Пояс и путь. Китайский ответ на американский вызов
14-15
мая в Пекине пройдёт Форум высокого уровня по международному
сотрудничеству в рамках китайской инициативы «Пояс и путь», полное
название которой – «Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП) и Морской
шелковый путь XXI века».
Почти 20 стран и более 20 международных организаций, как ожидается, подпишут документы по сотрудничеству с Китаем в рамках форума, в котором примут
участие представители из 110 стран. Такое широкое представительство
ставит его в один ряд с наиболее крупными международными событиями.
Подтвердил своё участие в пекинском форуме и президент России В. Путин.
За
время с момента выдвижения председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году
этой инициативы произошло уточнение её целевых установок и задач,
вышедших в процессе реализации за рамки первоначального замысла,
определились достижения, выявились риски и вызовы. Поэтому проведение
Форума, по словам официального представителя МИД КНР Гэн Шуана, нацелено
на подведение опыта, планирование будущего, анализ существующих
проблем, совместный ответ на вызовы и объединение общих усилий.
Китайская
инициатива «Пояс и путь» несёт на себе отпечаток изначальной цели –
нейтрализация стратегии Вашингтона по установлению контроля за
маршрутами внешней торговли Китая и поставками в Китай энергоносителей. К
2013 году, когда Си Цзиньпин сформулировал в Астане (7 сентября) и в
парламенте Индонезии (3 октября) проект «Пояс и путь», намерения США по
экономическому сдерживанию Китая вполне определились.
Поэтому
подавляющее большинство проектов международного сотрудничества в рамках
«Пояса и пути» направлено на расширение технических возможностей по
доставке китайских товаров на ключевые для КНР рынки и обратной
транспортировки в Китай сырья и энергоносителей. Это проекты по развитию
транспортной и логистической инфраструктуры – строительство и
модернизация железнодорожных и автомобильных путей сообщения, портов,
баз для перевалки и хранения грузов, трубопроводов.
В
данный момент в рамках «Пояса и пути» определились семь основных
экономических коридоров и «сухопутных мостов», которые своей
транспортно-логистической и портовой инфраструктурой должны соединить
Китай с Российской Федерацией, Европейским союзом, Западной Азией
(Аравийский полуостров), Индокитаем, Пакистаном, Индией.
С
момента запуска инициативы в 2013 году Китай уже вложил в
инфраструктурное обустройство названных направлений в общей сложности
более 50 млрд. долл. США и сформировал в странах «Пояса и пути» 56 зон
торгово-экономического сотрудничества, которые принесли этим странам
около 1,1 млрд. долларов налоговых поступлений и создали 180 тысяч
рабочих мест.
Согласно
группе данных, опубликованных за первый квартал текущего года,
внешнеторговый оборот между Китаем и странами, лежащими вдоль «Одного
пояса, одного пути», составил 1 трлн. 660 млрд. юаней, что на 26.2%
больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост объёма
оборота внешней торговли Китая с Россией, Пакистаном, Польшей,
Казахстаном и Индией составил 37%, 18.7%, 19%, 69.3% и 27.7%
соответственно.
Переход
администрации Трампа к торгово-экономическому протекционизму явился для
Китая, чья экономика критическим образом зависит от беспрепятственного
экспорта, новым вызовом. В этих условиях проект «Пояс и путь» стал не
только способом укрепления торговых связей КНР с основными ранками сбыта
своей продукции и источниками дефицитного промышленного сырья, но и
проектом новой модели глобализации. Пекин вполне осознал свою новую
геополитическую роль в качестве мирового лидера этого процесса.
В
результате активной дипломатической деятельности Пекина инициатива
«Пояс и путь», так или иначе, поддержана рядом западных стран. А 5 мая
министры финансов и главы центробанков Китая, Южной Кореи и Японии на
совещании в Токио высказались против всех форм протекционизма, косвенно
подвергнув критике торговую политику новой администрации США.
По
мере решения масштабных экономических задач, сотрудничество стран
«Пояса и пути» выходит за пределы первоначальных, узко экономических
целей. В рамках этого масштабного проекта появляются аспекты
международного взаимодействия, которые непосредственно не связаны с
экономикой и приобретают относительно самостоятельное значение.
Поэтому
сейчас официально заявленные цели Пекина в инициативе «Пояс и путь»
формулируются более широко и комплексно. «Пояс и путь» - это сообщество с
общими интересами, общей ответственностью, общим будущим. В Пекине
ведут речь о «Шёлковом пути мира», который опирался бы на два
взаимодополняющих компонента: стабильность и совместные усилия для
создания торговой сети, способствующей региональному миру.
Эти
цели определяют принципиальное отличие глобализации по-китайски от
западной её версии - полное отсутствие предварительных
политико-идеологических условий участия в «Поясе и пути». Благодаря
таким особенностям инициативы, как открытость, инклюзивность и взаимная
выгода, она приобретает всё большую поддержку в мире, особенно в странах
Азии, которые являются потенциальными кандидатами на «демократизацию»
их Западом.
Китаю,
не имеющему военных возможностей Соединённых Штатов для давления на
партнёров и обладающему иной, нежели западная, политической культурой,
важно показать, что его инициатива не является игрой с нулевой суммой и
направлена на взаимный выигрыш. Симптоматично, что в преддверии
пекинского форума именно это решающее преимущество китайской инициативы
на Западе пытаются дискредитировать. В западных СМИ появилась
построенная на домыслах критика китайской инициативы, где Китай характеризуется, как «новая
колониальная держава», а намерениям Пекина приписывают такие же
идеологические цели, как «плану Маршалла» для послевоенной Европы.
Техническая
и финансовая мощь растущей китайской экономики при опоре на принцип
невмешательства делают эту инициативу привлекательной и для России.
Однако для российской экономики важны не только
транспортно-логистические стороны взаимодействия, но и кооперация в
области НИОКР и в производственной области, включая ее
высокотехнологичную составляющую. Об этом по сути заявил 11 мая посол РФ в КНР Андрей Денисов на пресс-конференции, посвященной
Форуму высокого уровня: «Для реализации потенциала российско-китайских
торговых отношений обеим сторонам нужно переходить от торговли товарами к
торговле инвестиционными проектами и развивать долгосрочные проекты
сотрудничества».
Проект
ЭПШП сам по себе не запустит экономический рост России требуемого
качества, но при разумной государственной политике он, действительно,
может стать весомым фактором роста экономики РФ и ЕАЭС в целом. Это
важно и для решения вопроса о сопряжении ЕАЭС с китайской инициативой,
где препятствием пока является конкуренция РФ и КНР на рынках
среднеазиатских участников ЕАЭС.
Инициатива «Пояс и путь»,
создав значительные перспективы развития, вместе с тем обнаружила новые
вызовы и поставила новые проблемы. Однако подход китайской стороны
вселяет оптимизм: «Есть вызовы - мы на них ответим! Есть трудности - мы
их преодолеем!» Источник: fondsk.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста: