Можно скептически улыбнуться, а можно найти положительные моменты в двух прошедших подряд на этой неделе встречах между госсекретарем США Рексом Тиллерсоном и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым на полях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В сущности, эти встречи дают надежду на очередную встречу президента Владимира Путина и Дональда Трампа, правда на сей раз в кулуарах саммита АТЭС, что пройдёт 11-12 ноября во вьетнамском Дананге.
Существуют намёки, которые невозможно игнорировать. После прослушивания речи Трампа в ООН Лавров рассказал прессе, что он воспринял её позитивно. Лавров снисходительно отнёсся к угрозам, которые Трамп озвучил в отношении «порочных режимов» Северной Кореи, Ирана и Венесуэлы. Несомненно, он принял близко к сердцу эту «замечательную речь», в которой Трамп выразил уважение к суверенитету и равенству в международных делах и пообещал, что Соединённые Штаты не будут навязывать свой образ жизни другим странам. «Считаю, это заявление можно приветствовать, подобного мы не слышали от американских лидеров очень давно», — с удовлетворением отметил Лавров.
Так что прелюдия, позволяющая рассматривать ноябрьскую встречу Путина и Трампа как новую страницу в российско-американских отношениях, уже началась. Москва уверена, что эти отношения способны только налаживаться, и Трамп поддерживает её убеждённость в том, что хорошие отношения с Россией отвечают насущным интересам Соединённых Штатов и, — как выразился Лавров в интервью «Ассошиэйтед Пресс» — «в интересах разрешения достаточно большого числа наиболее важных и острых мировых проблем»:
«Когда я разговариваю с Р.Тиллерсоном, то чувствую, что ... они не удовлетворены нынешним состоянием отношений (с Россией) ... Я думаю, что есть понимание того, что мы должны принять реальность, которая была вызвана чередой недружественных шагов администрации Б. Обамы. Такова реальность. Будучи ответственными людьми, Правительство России и Администрация США должны ответственно подойти к двусторонним вопросам, а также международным темам. Мы ещё не в той точке, когда это может стать устойчивой тенденцией, но есть понимание того, что необходимо двигаться в этом направлении».
США и Россия возобновили диалог по глобальному военно-стратегическому равновесию, но в значительной степени положение дел, которое предстоит постепенно изменить в Северной Корее, Сирии и Украине, установит темп их отношений в краткосрочной перспективе. Сотрудничество между США и Россией может иметь большое значение для решения этих проблем, в то время как любое обострение этих конфликтных ситуаций неизбежно скажется на их отношениях.
Северная Корея: Чтобы разрядить северокорейский кризис, администрация Трампа может использовать в своих интересах российско-китайский союз. Хотя возможности Китая надавить на Северную Корею бесспорны, по-прежнему не принимается во внимание, что Москва также обладает влиянием на руководство в Пхеньяне. После выезда в СССР во время Второй мировой войны Ким Ир Сен служил офицером Советской Красной Армии, после чего в 1948 году вернулся домой и обосновался в Северной Корее.
У России есть уникальная возможность предложить «интеграционный пакет», который может заинтересовать Пхеньян. Промах вашингтонского руководства состоит именно в том, что «российский вариант» (в тандеме с Китаем) не рассматривался.
Сирия: Хотя ситуация в Сирии даёт основания для осторожного оптимизма, а создание новых зон деэскалации может создать условия для внутреннего диалога в стране, наступает время для разрешения и региональных противоречий.
В этом контексте следует рассмотреть недавнее региональное турне по Персидскому заливу Лаврова и предстоящий визит саудовского короля Салмана в Россию (4-7 октября). Кроме того, у России также хорошие отношения с Турцией и Израилем, а Иран является её союзником в Сирии. Всё это делает Россию ключевым посредником. Возможно, ядерная проблема Ирана превращается в шаблон урегулирования в треугольнике Ирак-Сирия-Ливан.
Украина: Предложенный Россией Совету Безопасности ООН план развёртывания миротворческих сил в отколовшемся регионе Донбасса, получил поддержку. Интересно, что после встречи с Лавровым в Нью-Йорке 21 сентября Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенбург приветствовал эту идею.
Германия поддерживает российский шаг и надеется проработать эту идею в координации со своим западноевропейским партнёром Францией в нормандском формате. В случае, если имеющая все перспективы для этого Ангела Меркель останется на посту канцлера после воскресных выборов в бундестаг, придёт время вдохнуть новую жизнь в минские соглашения, которые для ЕС, безусловно, являются отправной точкой для рассмотрения вопроса об отмене санкций против России.
И хотя идут разговоры о европейской «стратегической автономии» в эпоху Трампа, нереалистично ожидать, что «настроившись анти-американски, Европа разорвёт отношения с Вашингтоном в пользу более тёплых отношений с Москвой», отметил недавно известный российский эксперт Федор Лукьянов. С другой стороны, администрации Трампа становится всё труднее удерживать Евросоюз в едином фронте против России (что у президента Обамы блестяще получалось в 2014 году). Очевидно, новая система взглядов для американо-российских отношений назрела. И она должна начать выстраиваться, преломляя патовую ситуацию на Украине.