11 октября 2017
Трамп олицетворяет хаос и служит инструментом его обуздания
Фёдор Лукьянов - главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Профессор-исследователь НИУ ВШЭ. Научный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай». Выпускник филологического факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник.
Резюме: "Президент Трамп удерживает мир от хаоса, - сообщила на днях официальный представитель Белого дома Сара Хакаби Сандерс. - И мы намерены продолжать это делать в качестве команды с президентом во главе". Заявление стало реакцией на слова Боба Коркера, который полагает, что только наличие вокруг Трампа таких людей, как Мэттис, Келли и Тиллерсон, "отделяет нашу страну от хаоса".
"Президент Трамп удерживает мир от хаоса, - сообщила на днях официальный представитель Белого дома Сара Хакаби Сандерс. - И мы намерены продолжать это делать в качестве команды с президентом во главе". Решительное заявление стало реакцией на слова главы сенатского комитета по международным делам Боба Коркера, который полагает, что только наличие вокруг Трампа таких людей, как Мэттис, Келли и Тиллерсон, "отделяет нашу страну от хаоса".
Эта дивная полемика отражает состояние умов в Вашингтоне. Госсекретарь якобы грозит уйти в отставку, называя верховного главнокомандующего идиотом, а переругивание президента с главой международного комитета связано прежде всего с сугубо внутренними мотивами - кто как пытается переизбраться. Но если отвлечься от этой вакханалии человеческих отношений и задуматься: а что в действительности удерживает человечество от хаоса?
Пессимисты ответят - ничто. Система институтов, созданная во второй половине ХХ века для поддержания мира и управляемости глобальными процессами в глубоком кризисе. Правила либо не соблюдаются, либо даже не признаются - мол, они были сформулированы на рубеже ХХI века без участия важных игроков. А безответственность политиков превышает допустимые величины.
Оптимисты сошлются на то, что, несмотря на упадок институтов, кое-что все-таки осталось, а сейчас происходит даже коррекция в сторону понимания реальных рисков и важности проявлять осмотрительность. Организация Объединенных Наций и ее Совет Безопасности сохраняют функцию регулятора, ядерное оружие служит сдерживающим фактором, который заставляет, говоря на жаргоне, "фильтровать базар".
Ага, ответят пессимисты, именно поэтому, наверное, и то и другое так и норовят "улучшить" - инициативы по реформированию СБ ООН, например, яркие призывы отменить право вето, следуют одна за одной, а Нобелевскую премию мира вручили Кампании за полное запрещение ядерного оружия.
Не надо видеть все в черном цвете, возразят оптимисты. Да, был период после 1989 года, когда мир пытались перекроить под одну-единственную модель, "всесильную, потому что верную", фактически размывая ради этого прежние столь мучительно выработанные правила. Но сейчас наступает понимание пагубности универсализма и навязывания единого набора представлений, так что начинается становление поистине, извините за выражение, инклюзивного мироустройства...
Этот высокомудрый спор можно продолжать долго, и аргументы каждой из сторон будут звучать убедительно. Правы и те и другие - угрозы велики, но необратимое еще не случилось. Вокабуляр мировой политики подливает масла в огонь - стилистика базарной перепалки или, если говорить по-современному, общения в социальных сетях выплеснулась на самый верх и в самые ответственные сферы деятельности, а немедленное утекание "в паблик" практически всего, что только можно, лишает дипломатию не только дискретности, которая была присуща этой профессии, но и времени на обдумывание ответа.
Сочетание геоэкономических, социальных, технологических и культурных сдвигов, каждый из которых работает в своем направлении и эти направления совсем необязательно совпадают, создает поистине революционную ситуацию. Однако многие представители политических классов ее по-прежнему не замечают или делают вид, что не замечают, будучи полностью поглощены попытками удержания или разворота ситуации в своих странах обратно к казавшемуся таким комфортным для Запада и относительно безопасным для остальных периоду после "холодной войны".
Между тем революция означает как раз невозможность возвращения назад. Даже период реставрации, который почти неизбежен после революционных перемен, не восстанавливает все, как было, а скорее просто упорядочивает более привычным способом плоды перемен. Но это следующий этап, мы сейчас только вступаем в стадию кардинальных преобразований. И обострение конфликтов по всем векторам - геополитическим, социально-экономическим, межкультурным, технологическим, природным - создает то, что называется "идеальный шторм".
Родится ли из этих конфликтов новый порядок? Станет ли происходящее сейчас разрушение созидательным? Эти вопросы станут главной темой ежегодной конференции Дискуссионного клуба "Валдай", которая открывается в понедельник. Доклад, традиционно подготовленный к мероприятию, на сей раз озаглавлен "Как важно быть серьезным". Но в отличие от игривой пьесы Оскара Уайльда, у которого и заимствовано название, авторы призывают как раз отказаться от "стратегической фривольности", охватившей мировую элиту в конце прошлого века и расшатавшей основу основ - чувство самосохранения. Оно было очень хорошо развито в годы "холодной войны", особенно после отрезвляющего "воспитательного" эффекта Карибского кризиса 1962 года. Но впоследствии многим показалось, что можно расслабиться. А зря.
Дональд Трамп, как ни парадоксально это прозвучит, и олицетворяет хаос, и служит инструментом его обуздания. Появление такого лидера хочется, конечно, списать на роковую случайность, стечение обстоятельств. На деле это лампочка индикатора, предупреждающая о глубоком неблагополучии и необходимости совсем иначе, чем прежде, подходить к решению проблем, с которыми сталкивается человечество.
Российская Газета
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 50
Рейтинг поста:
США - фашисткое образовние, чье дело угоду мира, сеять войну, вовсе беспорядок не самое главное, а хаос, лишь личина всей творимой угодной лишь большинства, тех чей меншинства призирать, и лелеять, мысль, а может быть правда?