4 июля 2017
Устарел ли контроль над ядерными вооружениями?
Алексей Арбатов – академик РАН,
руководитель Центра международной безопасности Института мировой
экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской
Академии наук, в прошлом участник переговоров по Договору СНВ-1 (1990
г.), заместитель председателя Комитета по обороне Государственной думы
(1994–2003 гг.).
Резюме:Если откажемся от наработанных за полвека норм и инструментов
контроля над ядерным оружием, останемся у разбитого корыта. Необходимо
срочно спасать эту сложную и бесценную конструкцию и, опираясь на такой
фундамент, продуманно ее совершенствовать.
Противостояние России и Запада и начало нового цикла гонки
вооружений вернули проблемы ядерного оружия на авансцену мировой
политики после двадцати лет забвения. Администрация Дональда Трампа не
считает приоритетом прогресс в контроле над ядерным оружием, что по идее
должно послужить стимулом для Москвы к существенному пересмотру курса в
данной области. Но в какую сторону? Этот вопрос остается открытым.
Ядерный романтизм в консервативную эпоху
На Валдайском форуме в октябре 2016 г. президент России Владимир
Путин заявил: «Ядерное оружие является фактором сдерживания и фактором
обеспечения мира и безопасности во всем мире», его нельзя «рассматривать
как фактор какой бы то ни было потенциальной агрессии». Следует
отметить, что столь положительная и в чем-то даже романтическая оценка
роли ядерного оружия высказывается у нас на самом высоком
государственном уровне впервые – такого не было ни во времена СССР, ни в
демократической России.
Впрочем, многое зависит от интерпретации. Если эти слова – пожелание
того, как должно быть, пока ядерное оружие существует в качестве
объективной реальности, на это нечего возразить. Возможно, имелось в
виду, что ядерное оружие должно быть предназначено только для ответного
удара, и этой возможностью следует сдерживать агрессора от нападения
(«фактор сдерживания»). И что его недопустимо применять в первом ударе
(«как фактор потенциальной агрессии»). В таком случае мы имеем дело с
одним из вариантов формулировки концепции стратегической стабильности
как состояния стратегических взаимоотношений сторон, при котором
сводится к минимуму вероятность ядерной войны, во всяком случае – между
двумя сверхдержавами.
Однако если приведенное высказывание отражает представление о
существующем порядке вещей, то с ним нельзя согласиться без существенных
оговорок.
Фактор агрессии или ее сдерживания?
Первая оговорка состоит в том, что все девять нынешних государств,
имеющих ядерное оружие, в своих официальных военных доктринах или по
умолчанию допускают применение его первыми.
До недавнего времени КНР и Индия были единственными двумя странами,
принявшими обязательство о неприменении ядерного оружия первыми. Но в
Китае идет дискуссия об отказе от этого принципа ввиду растущей
возможности США поражать китайские ядерные средства высокоточными
неядерными системами большой дальности. А Индия, судя по всему, изменила
свое прежнее обязательство, заявив, что оно распространяется только на
неядерные государства, и это сближает ее стратегию с доктринами России и
Соединенных Штатов.
Американские союзники по НАТО – Великобритания и Франция – всегда
доктринально допускали применение ядерного оружия первыми, хотя их
ядерные силы в сокращенном составе технически более всего соответствуют
концепции сугубо ответного удара, во всяком случае в отношении России (а
до того – СССР).
Пакистан открыто и безоговорочно придерживается концепции первого
применения ядерного оружия (как оперативно-тактического, так и средней
дальности) против Индии, имеющей большое превосходство по силам общего
назначения.
Израиль не признает и не отрицает наличия у него ядерного оружия. Но
ввиду специфики его геополитического окружения ни у кого нет сомнений,
что Тель-Авив негласно придерживается концепции первого ядерного удара.
У Северной Кореи вместо доктрины – идеологические декларации с
угрозами применения ядерного оружия. В свете малочисленности и
уязвимости ее ядерных средств в противоборстве с ядерной сверхдержавой в
лице США первый удар – единственный способ применить ядерное оружие (и
после этого погибнуть).
Тем более сказанное выше относится к двум ведущим ядерным державам.
Российская официальная военная доктрина недвусмысленно предусматривает
не только ответный ядерный удар (в качестве реакции на нападение на РФ и
ее союзников с использованием ядерного и других видов оружия массового
уничтожения, ОМУ), но также и первый ядерный удар: «Российская Федерация
оставляет за собой право применить ядерное оружие… в случае агрессии
против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под
угрозу поставлено само существование государства». В таком случае
ядерный удар будет иметь целью «нанесение неприемлемого ущерба агрессору
в любых условиях обстановки».
В военной политике Соединенных Штатов тоже всегда допускалась
возможность использования ядерного оружия первыми, как гласит
американская ядерная доктрина от 2010 г., «для узкого набора сценариев».
Обеспечивая гарантии безопасности союзникам в Европе и Азии, США имеют
варианты ядерного ответа на нападение на них с использованием обычного
оружия или других видов ОМУ и потому «не готовы в настоящее время
принять безоговорочную политику сдерживания ядерного нападения как
единственного предназначения ядерного оружия…».
Таким образом, Россия, Соединенные Штаты и другие государства,
обладающие ядерным оружием, допускают, помимо ответного удара, те или
иные варианты применения ядерного оружия первыми (т.е. как «фактор
агрессии»). Такие варианты включены в их понимание ядерного сдерживания
(т.е. «фактора обеспечения мира и безопасности во всем мире»).
Объясняется этот доктринальный симбиоз тем, что все они без исключения
считают «фактором агрессии» только первый ядерный удар вероятного
противника. А сами намерены применить ядерное оружие первыми
исключительно в ответ на агрессию с использованием других видов ОМУ или
обычных вооружений.
В связи с этим следует подчеркнуть, что исторически во многих войнах,
особенно после 1945 г., каждая сторона считала, что, даже ведя
наступательные операции, она обороняется, отражая реальную или неминуемо
грозящую агрессию. Это влекло за собой или могло повлечь эскалацию
конфликта. Карибский ракетный кризис октября 1962 г. наглядно
продемонстрировал возможность ядерной войны из-за потери контроля над
событиями, а не в результате спланированной агрессии. Несколько раз
чистое везение спасало мир от ядерной катастрофы, хотя тогда уже
существовало взаимное ядерное сдерживание (пусть асимметричное) и ни
одна из сторон не хотела прямого конфликта.
Похожие, хотя и не столь опасные ситуации эскалации взаимных
оборонительных действий имели место во время берлинского кризиса 1961
г., в ходе вьетнамской (1964–1972 гг.), афганской (1979–1989 гг.) и
первой иракской войн (1990 г.). То же можно сказать о четырех
ближневосточных войнах (1957, 1967, 1973 и 1983 гг.), фолклендском
конфликте (1982 г.), индо-пакистанской и ирано-иракской войнах (1971 и
1980–1988 гг.) и ряде других событий такого рода. Причем некоторым из
них сопутствовали открытые угрозы применения ядерного оружия и повышение
уровней его готовности ведущими государствами.
