Состоявшаяся на днях в Астане
«Евразийская неделя» помогла выявить приоритетные направления
экономического сотрудничества на евразийском пространстве. Причем
основной акцент в ходе этого форума был сделан на более полном
использовании инновационной составляющей во взаимодействии между
странами региона в экономической и нормативной сферах. И соответственно,
на стимулировании совместных инвестиций в высокотехнологичные и
наукоемкие отрасли экономического пространства Евразийского союза.
Напомним, что данный форум – это
крупнейшее в рамках ЕАЭС ежегодное деловое мероприятие. Его проводят
страны-участницы Евразийского союза и Евразийская экономическая комиссия
(ЕЭК). Организация и проведение «Евразийской недели» утверждены
решением пяти премьер-министров стран ЕАЭС в мае 2015 г. В работе
нынешнего форума приняли участие в том числе премьер-министр Казахстана
Бакытжан Сагинтаев, первый заместитель председателя правительства
Российской Федерации Игорь Шувалов, председатель Коллегии ЕЭК Тигран
Саркисян.
Министр
(член Коллегии) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков
подчеркнул, что для ускорения инвестиционного процесса в регионе Союза,
особенно в высокотехнологичных секторах, требуется – в числе главных
стимулов этого тренда – «в кратчайшие сроки унифицировать
законодательство в сфере интеллектуальной собственности, преодолеть
существующие различия в правоприменительной практике по борьбе с
нарушениями прав интеллектуальной собственности». Министр пояснил в этой
связи, что уже в ближайшее время планируется подписать «целый ряд
международных договоров, в том числе регулирующих отношения в связи с
регистрацией товарных знаков Союза и наименований мест происхождения
товаров ЕАЭС».
Дело в том, что между странами Союза
сохраняются разночтения по этим вопросам, в том числе по определению
ряда важнейших категорий в данной сфере – реэкспорт, демпинг, контрафакт
и т.п. В результате в общем объеме торговли внутри ЕАЭС, по имеющимся
оценкам, около трети приходится на упомянутые, можно сказать, «спорные»
категории товаров. Отнюдь не в последнюю очередь это обусловлено разными
условиями участия стран Союза в ВТО и, как следствие, нестыковками между таможенными системами стран ЕАЭС.
Т. Жаксылыков подробно разъяснил в этой
связи значение готовящихся к подписанию упомянутых выше документов: «Это
позитивно повлияет на развитие правоотношений между бизнесом и
государственными органами в сфере интеллектуальной собственности и в
целом экономического и научно-технического сотрудничества.
Производители, в том числе иностранные инвесторы, получат надежную
защиту прав на объекты своей интеллектуальной собственности на всем
пространстве Союза. Что, в свою очередь, значительно улучшит качество
бизнес-климата в регионе ЕАЭС».
Прежде всего, речь идет о двух знаковых
документах. Начальник отдела правовой охраны интеллектуальной
собственности департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК
Елена Измайлова уточнила, что первый из них – это договор «О товарных
знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров
ЕАЭС». Впервые вводится товарный знак Союза как новый, основополагающий
объект интеллектуальной собственности». Главная цель документа, как
отметила Е. Измайлова, - «обеспечение регистрации товарных знаков ЕАЭС.
Они будут обладать единообразной правовой защитной охраной на территории
всего Союза». Что касается соответствующей процедуры, «регистрацию и
единый правовой документ можно будет получить путем подачи заявки в одно
из национальных патентных ведомств стран-членов ЕАЭС».
Второй документ – «Регламент ведения
единого таможенного реестра государств-членов Союза» – разрабатывается в
целях реализации мер по защите прав на объекты интеллектуальной
собственности, принимаемые таможенными органами в рамках Таможенного
кодекса ЕАЭС.
Здесь также предусмотрено упрощение
соответствующих процедур. По уточнению Е. Измайловой, «в процессе
регистрации заявителю необходимо лишь один раз подать документы в ЕЭК –
взамен прежних пяти заявительных обращений в национальные таможенные
реестры. Таким образом, при включении объектов интеллектуальной
собственности в единый таможенный реестр будет использоваться принцип
"одного окна"».
Один из вопросов, наиболее
чувствительных для бизнес-сообщества в регионе ЕАЭС, как отмечалось на
форуме, это возможность временного введения исключений из регионального
принципа исчерпания права на товарный знак в отношении отдельных видов
товаров. Запланированное на 2018-2019 гг. установление таких исключений,
во-первых, частично связано – опять же – с разночтениями в
таможенно-тарифном регулировании стран Союза. А во-вторых, эти
исключения, то есть фактически облегчение условий реэкспорта между
странами ЕАЭС, будут возможны по инициативе стран-участниц в случаях,
когда имеется недостаток товаров на внутреннем рынке Союза. А
также исходя из необходимости обеспечения спроса в странах Союза на
какую-либо продукцию.
