Визит
главы индийского правительства в США закрепил отношения стратегического
партнёрства между двумя странами. Стремительное сближение Дели и
Вашингтона направлено в первую очередь против КНР. Американское
руководство пытается с помощью Индии остановить распространение
китайского влияния и осложнить реализацию стратегии «Один пояс — один
путь».
Инцидент с двойным дном
Китайско-индийские отношения сложно назвать идеальными. За
десятилетия, прошедшие после образования КНР и обретения Индией
независимости, оба государства так и не смогли разрешить пограничные
споры. В 1962 году между Пекином и Дели разгорелся крупный вооружённый
конфликт, а стычки на границе возобновлялись и в последующем. Однако
начиная с 1990-х годов накал противостояния снизился. Страны активно
развивали экономическое сотрудничество, в результате чего Китай стал
крупнейшим торговым партнёром Индии. Сдвинулись с мёртвой точки и
территориальные споры. В 2005 году Дели наконец-то признал Тибет частью
Китая, на ряд уступок пошёл Пекин.
Тем более неожиданным
оказалось нынешнее обострение ситуации. В конце июня внешнеполитические
ведомства КНР и Индии почти одновременно обменялись резкими заявлениями.
По утверждению официального Дели, китайские рабочие приступили к
строительству автодороги у перевала Дока-Ла, где сходятся границы Индии,
Китая и Бутана. При этом они якобы нарушили пограничную линию, в
результате чего индийские армейские подразделения вынудили строителей
покинуть район.
Китайская сторона выдвинула свою версию. Согласно
ей, ещё в начале июня военнослужащие Индии незаконно пересекли границу и
возвели два блиндажа. После неоднократных предупреждений отряд
Народно-освободительной армии Китая (НОАК) снёс сооружения, однако
индийские военные отказались покидать чужую территорию. Как заявил 3
июля официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан, принадлежность данного
района Китаю была закреплена соглашением 1890 года. В связи с этим Пекин
сделал представление Дели и потребовал немедленно отвести военных.
Однако разрешить конфликт пока не удаётся. Китай и Индия стянули к
спорной территории по нескольку тысяч военнослужащих.
Помимо
самого конфликта, внимание на себя обращают сопутствующие события, а
также время, когда он вспыхнул. За несколько дней до инцидента
американский журнал The Strategist («Стратег») опубликовал статью, в
которой без каких-либо серьёзных доказательств утверждается, что НОАК
каждый день (!) совершает вылазки через границу и метр за метром
оккупирует индийскую территорию. За последнее десятилетие, уверяет
журнал, Индия потеряла почти 2 тысячи квадратных километров территории. А
потому авторы советуют Дели «показать собственные зубы».
В том,
что американское издание заинтересовалось двусторонними отношениями
Китая и Индии, нет ничего странного. В азиатско-тихоокеанской политике
США Дели отводится роль стратегического союзника. Это обусловлено
важностью цели — сдерживания Пекина, в котором Вашингтон видит главного
соперника. Инцидент у перевала Дока-Ла, таким образом, является частью
стратегии по втягиванию Китая в сковывающие его конфликты.
Крепкие объятия союзников
На
причастность Вашингтона к последним событиям указывает не только
«артиллерийская подготовка» в американских СМИ. Инциденту предшествовала
поездка премьер-министра Индии Нарендры Моди в США. Её результаты ещё
более закрепили продолжающееся уже несколько лет сближение двух стран.
Судя по всему, Индия получила некие гарантии, позволившие ей намного
более решительно разговаривать с КНР.
Суть этих гарантий
становится ясной, если посмотреть на результаты состоявшегося 25—26 июня
визита. Моди приняли на подчёркнуто высоком уровне. Глава индийского
правительства стал первым иностранным лидером, с которым Дональд Трамп
провёл рабочий ужин в Белом доме. Выходы двух руководителей к прессе
сопровождались их крепкими объятиями, хотя сказать, что американский
президент щедр на подобного рода проявления чувств, нельзя. Все эти
детали могут показаться малозначащими, но в дипломатии таким «мелочам»
придаётся довольно серьёзное значение.