Нынешняя конфронтация России и НАТО в Европе, многосторонний характер
кризисов на Ближнем Востоке в сочетании с развитием новейших ядерных и
обычных высокоточных вооружений и изощренных информационно-управляющих
систем порождают угрозу быстрой непреднамеренной эскалации обычного
(даже локального) конфликта между великими державами к ядерной войне.
Эта угроза усугубляется «новаторскими» концепциями применения ядерного
оружия в стратегиях ведущих государств.
Опасные новации
Во времена прошлой холодной войны вероятность быстрой (и даже
изначальной) эскалации крупного вооруженного конфликта в Европе к
применению ядерного оружия со стороны НАТО и Варшавского договора
принималась как данность (а на континенте было развернуто в общей
сложности до 17 тыс. единиц тактических ядерных средств). После
окончания холодной войны тактические ядерные силы сторон были
многократно сокращены, а апокалипсические сценарии были на четверть века
забыты.
Но кризис вокруг Украины и наращивание вооруженных сил по обе стороны
новых границ между Россией и НАТО вернули прежние страхи в европейскую
политику. Масштабные военные учения сторон стали регулярно проводиться с
имитацией применения тактических ядерных средств. Оружие такого класса в
количестве нескольких сотен единиц все еще размещено вместе с силами
общего назначения на передовых базах России и в американских хранилищах
на территории стран НАТО.
Однако есть и новшества, чреватые не меньшей опасностью: концепции
избирательного применения стратегических ядерных вооружений. Соединенные
Штаты с начала 1960-х гг. экспериментировали со стратегией контрсиловых
ядерных ударов – поражения стратегических сил и других военных объектов
СССР, избегая разрушения городов (во всяком случае, на первых этапах
войны). Но все эти планы разбивались о вероятность массированного
ядерного ответа другой стороны.
Перемены начались много лет спустя: в 2003 г. в официальных
российских документах появились планы «деэскалации агрессии... угрозой
нанесения или непосредственно осуществлением ударов различного масштаба с
использованием обычных и/или ядерных средств поражения». Причем
предполагалась возможность «дозированного боевого применения отдельных
компонентов Стратегических сил сдерживания».
С тех пор издания военной доктрины РФ не упоминали подобных
концепций, и на время они ушли в тень. Но в условиях нынешнего
обострения напряженности в профессиональную печать стали периодически
просачиваться сходные идеи, возможно, отражая закрытые стратегические
изыскания уполномоченных организаций. Можно в связи с этим предположить,
что в России, США (и, видимо, в КНР) прорабатываются концепции
избирательного применения стратегического ядерного оружия.
Например, военные профессионалы из закрытых институтов Минобороны РФ
подчеркивают «…ограниченный характер первого ядерного воздействия,
которое призвано не ожесточить, а отрезвить агрессора, заставить его
прекратить нападение и перейти к переговорам. При отсутствии желательной
реакции предусматривается нарастающее массирование использования
ядерного оружия как в количественном отношении, так и по
энерговыделению. Поэтому… первое ядерное воздействие Российской
Федерации может носить ограниченный характер. Реакция противника
просчитывается в форме как массированного, так и ограниченного ядерного
удара. Более вероятным, на наш взгляд, можно считать второй вариант. В
его пользу говорит тот факт, что США являются страной, где родилась
концепция ограниченной ядерной войны». В качестве возможных средств
таких действий рассматриваются, в частности, новые тяжелые наземные
ракеты шахтного базирования типа «Сармат», поскольку уязвимость пусковых
установок не позволяет полагаться на них для осуществления ответного
удара в случае массированной контрсиловой атаки США.
Судя по всему, и Соединенные Штаты, в свою очередь, реанимируют
концепции ограниченной стратегической ядерной войны в виде «подогнанных (tailored)
ядерных опций». Как оружие таких ударов обсуждаются, например,
перспективные ядерные авиационные крылатые ракеты большой дальности (LRSO – long-range stand-off missile) и управляемые авиабомбы с вариативной мощностью заряда (В-61-12).
Чаще всего в России подобные избирательные удары предлагаются как
ответ на массированную неядерную «воздушно-космическую агрессию» США и
НАТО (вроде многократно расширенного варианта налетов на Югославию,
Афганистан или Ирак). А в США такие «опции» прорабатываются как реакция
на ограниченное «ядерное воздействие» со стороны России (а также имея в
виду Китай). В реальности Соединенные Штаты не имеют ни планов, ни
достаточных средств для неядерной «воздушно-космической агрессии» против
России, особенно если речь идет об ударе по ее стратегическим ракетным
силам. Эти сценарии существуют в воображении российских стратегов.
Однако взаимная разработка планов избирательных стратегических ударов
угрожает молниеносно перевести на глобальный уровень любое локальное (и
даже случайное) вооруженное столкновение двух сверхдержав.
Хотелось бы спросить авторов российской концепции: почему они думают,
что Соединенные Штаты в ходе обмена ограниченными ударами, в конце
концов, первыми дадут «задний ход»? Видимо, подсознательно здесь
присутствует стереотип: в США живут богаче и ценят жизнь выше, а
патриотизм – ниже, чем в России. Возможно, применительно к большой и
долгой обычной войне это не лишено оснований (достаточно сравнить
отношение общества двух стран к войнам во Вьетнаме и Афганистане).
Однако упускается из вида, что ядерное оружие и в этом смысле является
«великим уравнителем»: и богатым, и бедным одинаково не хочется, чтобы
они сами, их дети и внуки превратились в «радиоактивную пыль». Во всяком
случае, исторический опыт кризисов холодной войны не подтверждает
представления о трусливости американцев, а с тех пор уровень жизни в
России и на Западе стал менее контрастным.
Сопутствующая идея, набирающая ныне обороты, состоит в том, что после
большого сокращения ядерных арсеналов за прошедшие четверть века
ядерная война снова стала возможна и не повлечет глобальной катастрофы.
Вот один из образчиков такого прогнозирования: «Решившись на
контрсиловой превентивный удар по России… США имеют основания
рассчитывать на успех… В итоге до 90 процентов российского ядерного
потенциала уничтожается до старта. А суммарная мощность ядерных взрывов
составит около 50–60 мегатонн… Гибель миллионов американцев, потеря
экономического потенциала будут перенесены относительно легко. Это
умеренная плата за мировое господство, которое обретут заокеанская или
транснациональная элиты, уничтожив Россию…» В качестве спасительной
меры, утверждает автор, создание 40–50 «боеприпасов (в 100 МТ) в
качестве боеголовок для тяжелых МБР или сверхдальних торпед гарантирует
доведение до критически опасных геофизических зон на территории США
(Йеллоустонский супервулкан, разломы тихоокеанского побережья США)...
Они гарантированно уничтожат США как государство и практически всю
транснациональную элиту».
