Вчера британское новостное агентство «Рейтер» заявило: Иран запрещает преподавание английского в начальной школе после предостережения руководителя.
ДУБАИ («Рейтер») — Иран запретил преподавание английского языка в начальных школах, как сказал руководитель высокого уровня, после того, как Верховный Лидер страны отметил, что раннее изучение языка открывает путь западному «культурному вторжению».
Хаменеи и в самом деле сделал подобное замечание, что раннее изучение иностранного языка открывает возможность влияния на людей с помощью этого языка. Это утверждение отнюдь не противоречиво. Но действительно ли Иран запретил преподавание английского языка в начальных школах? Во-первых, зачем в не-аглоязычной стране преподавать в начальной школе английский язык? И зачем это делать именно Ирану?
Али Ахмади, иранский аналитик, задал этот самый вопрос:
«Кто в Иране изучает английский язык в начальной школе? Программа предусматривает, что английский язык преподается с 7 класса и до окончания школы».
Британско-иранская журналистка Санам Шантиае делится личным опытом:
«Я жила в Иране до 5 класса, и не помню, что преподавали арабский или английский язык (хотя это было давно). Я немного узнала у частных учителей: «Слон большой. Муравей маленький».
Ахмади подтверждает:
«Вот в 7-м классе — нормально. Они даже арабский начинают изучать обычно в 6-м классе — а раньше разве что немного на занятиях по религии».
Итак, согласно «Рейтер», Иран «запретил» нечто в школьной программе, чего там не было и нет. В статье «Рейтер» приводятся слова иранского чиновника, который не подтверждает обвинение агентства:
«Преподавание английского языка в государственных и негосударственных начальных школах по официальному расписанию противоречит законам и нормативам», сказал вечером в субботу государственному телевидению Мехди Навид-Адхам, глава государственного Совета по высшему образованию».
Чиновник лишь подтверждает, что официальная программа обязательна. А поскольку английского языка в официальной программе начальной школы нет, по этой программе его и нельзя преподавать. Банальное утверждение: «Да, соответствующие нормативы применяются, как всегда и применялись». Как Рейтерс сумело соорудить из этого новый «запрет» — вне моего понимания.
Но поскольку большая часть читателей лишь просматривает заголовки и, вероятно, первое предложение подобных статей, то британское агентство добьётся намеренно пропагандистского анти-иранского эффекта.
Ещё один отрывок с фальшивыми новостями появился в недавнем сообщении «Нью-Йорк Таймс» о том, что якобы Египет признал Иерусалим столицей Израиля. Основано оно было на неких таинственных записях, в которых предположительно агент разведки египетского правительства сказал телеведущим, что они, как предполагается, говорят о признании Трампом Иерусалима столицей Израиля.
Заголовок рассказа таков: Аудиозапись раскрывает подразумеваемое признание руководителями Египта смены положения Иерусалима.
«Когда президент Трамп в прошлом месяце признал Иерусалим столицей Израиля, офицер египетской разведки тайком позвонил гостям нескольких влиятельных ток-шоу в Египте.
«Как все наши арабские братья», Египет публично осудил это решение сказал гостям капитан Ашраф аль-Холи.
Но столкновение с Израилем не в национальных интересах Египта, сказал капитан Холи. Он рассказал гостям, что вместо осуждения этого решения им надо убедить зрителей его принять.
…
«Насколько Иерусалим отличается от Рамаллы, в самом-то деле?», повторял капитан Холи в четырех аудио-записях его телефонных разговоров, полученных «Нью-Йорк Таймс».
Первая подсказка, что это сообщение, или по меньшей мере аудиозаписи, на которых он основан, очень туманны, да и ранг офицера относительно низок. Офицер разведки в Египте может нести ответственность за округ или небольшой городок. Брифинг на национальных новостях наверняка требует человека более высокого ранга, вероятно, уровня полковника. Вопрос «Чем Иерусалим отличается от Рамаллы?» тоже весьма любопытен. Различия огромны и очевидны по историческим и религиозным последствиям. Кажется весьма маловероятным, что египетское правительство когда-либо займёт подобную позицию.
«Нью-Йорк Таймс» перечисляет следующих «гостей нескольких влиятельных ток-шоу» названных якобы офицером разведки: Азми Мегахед, Мофид Фавзи и Саид Хассасин. Четвёртый звонок был сделан «египетской певице и актрисе, известной, как Юсра».
Египетские источники говорят, что никто из вышеперечисленных особенно ничем не известен и вовсе не влиятелен. Актриса хорошо известна, но не как гостья ТВ или какая-либо политическая активистка.
В заметке отмечается, что записи звонков:
«… были предоставлены «Таймс» посредником и сторонником палестинского дела и противником президента Сиси. Источник записей невозможно определить».