На совместной
пресс-конференции Моди и Трамп также не скупились на взаимные
комплименты. «Отношения между Индией и США никогда не были прочнее,
никогда не были лучше», — заявил глава американской администрации.
«Интересы Индии заключаются в том, чтобы Америка была сильной,
процветающей и успешной, — вторил ему Моди. — Я убеждён, что под вашим
руководством взаимовыгодное стратегическое партнёрство наших стран
обретёт новую силу и достигнет новых высот».
Благодушие Трампа
вполне объяснимо. Нынешнее индийское руководство старается всячески
угодить заокеанскому союзнику. Так, глава США публично похвалил коллегу
за политику в отношении Северной Кореи: в мае Индия, являвшаяся вторым
по значимости торговым партнёром КНДР, полностью прекратила с ней
торговлю. Исключение составляют поставки Пхеньяну продовольственных
товаров и медикаментов. Кроме того, Дели согласился закупить у США
сжиженный природный газ на 32 миллиарда долларов, что очень важно для
активно осваивающей мировые рынки американской нефтегазовой отрасли.
Помимо
Трампа, премьер-министр Индии провёл переговоры с госсекретарём
Тиллерсоном и главой Пентагона Мэттисом. Это неудивительно, учитывая,
что в ходе визита активно обсуждались вопросы военно-политического
сотрудничества. Как отмечается в заявлении Белого дома, США считают
Индию ключевым партнёром в оборонной отрасли и заинтересованы в
укреплении ведущей роли Дели в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В
подтверждение этого тезиса между странами заключён контракт на поставку
22 беспилотников «Гардиан». Данные аппараты рассчитаны на полёты над
морской поверхностью, на слежение за военными кораблями и подводными
лодками противника.
Другой контракт предусматривает продажу Индии
военно-транспортного самолёта С-17, оснащённого системой сбрасывания
средств радиоэлектронного подавления. Также подписано предварительное
соглашение о производстве в Индии американских истребителей F-16. Эту
договорённость иначе как сенсационной назвать сложно, ведь Трамп строил
свою предвыборную кампанию на требованиях возвращения производств в США.
Тем выпуклее становится значение, придаваемое американскими властями
Индии.
Данные контракты стали возможными благодаря статусу
ключевого партнёра, присвоенного американскими властями Индии. Теперь
Дели имеет такие же права на получение военных технологий и оборудования
из США, какими располагают лишь члены НАТО и Израиль. Подобный пакт
имеет несколько следствий. Во-первых, Вашингтон выталкивает с индийского
рынка Россию, прежде являвшуюся практически монопольным поставщиком
оружия на этом направлении. В рамках программы перевооружения Дели
заменяет российские самолёты и вертолёты Ту-142, Ил-76, Ми-26, Ми-35 на
американские и французские «Апач», «Чинук», «Посейдон», «Геркулес»,
«Мираж-2000» и «Рафаль».
Вытеснение происходит и в сфере ВМС.
Сделка по продаже Индии трёх российских фрегатов проекта 11356 («Адмирал
Истомин», «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Корнилов») сорвалась. Зато
обсуждается вопрос передачи индийским военно-морским силам одного из
списанных, но действующих американских авианосцев. Этот шаг способен
изменить расклад сил в регионе: сейчас Индия, как и Китай, располагает
двумя авианосцами.
В этом заключается вторая причина
заинтересованности США во всестороннем военно-техническом сотрудничестве
с Дели. В Вашингтоне открыто говорят о превращении Индии в
антикитайский форпост. На этом пути американцам удалось достичь ощутимых
результатов. Заключённый в прошлом году меморандум позволяет США
пользоваться индийскими военно-морскими базами. А в феврале нынешнего
года Дели предоставил порт Пипавав (штат Гуджарат) для ремонта кораблей
7-го американского флота. Прежде США располагали подобными базами только
в Японии и Сингапуре.
Расширяется масштаб совместных военных
учений. Несколько лет подряд проводятся американо-индийско-японские
манёвры «Малабар». 10 июля они стартовали в очередной раз, став самыми
масштабными за всё время. Если прибавить к этому подписанное в
Вашингтоне соглашение об обмене разведданными и о совместной борьбе с
терроризмом, картина складывающегося между США и Индией альянса станет
полной.