Можно было бы отмахнуться от таких идей как не составляющих предмет
стратегического анализа и требующих услуг специалистов другого профиля,
но не все так просто. Их автор (Константин Сивков) много лет служил
в Генеральном штабе Вооруженных сил РФ и принимал участие в разработке
военно-доктринальных документов государства. В других работах этого
специалиста, как и в публикациях упомянутых выше экспертов, вопреки
официальной линии Москвы, приводятся вполне убедительные расчеты
невозможности массированного поражения не только российских ракетных
шахт, но и значительной части промышленности высокоточным неядерным
оружием. Также следует напомнить, как пару лет назад один из центральных
каналов российского телевидения в репортаже о заседании
военно-политического руководства самого высокого уровня как бы
«случайно» показал картинку именно такой суперторпеды, вызвав немалый
ажиотаж на Западе.
Приведенные примеры не позволяют безоговорочно принять тезис известного российского политолога Сергея Караганова: «Наличие ядерного оружия с имманентно присущей ему теоретической
способностью уничтожения стран и континентов, если не всего
человечества, изменяло мышление, "цивилизовало”, делало более
ответственными правящие элиты ядерных держав. Из этих элит вымывались
или не подпускались к сферам, связанным с национальной безопасностью,
люди и политические группы, взгляды которых могли бы привести к ядерному
столкновению». И дело не в том, что до «ядерной кнопки» могут добраться
экстремисты или умалишенные, а в том, что замкнутые институты имеют
склонность генерировать узко технико-оперативный образ мышления,
совершенно оторванный от реальности и чреватый чудовищными последствиями
в случае его практической имплементации.
Так или иначе, приведенные концепции насколько искусственны,
настолько и опасны. Россия и США уже второй год не могут договориться о
координации обычных авиаударов даже по общему противнику в Сирии, а что
уж говорить о негласном взаимопонимании «правил» обмена избирательными
ядерными ударами друг по другу! Касательно приемлемости ядерной войны
при сокращенных потенциалах, даже если принять крайне спорные прогнозы
минимального ответного удара России мощностью в 70 мегатонн (10%
выживших средств), надо обладать экзотическим мышлением для вывода, что
российский ответ (5 тыс. «хиросим») не будет означать полного
уничтожения Cоединенных Штатов и их союзников вместе со всеми элитами.
В реальности нет никаких оснований полагать, что ядерное оружие
теперь и в будущем может стать рациональным инструментом войны и ее
завершения на выгодных условиях. Однако есть риск (особенно после смены
руководства США), что государственные руководители, не владея темой, не
имея доступа к альтернативным оценкам и тем более не ведая истории
опаснейших кризисов времен холодной войны, поверят в реализуемость
подобных концепций. Тогда в острой международной ситуации, стремясь не
показать «слабину», они могут принять роковое решение и запустить
процесс неконтролируемой эскалации к всеобщей катастрофе.
Банализация и рационализация ядерного оружия и самой ядерной войны,
безответственная бравада на эти запретные ранее темы – опаснейшая
тенденция современности. Парадоксально, что отмеченные стратегические
новации выдвинуты в условиях сохранения солидного запаса прочности
паритета и стабильности ядерного баланса России и США. Похоже, что даже
классическое двустороннее ядерное сдерживание в отношениях двух
сверхдержав (не говоря уже о других ядерных государствах) «поедает» само
себя изнутри. Впредь едва ли можно надеяться только на него как на
«фактор обеспечения мира и безопасности».
Нельзя не признать, что традиционные концепции и методы укрепления
стратегической стабильности не способны устранить данную опасность. Для
этого нужны новые принципы стратегических отношений великих держав и
механизмы обоюдного отказа от опасных стратегических новаций. Но их
невозможно создать в условиях распада контроля над ядерным оружием и
неограниченной гонки вооружений.
Спасло ли мир ядерное сдерживание?
Вторая оговорка в отношении упомянутой в начале статьи «валдайской
формулы» заключается в том, что ядерный «фактор сдерживания» реализуется
исключительно в рамках системы и процесса контроля над вооружениями и
их нераспространения – и никак иначе. Сейчас, на кураже ниспровержения
прежних истин, по этому поводу высказываются сомнения. Например,
цитировавшийся выше Сергей Караганов пишет, что «…баланс полезности и
вредности контроля над вооружениями подвести крайне трудно». Тем не
менее это сделать легко – при всей сложности проблематики ядерных
вооружений.
До начала практического контроля над вооружениями (ведя отсчет с
Договора 1963 г. о частичном запрещении ядерных испытаний) мир
неоднократно приближался к грани ядерной войны. Характерно, что
упомянутый выше самый опасный эпизод – Карибский кризис – помимо
конфликта СССР и США из-за Кубы, был главным образом вызван именно
динамикой ядерного сдерживания. Отвечая на большой блеф советского
лидера Никиты Хрущева о ракетном превосходстве после запуска спутника в
1957 г., Соединенные Штаты начали форсированное наращивание
ракетно-ядерных вооружений. Администрация Джона Кеннеди, придя к власти в
1961 г., унаследовала от предшественников 12 старых межконтинентальных
баллистических ракет (МБР) и две первые атомные подводные лодки с
баллистическими ракетами (БРПЛ). Однако уже в 1967 г. американские
стратегические ядерные силы (СЯС) увеличились по числу ракет в 40 раз
(!). Поняв, куда идут процессы, Хрущев санкционировал переброску ракет
средней дальности на Кубу, чтобы хоть замедлить быстро растущее
отставание от США. Остальное хорошо известно.
Так ядерное сдерживание чуть не привело к ядерной войне. Можно до
бесконечности спорить, спасло ли мир ядерное оружие или нет. И то и
другое недоказуемо, поскольку, слава Богу, ядерной войны в те годы не
случилось. Но в течение ста лет после битвы при Ватерлоо и до августа
1914-го большой войны в Европе тоже не произошло, хотя ядерного оружия
не было, как и на протяжении полутора веков между Тридцатилетней войной и
наполеоновским нашествием. А малых войн случалось множество, как и в
годы холодной войны, причем через своих клиентов великие державы воевали
и друг с другом.
После Договора 1963 г. в течение последующего полувека была создана
обширная система ограничения и нераспространения ядерного оружия.
Последний кризис холодной войны произошел осенью 1983 г., причем тоже
из-за динамики ядерного сдерживания: развертывания новых ракет средней
дальности СССР, а в ответ и аналогичных ракет США и провала переговоров
по ограничению ядерных вооружений. Вывод очевиден: международные
конфликты на фоне неограниченной гонки ядерных вооружений периодически
подводят мир к грани ядерного Армагеддона. А в условиях процесса и
режимов контроля над вооружениями – нет.
Отрицать прямую и обратную корреляцию мира и контроля над
вооружениями можно, только если не желать признавать очевидного. Именно
соглашения об ограничении и сокращении ядерного оружия стабилизировали
военный баланс на пониженных уровнях и сыграли решающую роль в спасении
мира от глобальной войны. Точно так же четко прослеживается взаимосвязь
успехов и провалов диалога великих держав по ядерному разоружению и
соответственно – прогресса или регресса режима нераспространения
ядерного оружия.
Тем не менее, если исходить из того, что сдерживание, наряду с
соглашениями великих держав, явилось одним из факторов спасения мира от
ядерной войны в прошлом, то это отнюдь не значит, что так будет
продолжаться в будущем. Отношения стабильного стратегического паритета
сложились исключительно между СССР/Россией и США, хотя и здесь сейчас
нарастают возмущающие факторы. Но нет оснований рассчитывать на тот же
эффект в отношениях других ядерных государств, например, Индии и
Пакистана. Тем более это относится к Северной Корее и возможным будущим
обладателям ядерного оружия, если продолжится его распространение, что
неизбежно в случае провала переговоров по дальнейшему сокращению ядерных
арсеналов.
А через новые ядерные государства это оружие или оружейные материалы и
экспертиза неизбежно рано или поздно попадут в руки террористов, что
положит катастрофический конец роли ядерного оружия как «фактора
обеспечения мира и безопасности». Ядерное сдерживание, согласно вечным
законам гегелевской диалектики, убьет само себя. Это тем более так,
поскольку в настоящее время разворачивается беспрецедентный кризис
системы контроля над ядерным оружием.
Распад системы: есть ли повод для волнения?
Впервые за более чем полвека переговоров и соглашений по ядерному
оружию (после Договора 1963 г.) мир оказался перед перспективой потери
уже в ближайшее время договорно-правового контроля над самым
разрушительным оружием в истории человечества.
Наиболее слабым звеном в системе контроля над ядерным оружием
является Договор РСМД между СССР и США от 1987 года. Стороны уже
несколько лет обвиняют друг друга в нарушении Договора, и после смены
администрации в Вашингтоне в обозримом будущем он может быть
денонсирован. В России к этому соглашению относятся скептически, что
регулярно проявляется в высказываниях государственных руководителей. Еще
более настораживает, что в новой «Концепции внешней политики» от 2016
г. он даже не упомянут в числе договоров, которым привержена Москва.
Обычно в вину Договору РСМД вменяется, что согласно его положениям
было ликвидировано в два с лишним раза больше советских, чем
американских ракет (соответственно 1836 и 859), и этой арифметикой до
сих пор возмущаются многие российские эксперты в погонах и без. Но дело
не просто в том, что советских ракет было развернуто намного больше и
соответственно до «нуля» пришлось больше их сокращать. Еще важнее, что
по высшей стратегической математике СССР все равно остался в выигрыше по
качеству. Ведь для него был устранен, по сути, элемент стратегической
ядерной угрозы, особенно ракеты «Першинг-2», способные с коротким
подлетным временем (7 минут) наносить точные удары по подземным
командным центрам высшего военно-политического руководства в Московском
регионе. А непосредственно для американской территории Договор никак
угрозу не уменьшил, поскольку советские ракеты средней дальности ее по
определению не достигали.
Другой аргумент против Договора состоит в том, что ракеты средней
дальности нужны России для ударов по базам ПРО США в Европе. Между тем
все непредвзятые оценки показывают, что эти системы не способны
перехватить российские МБР ни на разгонном участке, ни вдогонку. Кстати и
президент Путин заявлял, что новые системы РФ могут преодолеть любую
ПРО США.
Довод о том, что нужно отвечать на ядерные ракеты средней дальности
третьих стран, не участвующих в Договоре, тоже неубедителен. Поскольку
Великобритания и Франция не имеют ракет такого класса, из пяти остальных
ядерных государств КНР и Индия – стратегические союзники России,
Пакистан нацеливает ракеты только на Индию, Израиль – на исламских
соседей, а КНДР – на американских дальневосточных союзников, а в
перспективе – на США.
В любом случае Россия обладает большим количеством достратегических
ядерных средств для сдерживания третьих стран, помимо стратегического
потенциала для сдерживания Соединенных Штатов, часть которого может быть
нацелена по любым другим азимутам. И уж если этой огромной мощи
недостаточно для сдерживания третьих ядерных государств, то
дополнительное развертывание наземных баллистических и крылатых ракет
средней дальности делу не поможет. Придется рассчитывать на
противоракетную оборону в составе модернизированной Московской ПРО
А-235, новейших систем С-500 и последующих поколений подобных средств. А
заодно пересмотреть позицию о необходимости отказа от систем ПРО или их
жесткого ограничения.
Вопреки критике Договора при современном геополитическом положении
России он намного важнее для ее безопасности, чем 30 лет назад. В случае
его краха и в ответ на развертывание ныне запрещенных российских систем
оружия возобновится размещение американских ракет средней дальности,
причем не в Западной Европе, как раньше, а на передовых рубежах – в
Польше, Балтии, Румынии, откуда они смогут простреливать российскую
территорию за Урал. Это заставит Москву с огромными затратами повышать
живучесть ядерных сил и их информационно-управляющей системы.
Кризис контроля над ядерным оружием проявляется и в том, что вот уже
шесть лет не ведется переговоров России и США по следующему договору СНВ
– самая затянувшаяся пауза за 47 лет таких переговоров. В 2021 г.
истечет срок текущего Договора СНВ, и в контроле над стратегическими
вооружениями возникнет вакуум. Времени для заключения нового договора, в
свете глубины разногласий сторон по системам ПРО и высокоточным
неядерным вооружениям, все меньше. При этом новая администрация Белого
дома не проявляет заинтересованности в заключении нового договора СНВ до
2021 г. или в его продлении до 2026 года.
Именно с середины 2020-х гг. Соединенные Штаты приступят к широкой
программе обновления своего стратегического ядерного арсенала
(стоимостью до 900 млрд долл.), а также, вероятно, расширят программу
ПРО, на что Россия будет вынуждена отвечать. Причем в отличие от периода
холодной войны эта ракетно-ядерная гонка будет дополнена соперничеством
по наступательным и оборонительным стратегическим вооружениям в
неядерном оснащении, а также развитием космического оружия и средств
кибервойны. Новейшие системы оружия особенно опасны тем, что размывают
прежние технические и оперативные разграничения между ядерными и
обычными, наступательными и оборонительными, региональными и глобальными
вооружениями.
К тому же гонка вооружений станет многосторонней, вовлекая, помимо
США и России, также КНР, страны НАТО, Индию и Пакистан, Северную и Южную
Кореи, Японию и другие государства. Геополитическое положение России
обуславливает ее особую уязвимость в такой обстановке.
Уже два десятилетия по вине Вашингтона в законную силу не вступает
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). По их же
вине недавно «заморожено» соглашение о ликвидации избыточного запаса
плутония. Переговоры по запрещению производства разделяющихся материалов
(оружейного урана и плутония) в военных целях (ДЗПРМ) много лет стоят в
тупике на Конференции по разоружению в Женеве. По российской инициативе
за последние три года прекратилось сотрудничество РФ и США по
программам безопасной утилизации, физической сохранности и защите
ядерных вооружений, материалов и объектов.
Конференция по рассмотрению Договора о нераспространении ядерного
оружия (ДНЯО) в 2015 г. закончилась провалом. Северная Корея, которая
вышла из ДНЯО в 2003 г., продолжает испытания ядерного оружия и
баллистических ракет. В апреле 2017 г. от нее дистанцировался даже
главный покровитель – Китай. Настрой новой администрации и Конгресса
против многостороннего соглашения об ограничении иранской ядерной
программы от 2015 г. может нанести окончательный удар по ДНЯО.