В ходе форума было отмечено, что
ускоренными темпами проводится работа по формированию рынка 20 секторов
услуг: они будут переведены в формат единого рынка. В частности, этот
процесс касается строительства особо опасных/сложных объектов,
инжиниринга и проектирования, рекламы, туризма, бухучета и аудита, услуг
недвижимости и оценки имущества, научных работ, картографии. Этот
сектор интеграции обусловлен его отставанием от интеграционной динамики в
производственных отраслях Союза.
В рамках форума прошел круглый
стол «Роль экспертного сообщества, научных и образовательных учреждений
в развитии евразийской интеграции». В нем приняли участие постоянные
авторы «Ритма Евразии» – руководитель экспертного клуба «Мир Евразии» из
Алматы Эдуард Полетаев (крайний слева) и советник министра экономики Киргизии Кубат Рахимов (второй слева)
Другой немаловажный вопрос, впрямую
влияющий на динамику инвестиционного и других форм бизнес-взаимодействия
стран ЕАЭС, это, как подчеркнул директор департамента развития
предпринимательской деятельности ЕЭК Бауржан Бекешев, применение
«наиболее эффективных инструментов регуляторной практики и
совершенствование внутреннего регулирования государств Союза в сфере
бизнеса».
Б. Бекешев пояснил, что существующая
практика в этой сфере де-факто пока не является межгосударственной,
причем в каждой стране Союза эта практика нередко имеет обременительный
характер. И тем самым не только усиливает нагрузку на национальный
бизнес, но и может препятствовать работе инвесторов на пространстве
ЕАЭС. В качестве первого этапа решения этой проблемы ЕЭК разработала
«Правила регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности»,
утвержденные главами государств в декабре 2016 г. При этом Б. Бекешев
разъяснил, что этот документ – «первый наднациональный акт, установивший
нормы «хорошего тона» для регуляторов всех стран Союза и гарантирующий
свободу ведения экономической деятельности». Документ включил в себя
наиболее прогрессивные модели регуляторных систем, содержащиеся как в
международной практике, так и в опыте регулирования наших экономик.
Формирование и развитие единого рынка
труда тоже остаётся среди стратегических вопросов евразийской
интеграции. В ходе форума отмечалось, что Договор о ЕАЭС закрепил
условия для свободного движения трудовых ресурсов по всей территории
интеграционного объединения и равные права для осуществления трудовой
деятельности. Нормы, действующие в этой сфере, улучшили правовое
положение занятых, сняли минимум половину прежних («досоюзных»)
ограничений по допуску на общий рынок труда и повысили уровень
социальной защиты трудящихся на этом рынке.
В то же время востребованы совместные
меры по мониторингу передвижения трудовых мигрантов, соблюдения их
социальных прав. Ряд участников форума предложили также формировать
ежегодные межгосударственные балансы спроса на трудовые ресурсы в
ЕАЭС-регионе, особенно в отраслях, где сохраняется дефицит этих ресурсов.
Цифровая экономика как стратегическая,
притом долговременная основа инновационных трендов и в экономической
интеграции, и в нормативно-правовой базе Союз тоже среди главных тем
состоявшегося форума. В частности, отмечалось, что нужно определить, на
какой технологической платформе (ТП) будет осуществляться в том числе
маркировка товаров/регистрация товарных знаков ЕАЭС. Следовательно,
такие системы в странах Союза изначально должны быть совместимыми, что и
станет основной для единой ТП. Эта проблематика актуальна, например, и
для системы госзакупок.
В контексте данных вопросов, по мнению
Карине Минасян, министра (члена Коллегии) по внутренним рынкам,
информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК, «странам
Союза целесообразно перейти к формированию цифровых активов, в том
числе цифровых платформ, наращиванию эталонных цифровых объектов,
моделей и т.п.». Ибо цифровая экономика созидается на «сквозных
процессах, а для «погружения» в них нам потребуется согласованная
политика. Иначе, образно говоря, «бесшовную» среду не сделать».
По оценке К. Минасян и многих других
участников форума, во всём мире уже обозначился период выхода за
рамки традиционных отраслей, технологических взаимопересечений и поиска
новых возможностей для построения цифровой сервисной среды для
потребителей и бизнеса. Поэтому данное направление – среди основных
векторов интеграционной политики в ЕАЭС-регионе.
Так что «Евразийская неделя» еще раз
показала, насколько решение задач, которые обсуждались на форуме,
зависит от согласованной внутри- и внешнеэкономической политики всех
стран Союза. Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|