Получив такую поддержку, официальный Дели стал проводить
более жёсткую политику в отношении КНР и Пакистана, через который
прокладывается китайско-пакистанский экономический коридор — составная
часть проекта «Один пояс — один путь». Несколько месяцев назад новый
начальник генерального штаба Индии Бипин Рават открыто заявил о
подготовке Дели к войне на два фронта, явно подразумевая при этом Пекин и
Исламабад. В свою очередь Нарендра Моди анонсировал выделение на
модернизацию армии 250 миллиардов долларов.
"Пояс" под ударом
Стратегия
«сдерживания» Китая не ограничивается военными приготовлениями.
Активная работа ведётся на дипломатическом фронте. Главным объектом
удара является инициатива КНР «Один пояс — один путь». Если, придя к
власти, правительство Моди поддержало создание экономического коридора
Бангладеш—Китай—Индия—Мьянма и приняло решение присоединиться к
созданному Пекином Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, то
впоследствии им был сделан резкий разворот. Индийские власти выступили
против прокладки китайско-пакистанского экономического коридора на том
основании, что он проходит через Северный Кашмир, который в Дели считают
частью Индии. Демонстративным жестом стал отказ Моди участвовать в
форуме «Один пояс — один путь», прошедшем в Пекине.
Но главное
заключается в том, что Дели пытается перехватить данную идею. 23 мая на
ежегодном собрании Африканского банка развития Моди выдвинул проект
Азиатско-африканского морского коридора роста. Инициатива, поддержанная
Японией, предусматривает интеграцию азиатских и африканских рынков в
экономический блок. Это прямой вызов Китаю, который уже почти
десятилетие является основным торговым партнёром и главным источником
инвестиций для Чёрного континента.
Руководство Индии явно не без
чужих подсказок решило реанимировать идею транспортного коридора
«Север—Юг». Выдвинутый ещё в 1990-х годах план направлен на транзит
товаров из портов на западном побережье Индии через Иран и Закавказье в
Россию и далее — в Европу. Из-под сукна извлекли и ряд других проектов,
вроде строительства Трансазиатской железной дороги от Дакки (Бангладеш)
до Стамбула или автомагистрали Индия—Мьянма—Таиланд.
Под
руководством кабинета Моди Дели стремительно дрейфует в сторону США и
союзников Вашингтона. 4—6 июля состоялся визит премьер-министра Индии в
Израиль — первый за историю отношений двух государств. При этом Моди
отказался посещать Палестинскую автономию, что равнозначно поддержке
израильских властей в палестинском конфликте.
Союзнические
отношения выстраиваются у Дели и с Токио. Объём японских инвестиций в
индийскую экономику вырос за прошлый год почти вдвое. Токио не только
строит в Индии высокоскоростные железные дороги и сотрудничает с ней в
ядерной сфере (в начале июня японский парламент ратифицировал соглашение
об экспорте атомных технологий и оборудования), но и участвует в
проектах по развитию приграничных с Китаем территорий. Большая политика
диктует свои правила…
В российских СМИ до сих пор встречаются
оценки Индии как союзника Москвы и одного из «столпов» альтернативного
миропорядка. Это заблуждение. Итоги недавнего визита Моди в Россию не
идут ни в какое сравнение с результатами его поездки в США. Не стоит
преувеличивать и завершение процедуры по присоединению Индии к
Шанхайской организации сотрудничества. Не оказывая сколько-нибудь
серьёзного влияния на региональные и тем более мировые процессы, эта
организация, скорее, служит Дели для демонстрации многовекторности,
которая в действительности тает на глазах.
В связи с этим стоит
прислушаться к мнению индийских коммунистов. В заявлении Политбюро
Коммунистической партии (марксистской) говорится о превращении Индии в
«подчинённого союзника США», открывшего границы для американских
корпораций. Тем самым Дели становится заложником чуждых интересов. Ничем
хорошим для страны этот статус обернуться не может.