Дальнейшее распространение ядерного оружия будет происходить главным
образом рядом с российскими границами (Иран, Турция, Египет, Саудовская
Аравия, Южная Корея, Япония).
Если и когда это оружие попадет в руки террористов, Россия – с
недавнего времени лидер в борьбе с международным терроризмом – может
стать одним из первых объектов их мщения, тем более в свете уязвимости
ее геополитического положения и проницаемости южных границ.
Рецепты летального исхода
Традиционный контроль над ядерным оружием зиждился на ярко выраженной
биполярности миропорядка, примерном равновесии сил сторон и
согласовании классов и типов оружия в качестве предмета переговоров.
Ныне миропорядок стал многополярным, равновесие асимметричным, а новые
системы оружия размывают прежние разграничения. Контроль над
вооружениями и предотвращение ядерной войны необходимо своевременно
адаптировать к меняющимся условиям. Но надстраивать здание нужно на
твердом и испытанном фундаменте – таково элементарное правило любой
реконструкции.
В упоминавшейся выше статье Сергей Караганов пишет о необходимости
выработки «новых схем ограничения вооружений». В качестве таковых он
предлагает «не традиционные переговоры по сокращению (ликвидации)
ядерного оружия... Пора и в расчетах, и в переговорах, если их все-таки
вести, отходить от бессмысленного принципа численного паритета… Вместо
этого стоит начать диалог всех ядерных держав (в том числе, возможно,
даже Израиля и Северной Кореи…) по укреплению международной
стратегической стабильности. Сопредседателями диалога могут быть Россия,
США и Китай. Цель – предотвращение глобальной войны, использования
ядерного оружия. Он должен быть направлен именно на повышение
стабильности, предсказуемости, донесения друг до друга опасений,
предотвращения новых дестабилизирующих направлений гонки вооружений.
Особенно основанных на новых принципах средств противоракетной обороны в
динамическом взаимодействии с наступательными вооружениями.
Естественно, диалог должен включать и обсуждение неядерных, но де-факто
стратегических вооружений. А также средств кибервойны… Таким образом, –
пишет этот авторитетный специалист, – цель диалога – не собственно
сокращение арсеналов, а предотвращение войны через обмен информацией,
разъяснение позиций, в том числе причин развертывания тех или иных
систем, доктринальных установок, укрепление доверия или по крайней мере
уменьшения подозрений».
Прежде всего по поводу приведенного подхода следует отметить, что у
Москвы и Вашингтона уже есть совместная концепция стратегической
стабильности, предметно согласованная в первый и, к сожалению, последний
раз в 1990 году. Ее суть (состояние стратегических отношений,
устраняющее стимулы для первого удара) вполне актуальна. Что касается
конкретных способов укрепления стабильности (взаимоприемлемое
соотношение наступательных и оборонительных средств, снижение
концентрации боезарядов на носителях и акцент на высокоживучие системы
оружия), они, безусловно, требуют обсуждения и дополнения. Нужно учесть
появление новейших наступательных и оборонительных вооружений,
затронутые выше опасные концепции их применения, киберугрозы,
распространение ядерного и ракетного оружия. Но расширение круга
участников таких переговоров преждевременно. В обозримом будущем было бы
величайшим успехом достичь взаимопонимания хотя бы в двустороннем
формате, а уже затем думать о его расширении.
Кроме того, отвлеченное обсуждение стратегической стабильности сродни
популярным в Средние века схоластическим диспутам. Это не приведет к
конкретному результату, вроде упомянутого Карагановым «предотвращения
новых дестабилизирующих направлений гонки вооружений». Едва ли можно
рассчитывать, что оппоненты просто силой аргументов убедят друг друга
отказаться от вызывающих беспокойство программ – без достижения взаимных
компромиссов в виде ограничения и сокращения конкретных вооружений. А
раз так, то и «численному паритету» нет альтернативы: ни одна из сторон
не согласится юридически закрепить свое отставание.
Это суждение подтверждает практический опыт. Ведущиеся в течение
последних лет американо-китайские консультации по стратегической
стабильности при неравенстве потенциалов не породили ничего (кроме
совместного словаря военных терминов). Та же участь постигла переговоры
«большой ядерной пятерки», начавшиеся с 2009 г.: ничего конкретного,
кроме общих благих пожеланий, согласовать не удалось. Наконец, есть опыт
диалога России и Соединенных Штатов, который шел до 2012 г. по системам
ПРО в контексте стратегической стабильности. Интеллектуальное
взаимодействие потерпело фиаско, поскольку США не соглашались ни на
какие ограничения ПРО, а Россия их и не предлагала, требуя «гарантий
ненаправленности».
Если бы удалось организовать предлагаемый Сергеем Карагановым форум
«девятки» по стратегической стабильности, он в лучшем случае вылился бы в
бесплодный дискуссионный клуб, а в худшем – в площадку для взаимной
ругани (тем более с участием таких своеобразных стран, как Израиль и
КНДР).
Единственное содержательное определение стабильности от 1990 г.
потому и состоялось, что согласовывалось в рамках переговоров о Договоре
СНВ-1 и нашло воплощение в его статьях и обширнейшей интрузивной
системе верификации и мер доверия. Поэтому паритет, количественные
уровни, подуровни и качественные ограничения являются самым оптимальным и
доказавшим свою практичность фундаментом соглашений по укреплению
стабильности. В достигнутых с начала 1970-х гг. девяти стратегических
договорах сокращение и ограничение вооружений, меры доверия и
предсказуемости – отнюдь не самоцель, а способ практического (в отличие
от теоретического) приближения к главной цели – предотвращению ядерной
войны.
Разрушить существующую систему контроля над вооружениями проще
простого, для этого даже не надо ничего делать – без постоянных усилий
по ее укреплению она сама разрушается под давлением политических
конфликтов и военно-технического развития. А вот создать на ее обломках
нечто новое невозможно, тем более если предлагается привлечь скопом все
ядерные государства и говорить одновременно обо всех насущных проблемах.
Об интересах России
После смены власти в Вашингтоне сохранение и совершенствование
режимов контроля над ядерным оружием впредь могла бы обеспечить только
Россия. Конечно, в том случае, если бы она этого захотела. Однако ни на
США, ни на КНР или НАТО/Евросоюз рассчитывать не приходится. Помимо
ответственности России как великой державы и ядерной сверхдержавы за эту
кардинальную область международной безопасности, побудительным мотивом
могут быть и другие соображения. При трезвом анализе ситуации,
избавленном от политических обид и «ядерного романтизма», Москва должна
быть больше всех заинтересована в этом с точки зрения национальной
безопасности.
Во-первых, потому что гонку ядерных вооружений теперь намерены
возглавить Соединенные Штаты, так зачем предоставлять им свободу рук? В
интересах России понизить стратегические «потолки», загнать под них
гиперзвуковые средства, вернуться к вопросу согласования параметров и
мер доверия применительно к системам ПРО. Тем более что РФ интенсивно
строит такую систему в рамках большой программы Воздушно-космической
обороны (ВКО).