Записи впервые были упомянуты телевизионной станцией Братьев-мусульман «Мекамелин ТВ», базирующейся в Стамбуле. Но как Братство получило эти записи, если они настоящие, от египетских разведывательных служб? Если у них такой источник, то почему демонстрировать их именно сейчас?
Только один из названных людей, Азми Мегахед, подтвердил звонок в «Нью-Йорк Таймс». Остальные отрицали такой факт или были вне доступа. «Нью-Йорк Таймс» не нашла мнимого капитана разведки или он был недоступен.
По-видимому, некоторые звонки состоялись, но были ли они официальными звонками египетской правительственной организации или розыгрышем?
В «Нью-Йорк Таймс» совершенно не задавались этим вопросом. Там берут пленки и сообщают о них, как о реальном выражении позиции египетского правительства, а затем продолжают измышления, на этом основываясь.
В редакционной статье в «Египет Тудей» сделана проверка утверждений «Нью-Йорк Таймс» и было выяснено, что только один из четверых упомянутых часто появляется на ТВ:
«Из упомянутых в статье Мегахед — единственный, кто присутствует на ток-шоу, которые сфокусированы на спорте и событиях в Египте. Аль-Малаф ведёт их трансляцию на спутниковом канале Аль-Азма.
Однако Мегахед сразу же отверг эти сообщения».
...
После проведения соответствующей проверки позиции Мегахеда относительно действий США по Иерусалиму, мы выяснили, что 6 декабря он сказал: «Меня печалит, что арабские государства ничего не сделали против решения администрации США перенести посольство из Тель-Авива в Иерусалим». А 11 декабря Мегахед в ток-шоу хвалил, что аль-Азхар и Коптская церковь возражали против решения Трампа».
Египетская Государственная Информационная Служба жёстко порицала утверждения «Нью-Йорк Таймс»:
«Упомянутые четыре человека, это Мофид Фавзи, который много лет назад перестал работать на телевидении, парламентарий Саид Хассасейн, который много месяцев не работает с ТВ, Азми Мегахед и актриса Юсра, которая никогда не присутствовала ни на каких ток-шоу».
В заявлении ГИС также отмечается, что заметка в «Нью-Йорк Таймс» не даёт никаких свидетельств, что так называемый Ашраф аль-Холи является офицером разведки. В-третьих, сама история с заявлениями в отношении позиции Египта по Иерусалиму основана на мнимых утечках, которые явно противоречат заявлениям и действиям египетского государства, президента и министра иностранных дел.
Питер Кайро, египетский комментатор, выступающий против правительства, выяснил, что сообщение «Нью-Йорк Таймс» — фейковая новость. Либеральная египетская изгнанница Нервана Махмуд, тоже никак не сторонник нынешнего правительства Египта, соглашается:
«Ребята, египетская разведка не настолько тупа, чтобы считать, что актриса вроде Юсры, может изменить общественное мнение по Иерусалиму».
Теперь эти записи крутит телевизионная станция Братьев-мусульман в Стамбуле. Но не предоставляет никаких доказательств, что мнимый капитан разведки существует вообще или что в дело вовлечено египетское правительство.
Каирский журналист Самер аль-Атриш, пишущий для AFP и других изданий, прослушал записи:
«Данные записи, якобы Мехамелина, как предполагается сделанные военным офицером разведки и инструктирующие журналистов и актрису поддержать решение Трампа по Иерусалиму несколько странны. Ни одна (как минимум в версии, загруженной на youtube) не начинается с самого начала звонка. У вас возникает ощущение, что как минимум два человека с ним никогда раньше не разговаривали и просто оставили всё, как есть. Ответ Юсры был забавен, в самом деле: да, да, конечно, мы в любом случае осудим, я тут на фестивале. Мегахед был самим собой, как может подтвердить каждый, кто ему звонил: наполовину слушает, а наполовину обдумывает, что вы сказали, затем перебивает вас. Я не хочу комментировать тон и подачу звонившего, но давайте скажем, что он либо мошенник, подставляющий этих людей, либо кто-то, кто дал стажеру возможность попробовать создать мнение о Иерусалиме».
«Нью-Йорк Таймс» сообщает, что записанные звонки представляют собой свидетельство скрытой позиции египетского правительства. Но «гости нескольких влиятельных ток-шоу» оказались отнюдь не таковыми. Кроме одного из всех четверых, они не были в эфире и не обладают общественным влиянием. Как так получилось, что «Нью-Йорк Таймс» не проверила этот факт? Мнимый капитан египетской разведки по-видимому вообще не существует, а суть разговоров совершенно противоречит позиции египетского правительства и народа.
Сообщение — фейковая новость, вероятно основанная на звонке шутника-пранкера, спровоцированного Братством Мусульман или иностранной разведывательной службой противника, желающего опорочить египетское правительство. Равно как от фейковые новости «Рейтер» оно ещё более подрывает доверие общества к ведущим СМИ.