и Европа, Китай и Россия, вероятно также Индия, Латинская Америка, для единого «мирового правительства» уже не будет места. Для России главное – отстаивать собственные интересы, укреплять экономические связи с наиболее перспективными партнерами. От идеи глобализации стоит дистанцироваться, поскольку она потеряла свою жизнеспособность и в нынешних условиях лишена смысла. Мир становится сложнее и опаснее, что чревато потерей контроля над происходящими политическими и экономическими процессами. И лучше предусмотрительно защитить себя от возможных проблем. Не обязательно опускать «железный занавес», но «шторы» нашей стране точно не помешали бы.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1138
Рейтинг поста:
Автор демонстрирует полное непонимание механизмов возникновения "общностей".
Единая "наднациональная общность" под названием "мир империализма" (Запад+Япония) возникла более 100 лет назад с целью уничтожения России и поглощения остального мира. Ещё раньше возник "европейский мир", создавший мировую систему колониализма, и в течение веков тщившийся уничтожить Россию. В чём (помимо преимущества в технологиях) была причина успешности действий Франции, Британии, Португалии, Голландии по созданию колоний? Да именно в избытке "этнической идентичности" местных племён. Этот избыток "этнической идентичности" порождал межэтнические и межплеменные конфликты, уходившие в глубину веков. Европейские колонизаторы использовали эти конфликты, разжигая и поддерживая их, стравливали местные народы и племена между собой, поощряя их взаимное истребление, а потом добивали их и устанавливали свои порядки, действуя по принципу "разделяй и властвуй". Избыток этнической идентичности — основа господства колонизаторов.
Идентичность, которую устанавливает капитализм, описана в "Манифесте коммунистической партии":"Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения... и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного "чистогана"...Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретённых свобод одну бессовестную свободу торговли... Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям." Так что уничтожает буржуазия старую идентичность, и ставит на её место свою идентичность, угодную лишь себе.
Как могла сохраниться Россия в XX веке, когда Запад провёл индустриализацию, завершил переход к буржуазной идентичности и вступил в эпоху империализма? Только перейдя к новой единой идентичности, отказавшись в её пользу от множества старых идентичностей народов России, находившихся на различных ступенях развития — от первобытно-общинного и родового строя, до феодального и капиталистического. Такой идентичностью оказалась коммунистическая идентичность. С точки зрения механизмов, в образовании СССР не было ничего нового. Страна находилась в состоянии разрухи, и под старым эгрегором восстановиться не могла — она являлась продуктом распада этого эгрегора. С другой стороны, Россия могла возродиться только как империя, объединив все её народы под новым, коммунистическим, эгрегором. Без диктатуры коммунистического эгрегора возрождение России как СССР и превращение СССР в мировую ядерную сверхдержаву было невозможно.
Объединение монгольских родов провёл Чингиз-хан. Когда его избрали великим каганом, то первое, что он сделал — сварил заживо в котлах всех родовых вождей, и на их место поставил своих людей, не входивших в эти роды. Это было сделано именно для того, чтобы можно было подавить родовую идентичность, ввести единое для всех монголов законодательство — "Яссу", и создать "Олдын Могол Улус" — "Империю Великих Моголов".
Аналогичным образом действовал Пётр Великий: он ликвидировал боярство, ограничил власть церкви, и поставил новую элиту — дворянство, переведя Россию в феодальный строй — строй, при котором господствующей элитой являются выдвиженцы императора — феодалы. Первую попытку объединения Руси совершил Иван Грозный, введя опричнину.
При объединении народов всегда подавляется те части их национальных идентичностей, которые мешают их объединению. Смысл любого объединения — противостояние угрозам исчезновения народов. Типичная угроза исчезновения народа — родовая междоусобица, в основе которой лежит личная вражда родовых вождей. Родовая знать представляла угрозу и для монголов и для Русских, поэтому была необходима смена элит и переход к новому, феодальному, эгрегору.
То же самое можно сказать и о создании СССР на базе коммунистического эгрегора. Всерьёз этот эгрегор держался только на Русских, прочие "братья" сидели на шее Русских, хихикали, и получали от РСФСР инвестиции, дотации и преференции. Однако, даже этого хватило, чтобы народы СССР, возглавляемые Русскими под коммунистической идеологией победили Мировое Зло в 1945 г., а потом сделали СССР мировой сверхдержавой.
Когда Русские соскочили с коммунистического эгрегора, СССР распался, и все "братья" вернулись в свои национальные эгрегоры и на порождаемые ими ступени развития, на которых "братья" находились до своего вхождения в состав России. Выяснилось, что всё развитие "братьев" шло исключительно на Русском Языке, и весь их прогресс был Русским Прогрессом. Национального прогресса, на своих языках, у "братьев" не было. Украина вернулась в XVII век, во времена Запорожской Сечи. Ступень развития Запорожской Сечи — дикость. Прибалты вернулись в дофеодальную варварскую эпоху. Грузия вернулась во времена, предшествующие временам царицы Тамары. Польша вернулась во времена Речи Посполитой. И т. п. Ничего удивительного в том, что О. Басилашвили, Л. Ахеджакова, А. Роговцева и многие другие нерусские советские артисты стали идиотами и русофобами, нет. Нормальными они были как советские люди, находясь в коммунистическом эгрегоре. Вернувшись в свои национальные эгрегоры, они утратили всё, что получили как советские люди, в том числе и интеллект. Потому как эгрегоры на национальные языки не переводятся. Этим же объясняется массовый идиотизм в Прибалтике и на Украине: все их национальные эгрегоры являются эгрегорами низших ступеней развития. Всё современное они получили от Русских и на Русском Языке.
Так что с распадом СССР у "братьев" произошёл не "ренессанс этнических идентичностей", а самый натуральный откат на низшие ступени развития. На их национальные ступени развития.