Другой мотив в том, что, как отмечалось выше, Россия находится в куда
более уязвимом геостратегическом положении, чем США и страны НАТО, не
имеет союзных ядерных держав и вообще не богата верными
военно-политическими союзниками. Соответственно, продуманные и
энергичные меры контроля над вооружениями способны устранить многие
опасности, которые нельзя снять на путях гонки вооружений.
И, наконец, последнее: новое военное соперничество потребует
колоссальных затрат, тогда как российская экономика сегодня явно не на
подъеме (в этом году грядет серьезное сокращение российского военного
бюджета). Ограничение стратегических сил и другие меры позволят
сэкономить изрядные средства и обратить их на другие нужды страны.
Тот факт, что от Вашингтона впредь не следует ждать новых предложений
или готовности с энтузиазмом принять российские инициативы, должен
рассматриваться как дополнительный аргумент в пользу активизации
политики РФ на данном треке. Если со стороны России поступят серьезные
предложения (но не такие, как в случае с утилизацией плутония), от них
не получится просто так отмахнуться. Более того, с учетом трудностей в
отношениях двух ядерных сверхдержав на других направлениях (Украина,
Сирия, Иран, Северная Корея), указанная сфера способна быстро стать
триггером возобновления их взаимодействия, о котором много говорил
Дональд Трамп в ходе избирательной кампании. К тому же он сможет
поставить себе в заслугу достижение успеха там, где прежнего президента
постигла неудача. (В истории были прецеденты: Никсон и Джонсон, Рейган и
Картер.)
Возобновление активных усилий Москвы в данной сфере, безусловно,
вызовет поддержку всех стран «Старой Европы», Китая, Японии, мира
нейтральных и неприсоединившихся стран, широких общественных движений
(вроде кампании за запрещение ядерного оружия, ведущейся в ООН), а
также среди либеральных кругов США, в основном настроенных ныне против
России. В известном смысле наша дипломатия в сфере контроля над ядерным
оружием может стать важнейшим направлением использования «мягкой силы» в
российской политике расширения своего глобального влияния.
Первоочередной задачей является спасение Договора РСМД. Вместо
бесплодного обмена обвинениями сторонам следует совместно выработать
дополнительные меры проверки, чтобы устранить взаимные подозрения.
Разумеется, это возможно, только если Россия сама для себя признает
ключевое значение Договора в обеспечении собственной безопасности и
отбросит недальновидные взгляды на это соглашение.
Затем – заключение следующего договора СНВ на период после 2021 г. и
на этой основе – согласование мер в области систем ПРО и новых
стратегических вооружений в обычном оснащении. Далее – шаги к
закреплению практического эффекта, а затем и вступлению в законную силу
ДВЗЯИ. Потом – прогресс по линии ДЗПРМ и утилизации плутония,
возобновление сотрудничества России и других стран по физической защите
ядерных объектов и сохранности ядерных материалов. Параллельно –
укрепление ДНЯО и режима контроля над ракетными технологиями. После
этого – ограничение достратегического ядерного оружия и в этом контексте
поэтапное и избирательное придание процессу сокращения ядерного оружия
многостороннего характера.
* * *
Как показал исторический опыт нашей страны в других общественных
сферах, в реальной жизни (в отличие от идеальной) не удастся до
основания снести старое, а затем на чистом месте воздвигнуть нечто новое
и прекрасное. На деле, если откажемся от наработанных за предшествующие
полвека норм и инструментов контроля над ядерным оружием, то в итоге
останемся «у разбитого корыта». Вместо этого необходимо срочно спасать
эту сложную и бесценную конструкцию и, опираясь на такой фундамент,
продуманно совершенствовать систему, приспосабливая к новым вызовам и
угрозам российской и международной безопасности. Как сказал великий
русский историк академик Василий Ключевский, «где нет тропы, надо часто
оглядываться назад, чтобы прямо идти вперед».
От стратегической к тактической стабильности
4 июля 2017
Почему контроль над вооружениями больше не работает?
Александр Колбин - консультант ПИР-Центра, советник президента группы- компаний «Волга-Днепр».
Резюме:Новое определение стабильности, которая должна поддерживаться на
нескольких тактических уровнях гонки вооружений для достижения общей
стратегической цели предотвращения войны, могло бы служить
концептуальным обоснованием контроля над вооружениями.
Контроль над вооружениями помогал сохранять стратегическую
стабильность во время холодной войны. Однако после ее окончания понятие
стратегической стабильности перестало быть заложником
советско-американского противостояния и гонки ядерных вооружений между
СССР (Россией) и Соединенными Штатами. В понятие стратегической
стабильности стали включаться дополнительные международные игроки и
угрозы безопасности. В результате сегодня Россия и США по-разному
смотрят на факторы, влияющие на стратегическую стабильность, а границы
этого понятия стали размытыми. Вместе с общим пониманием стратегической
стабильности исчезло и общее понимание необходимости контроля над
вооружениями как фактора, который должен способствовать ее сохранению.
Нужен перезапуск стабильности в российско-американских отношениях на
нескольких тактических уровнях – или реализация идеи «тактической
стабильности» как новой концептуальной основы для двустороннего контроля
над вооружениями.
Чем была холодная война?
Большинство исследователей соглашаются с тем, что
советско-американское соперничество было центральным вопросом холодной
войны, закончившейся исчезновением Советского Союза. Как пишет
английский историк Оливер Эдвардс, «термин "холодная война” означает
состояние постоянной вражды между двумя державами, которая не
перерастает в вооруженную конфронтацию или горячую войну». Сходное
определение давал в 1951 г. и будущий лидер британской лейбористской
партии Ричард Кроссман: «Определение термина "холодная война” кажется
довольно очевидным. Термин описывает тот факт, что мы не находимся в
состоянии войны и не находимся в состоянии мира с Советским Союзом, но
находимся в состоянии необъявленной вражды». Однако до сих пор среди
ученых нет единства в оценках содержания, сроков и причин данной
«вражды».
Как пишет американский историк Ури Раанан, «немного терминов
использовалось столь непоследовательно, как "холодная война”. В случае
почти каждой смены советского руководства после смерти Сталина западные
комментаторы говорили о "холодной войне” для описания почти всего, что
делалось предыдущим советским правительством, и противопоставляли этому
период предполагаемой "разрядки”, который ожидался от новой советской
администрации».
Советские исследователи определяли холодную войну как «политику
реакционных и агрессивных кругов Запада в отношении Советского Союза и
других социалистических стран, а также народов, борющихся за
национальную независимость, мир, демократию и социализм». Определение,
данное американским философом Роландом Вегсо, делает акцент на
идеологическом противостоянии: «Фундаментальный конфликт был не между
двумя враждующими идеологиями, а между идеологией зла, с одной стороны, и
идеологически нейтральной концепцией универсальной человеческой природы
и генерализированной концепцией свободы – с другой».
Еще одной характеристикой периода холодной войны, по мнению
британских историков Дэйла Уолтона и Колина Грея, было то, что «большая
часть исследований концентрировалась на советско-американской
конкуренции в гонке ядерных вооружений». Вместе с тем, продолжают они,
фокус на ядерных вооружениях был понятен, но ограничен в способности
дать определение термину «холодная война»: «Нужно помнить, что
советско-американские отношения никогда не определялись ядерным оружием –
ядерное оружие было средством, которое каждая сверхдержава, глубоко не
доверяя своему противнику, аккумулировала в огромном количестве. Однако
более глубокие причины недоверия были идеологическими, историческими и
геополитическими по своему характеру: ядерное оружие не являлось
причиной холодной войны – точно так же, как танки и авианосцы не
являлись причиной Второй мировой войны».
Существует и множество других определений. Я буду подразумевать под
термином «холодная война» период идеологического, военно-политического,
экономического и культурного противостояния СССР и США, который
продолжался с 1945 по 1991 годы. Данное противостояние не дошло до
прямого вооруженного столкновения благодаря наличию у Советского Союза и
Соединенных Штатов арсеналов ядерного оружия, способных многократно
уничтожить жизнь на Земле.
Стратегическая стабильность во время холодной войны
Как пишет сотрудник вашингтонского Центра новой американской
безопасности Элдридж Колби, «стратегическая стабильность возникла как
концепция в период холодной войны в рамках усилий по поиску modus vivendi для двух враждующих сверхдержав. Базовой логикой этой концепции была
стабилизация биполярной конфронтации путем обеспечения того, чтобы
каждая сторона имела возможность эффективного ответного удара даже после
попытки первого обезоруживающего удара со стороны противника».
В то же время бывший старший научный сотрудник американского Совета по международным отношениям и колумнист газеты The Washington Post Майкл Герсон считает, что «стратегическая стабильность является – и
всегда являлась – широко используемой концепцией без общепринятого
понимания. Не существует единого, общепризнанного определения понятия
"стабильности”, факторов, оказывающих на нее влияние, или средств
измерения уровня стабильности. Соответственно, есть значительные пробелы
в понимании в Соединенных Штатах и других странах того, как ядерные
державы определяют требования к стабильности». В то же время Герсон
подчеркивает взаимосвязь между наличием у СССР и США ядерного оружия и
возникновением ситуации стратегической стабильности. В частности, он
пишет, что «ключевые идеи, лежащие в основе концепции стратегической
стабильности, возникли еще в начале 1950-х, когда и Соединенные Штаты, и
Советский Союз начали создавать арсенал атомных бомб». Известный
теоретик международной безопасности, профессор Калифорнийского
университета Марк Трачтенберг добавляет, что «теория стабильности
возникла довольно неожиданно в конце периода правления Эйзенхауэра, или,
если быть более точным, в 1959 и 1960 годах».
Дэвид Холловэй, автор бестселлера «Сталин и бомба», называет два
признака стратегической стабильности в период холодной войны:
конфронтация между двумя сверхдержавами и наличие у них ядерного оружия.
По его мнению, «стратегическая стабильность в годы холодной войны
определялась в терминах сдерживания: отношения между Соединенными
Штатами и Советским Союзом были стабильными настолько долго, насколько
обе стороны знали, что каждая способна ответить самым серьезным образом
на ядерную атаку противника».
При этом и Холловэй, и ведущие российские эксперты согласны в том,
что одним из основных источников определения термина «стратегическая
стабильность» в годы холодной войны могли бы служить двусторонние
документы по контролю над вооружениями, прежде всего – Договор о ПРО
1972 г. и Совместное Заявление двух стран 1990 года. Холловэй
утверждает, что хотя термин «стратегическая стабильность» не
используется в Договоре о ПРО, базовые элементы этого термина отражены в
преамбуле к нему: «Эффективные меры по ограничению систем
противоракетной обороны явились бы существенным фактором в деле
сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений и привели бы к
уменьшению опасности возникновения войны с применением ядерного
оружия».
Коллектив российских ученых под руководством Алексея Арбатова в исследовании под названием «Стратегическая стабильность после
холодной войны», опубликованном в 2010 г., приводит в пример другой
двусторонний документ. В частности, авторы пишут о том, что, согласно
названному выше Заявлению 1990 г., стратегическая стабильность – «это
такое соотношение стратегических сил США и СССР (или состояние
стратегических отношений двух держав), при котором отсутствуют стимулы
для нанесения первого удара».
Даже несмотря на то что в 1972 г. и в 1990 г. СССР и США смогли
договориться об общем толковании стратегической стабильности, советские
(российские) исследователи (как в период холодной войны, так и после ее
окончания) имели собственное понимание термина. Как пишет Арбатов, среди
них «распространилось определение стратегической стабильности в широком
и узком смыслах. В широком смысле стратегическая стабильность
рассматривалась как результирующая политических, экономических, военных и
других мер, проводимых противостоящими государствами (коалициями),
вследствие которой ни одна из сторон не имеет возможностей для
осуществления военной агрессии. В узком смысле под стратегической
стабильностью понималось состояние стратегических группировок
вооруженных сил и военных отношений между государствами (коалициями),
характеризующееся примерно равными военными потенциалами, отсутствием
попыток одной из сторон изменить военный баланс сил и добиться
реализуемого путем военных операций превосходства над другой стороной на
достаточно продолжительный период времени».
Документы 1972 г. и 1990 г. демонстрируют, что до окончания холодной
войны российские и американские эксперты практиковали «узкое» понимание
стратегической стабильности, выделяя две концепции внутри стратегической
стабильности – кризисную стабильность и стабильность гонки вооружений.
Как пишет Арбатов, «в первом случае подразумевалось, что ситуация
является стабильной, когда даже в кризисной ситуации у каждой из
противостоящих сторон отсутствуют серьезные возможности и стимулы для
нанесения первого ядерного удара. Во втором случае стабильность
оценивалась по наличию стимулов для резкого наращивания своего
стратегического потенциала».
При этом Трачтенберг, описывая в 1991 г. американский подход к
проблеме стратегической стабильности, считал интересным то, «сколько
веса продолжает придаваться теории стабильности по сей день», и объяснял
это «отсутствием интеллектуально проработанных альтернатив». Ниже я
представлю свою точку зрения, согласно которой причина того, что в мире
после холодной войны не находится былого места концепции стратегической
стабильности, кроется не в «интеллектуальной слабости» западных и
российских теоретиков, а в том, что после окончания холодной войны
исчезли условия для существования стратегической стабильности в ее
«узком» понимании.
Наконец, я склонен согласиться с определением стратегической
стабильности в годы холодной войны, данным Арбатовым в упомянутой
работе. Тогда стратегическая стабильность была определена как
«устойчивость стратегического ядерного равновесия, которое сохраняется в
течение длительного периода времени, несмотря на влияние
дестабилизирующих факторов».
Контроль над вооружениями в период холодной войны
Английский исследователь Стюарт Крофт в работе, опубликованной в 1996
г., предлагает «широкое» определение понятия «контроль над
вооружениями», не проводя границы между контролем над вооружениями,
разоружением и нераспространением. По его мнению, контроль над
вооружениями включает в себя не только «ограничения на использование и
обладание вооружением», но также «договоры о разоружении», «законы
военного времени», «ограничения на распространение», «разоруженческие
усилия ООН». Взгляд Крофта контрастирует с традиционным подходом,
выразителем которого в частности является Хедли Булл, считающийся одним
из отцов-основателей контроля над вооружениями. По Буллу, разоружением
следует называть «сокращение или уничтожение вооружений», тогда как
контроль над вооружениями подразумевает «ограничение, накладываемое на
международном уровне, на политику в отношении вооружений, включая
уровень вооружений, их характер, развертывание или использование». Я
склонен соглашаться с определением, предлагаемым Буллом.
