Накануне в Астане началась встреча представителей официальных властей Сирийской Арабской Республики с так называемой «оппозицией». Основная цель переговоров – добиться преодоления разногласий между оппозиционерами и официальным Дамаском для ликвидации террористических группировок, признанных таковыми Совбезом ООН, а затем начать процесс политического урегулирования в стране. Напомним, что ранее власти Сирии заявляли, что для урегулирования конфликта готовы пойти на одно из требований оппозиции – провести референдум об изменениях в конституции, а именно - о введении многопартийной системы. Этот вопрос находится в повестке обсуждения в казахстанской столице.
Официальный Дамаск представлен в Астане делегацией во главе с постпредом Сирии в ООН Башаром Джафари. «Оппозиционная» сторона, в составе которой аж 15 различных группировок, возглавлена одним из представителей «Джейш аль-Ислам» Мухаммедом Аллюшем.
Сами переговоры проходят в закрытом режиме – для сотен журналистов из разных стран мира, включая арабские и западные страны, двери переговорного зала фактически в течение всего первого этапа дискуссий оставались закрытыми. Лишь благодаря работе сотрудников пресс-служб делегаций информация о ходе переговорного процесса поступала в центр Казмедиа, откуда и расходилась по миру.
Что обратило на себя внимание уже на первом этапе дискуссии, так это то, что за круглым столом впервые с момента начала конфликта в Сирии оказались официальные представители властей Сирии и сирийской оппозиции. Ранее те, кто называет себя «оппозиционерами», постоянно устраивали демарши по поводу своего участия в обсуждении процесса урегулирования. Так, ни одна из встреч в Женеве так и не была проведена при одновременном обсуждении за одним столом острой сирийской тематики членами делегации Дамаска и «оппозиционерами». В итоге женевский формат превратился в фарс, и ни к каким позитивным результатам не привёл.
Женевский формат, которым пытались рулить США, а также Катар и Саудовская Аравия, 23 января 2017 года был заменён форматом астанинским. Не то чтобы окончательно заменён – просто появилось иное предложение от РФ, Турции и Ирана. И здесь следует отметить ещё одну немаловажную деталь. Впервые за долгие годы за одним столом оказались и представители упомянутых Ирана с Турцией. Ранее было сложно себе представить, что ситуация, когда обсуждение того или иного вопроса ведётся представителями Тегерана и Анкары, вообще возможна. Площадка в Астане показала, что ничего невозможного в современном мире нет.
Посредники в диалоге Дамаска и «оппозиции» (РФ, Турция и Иран), которые не только посредники, но ещё и страны-гаранты перемирия в САР, не просто посидели за одним столом, но ещё и подготовили важнейший документ, который носит название проекта итогового коммюнике. Что в документе? А в документе договорённости о том, что все три государства, во-первых, поддерживают размежевание вооружённой оппозиции от террористических группировок, признанных таковыми Советом безопасности ООН, во-вторых, работают над планами по совместной борьбе с «Джебхат ан-Нусрой» и ИГ (запрещены в РФ).
Естественно, реализация этих планов по определению не может обойтись без участия в них официального Дамаска, а именно – сирийских вооружённых сил. Таким образом, Турция, власти которой ещё совсем недавно эксплуатировали терминологию «Асад должен уйти», сегодня де-факто признают и Асада, и правительственную армию. Мало того, Турция признаёт и иранские интересы. Но у медали есть и обратная сторона – Анкара никогда бы не пошла ни на что подобное, если бы все остальные участники переговорного процесса не признали турецкие интересы в регионе. О каких интересах в данном случае идёт речь?
Если «препарировать» все последние действия Турции в Сирии, то можно сделать следующие выводы. Для начала Турция желает получить, как она сама утверждает, «пояс безопасности» на севере САР. Де-факто эта территория, которая в итоге и оказывается зоной сильнейшего влияния Анкары при учёте её поддержки сирийских туркоманов. Параллельно с этим Турция собирается разрешить, ну, очень сильно волнующий её курдский вопрос. Под громкие заявления о борьбе с так называемым «Исламским государством», Турция будет сводить счёты с сирийскими курдскими вооружёнными формированиями, которые при ослаблении Анкары вполне могли бы перейти границу Турции и под лозунгом «Свободу и независимость Курдистану!» поднять не менее 17 млн турецких курдов.
А ведь здесь и пересекаются интересы Ирана и Турции. Ведь Курдистан занимает и часть иранской территории. В этой стране каждый десятый – курд. То есть курдов не менее 7,5 млн – тоже внушительная сила, которая могла бы «задать вопросы» официальному Тегерану, если бы что-то срослось с независимостью или автономией у курдов турецких при поддержке курдов сирийских. Мало того, всё это происходит на фоне практически обозначившего суверенитета Иракского Курдистана от Багдада. Единственное, что объединяет Багдад и Эрбиль сегодня – карта мира и совместная операция против ИГИЛ. В остальном, это фактически два разных государства, ну или в лучшем случае для территориальной целостности Ирака - конфедерация.