Однако подходы и Крофта, и Булла не противоречат оценке Трачтенберга о
том, что «какие бы иные функции ни имел контроль над вооружениями, его
основной целью является предотвращение войны». В этом смысле контроль
над вооружениями предотвратил эскалацию холодной войны между
сверхдержавами в вооруженный конфликт с возможностью применения ядерного
оружия. Другими словами, в годы холодной войны контроль над
вооружениями помогал сохранять стратегическую стабильность. Как пишет
Трачтенберг, в период холодной войны контроль над вооружениями перестал
быть самоцелью. Его целью стала стратегическая стабильность,
«определяемая как ситуация, в которой ни одна из сторон не стремится к
началу кризиса».
Наконец, согласно Крофту, контроль над вооружениями, призванный
укрепить стратегическую стабильность, имел (как и сама стратегическая
стабильность) два измерения – укрепление кризисной стабильности и
укрепление стабильности гонки вооружений. Эта логика работала до
окончания холодной войны и перестала работать после ее окончания.
Контроль над вооружениями и стратегическая стабильность после холодной войны
Логика, согласно которой контроль над вооружениями способствует
сохранению стратегической стабильности, после окончания холодной войны
дала сбой. Это произошло, по моему мнению, по трем причинам.
Во-первых, с точки зрения кризисной стабильности
новая Россия в 1990-е гг. больше не рассматривалась Соединенными Штатами
в качестве противника, сравнимого с СССР. Любой возможный кризис в
отношениях с Россией, возглавляемой демократической администрацией
Бориса Ельцина и стремящейся к интеграции в «западный мир», представлял
бы собой нечто слишком отличное от, скажем, Кубинского или Берлинского
кризисов, просто потому что у России не было бы ресурсов для подобного
рода противостояния.
Во-вторых, с точки зрения стабильности гонки
вооружений, из-за кризисных явлений в российской экономике США и их
союзники в 1990-е гг. могли не опасаться наращивания ядерных вооружений
со стороны России. Скорее речь была о том, чтобы уничтожить «излишки» в
ядерном арсенале России и обеспечить безопасность оставшегося оружия,
чему и были посвящены несколько двусторонних программ сотрудничества.
В результате после окончания холодной войны из-за ухода на второй
план в отношениях России и США этих двух элементов – кризисной
стабильности и стабильности гонки вооружений – контроль над вооружениями
в отношениях двух стран потерял одну из своих функций – сохранение
стратегической стабильности. Соединенные Штаты вышли из договора по ПРО,
возникли кризисы вокруг договоров РСМД, ДОВСЕ, в сотрудничестве в сфере
ядерной безопасности, а также появились новые сферы потенциальной гонки
вооружений (включая наступательные операции в киберпространстве,
размещение оружия в космосе, стратегические вооружения в неядерном
оснащении), практически не покрытые сегодня мерами контроля над
вооружениями.
Третьей причиной кризиса в сфере контроля над вооружениями стало то,
что после окончания холодной войны само понятие стратегической
стабильности перестало быть заложником российско-американского
противостояния и гонки ядерных вооружений между СССР (Россией) и США.
Обе страны значительно расширили свое понимание стратегической
стабильности как с точки зрения географии, так и с точки зрения влияющих
на нее факторов. Фактически возобладал тот «широкий подход» к
определению стратегической стабильности, который упоминался выше.
От стратегической стабильности к стабильности на тактическом уровне
Российские официальные документы, описывающие текущую стратегию в
области внешней политики и национальной безопасности, в настоящее время
перечисляют среди факторов, способствующих сохранению стратегической
стабильности, не только «действия, направленные на реализацию соглашений
в сфере ограничения и сокращения вооружений», но также усилия по
предотвращению появления «новых типов вооружений», «сохранению
стабильности международной правовой системы», «формированию системы
международной информационной безопасности» и «меры по противостоянию
природным и техногенным катастрофам». Кроме того, даже санкции,
введенные США против России, также называются в числе факторов,
создающих угрозу стратегической стабильности.
Что касается Соединенных Штатов, то акцент на роли стратегических
ядерных сил в сохранении стратегической стабильности остается
актуальным. С другой стороны, Вашингтон считает необходимым выстраивать
отношения стратегической стабильности не только с Россией, но и с
Китаем, а также с «другими крупными державами». Последняя редакция
Обзора ядерной доктрины США 2010 г. гласит: «Учитывая, что Россия и
Китай в настоящее время модернизируют свои ядерные силы, а также то, что
оба государства утверждают, что программы США по развитию ПРО и
конвенциональных ракетных вооружений являются дестабилизирующими,
сохранение стратегической стабильности с этими двумя странами будет
важным вызовом в ближайшие годы». В то же время целью диалога о
стратегической стабильности с Китаем должно быть «предоставление
площадки и механизма для каждой стороны для обсуждения их взглядов на
стратегии, политики и программы друг друга в сфере ядерных вооружений и
других стратегических возможностей».
Очевидно, что и в России, и в Соединенных Штатах сегодня размываются
старые (времен холодной войны) географические и содержательные границы
концепции стратегической стабильности, в которую начинают
инкорпорироваться «другие крупные державы» и «другие стратегические
возможности». В отсутствие общего понимания стратегической стабильности,
хотя бы на двустороннем уровне, одно из традиционных обоснований для
контроля над вооружениями – сохранение стратегической стабильности –
исчезает. В то же время появляются новые сферы потенциальной гонки
вооружений между двумя государствами, которые до сих пор не покрыты
сколько-нибудь существенными мерами контроля над вооружениями, но
которые определенно оказывают влияние на стратегическую стабильность.
Оказывают потому, что эти новые сферы гонки вооружений, не будучи
контролируемыми, могут создать условия, благоприятные для нанесения
первого удара.
Учитывая все это, пришло время найти новое обоснование необходимости
контроля над вооружениями как фактора, важного для сохранения
стабильности в межгосударственных (и прежде всего в
российско-американских) отношениях. Перефразируя определение
стратегической стабильности, данное Арбатовым, в контексте сегодняшних
российско-американских отношений стабильность могла бы быть определена
как «устойчивость равновесия стратегических возможностей, которое
сохраняется одновременно в нескольких сферах гонки вооружений в течение
длительного периода времени, несмотря на влияние дестабилизирующих
факторов, с целью уменьшения возможностей для нанесения первого удара».
Такое новое определение стабильности, которая должна поддерживаться
одновременно на нескольких тактических уровнях гонки вооружений для
достижения общей стратегической цели предотвращения войны, могло бы
служить новым концептуальным обоснованием для контроля над вооружениями.
В рамках такой концепции «тактической стабильности» и Россия, и США
могли бы перезапустить совместную работу по отдельным «тактическим»
направлениям контроля над вооружениями и в перспективе включить в эту
работу третьи страны.