Заканчиваются ли на этом турецкие интересы? Вовсе нет. Следующий их «пакет» связан с интересами тех, кто Анкара и продвигала при ранее произносимых словах «Асад должен уйти» - то есть различные группировки, включая «Джейш аль-Ислам». По понятным причинам, у того же «Джейша...» нет сегодня никаких «военных» шансов завоевать себе политическое место под солнцем Сирии. Нет шансов завоевать его и при нынешней сирийской конституции. А потому турецкие кукловоды «Джейша» и прочих как бы «умеренных» с помощью переговоров делают всё, чтобы «умеренных» просто не закатали в песок и бетонную крошку после всех их «демократических успехов» в Сирии. Если тот же «Джейш аль-Ислам» посредством изменений в конституции, гипотетически принятых на гипотетическом же референдуме, сможет войти в сирийский парламент, то для Турции это ещё один рычаг политического влияния в соседней стране.
Другими словами, интерес в переговорном процессе в Астане есть у всех сторон, включая Дамаск. Дамаску, кровь из носу, нужно освободить силы хотя бы на одном фронте, а значит, придётся садиться лицом к лицу со всевозможными «Джейшами», лишь бы собраться с силами и уничтожить одиозных или одержимых из «ан-Нусры» и ИГИЛ. Будет ли бороться с этими террористическими группировками те, кто представлен на переговорах в Астане от «оппозиции»? - откровенно говоря, вероятность мала. Но для Дамаска главное даже не это. Главное, чтобы не били исподтишка на фоне договорённостей по режиму прекращения огня.
А что с интересами России? Тут всё предельно понятно – Россия в любом случае упрочила свои позиции на Ближнем Востоке. И если удастся достичь хотя бы половины от тех целей, которые были поставлены перед началом астанинских дискуссий, то и это огромный успех. Поставить по одну сторону фронта Турцию и Иран, плюс дать понять Западу, что его влияние в данном случае мизерно, оставить в Сирии легитимную власть и открыть путь для политического процесса – всё здорово. Правда, удерживать гарантирующее бремя будет очень тяжело. «Умеренных» могут быстро «переориентировать» иные силы – те, которые в астанинским встречах не участвуют. Хотя с Катаром теперь, вроде как, задружила «Роснефть» - акционерный пакет катарскому фонду реализовала. А такие сделки просто так не осуществляются.
В общем, риски в любом случае велики. И если так, то Астана вполне может превратиться в вариант «Минска», когда договорённости есть, но от их выполнения как минимум одна из стороны считает саму себя вправе освободить...
Но, как известно, кто не рискует, тот...
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Журналисты арабских СМИ устроили потасовку на переговорах в Астане, передает корреспондент РИА Новости.
По словам корреспондента битва случилась в лобби отеля Rixos, когда постпред Сирии в ООН Башар аль-Джаафари, возглавляющий делегацию официального Дамаска, вышел к журналистам, что-то прояснить.
Журналисты окружили аль-Джаафари, при этом один из арабов операторов несколько раз потребовал от коллеги убрать голову, чтобы не мешать съемке. Форма в которую была обличена просьба, оппонент счел не допустимой и не приличествующей моменту, о чем он и сообщил, в не менее грубой форме.
Просьба была озвучена еще раз, но уже в ультимативной форме.
Однако, тот не внял мольбам и пренебрег просьбой коллеги, в результате чего арабы сошлись в рукопашную, выкрикивая нецензурные фразы на арабском. К чести собравшихся, стоит отметить, что до своей финальной стадии бой так и не дошел, драчунов быстро успокоили.
Глава сирийской делегации сделал вид, что ничего не произошло и никак не отреагировал на это происшествие.
Напомним, в межсирийских переговорах в Астане принимают участие семь делегаций: правительства и оппозиции Сирии, стран — гарантов соглашения по перемирию от 29 декабря — РФ, Турции и Ирана, команда спецпосланника Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, а также посол США в Казахстане Джордж Крол в качестве наблюдателя.
Стоит напомнить, что ранее Лавров на пресс-конференции в Москве назвал одного из арабов "дебилом" по менее уважительной причине)))
cont.ws
В Астане не удалось провести прямые переговоры Дамаска и оппозиции
Глава делегации России и спецпредставитель президента по Сирии Александр Лаврентьев выразил мнение, что в Астане не удалось обеспечить проведение прямых переговоров по урегулированию в арабской республике между представителями Дамаска и вооруженной сирийской оппозицией.
Тем не менее, состоявшиеся переговоры дипломат назвал успешными, подчеркнув, что хотя первоначально накал страстей был высок, стороны все же продемонстрировали разумный подход. Лаврентьев отметил, что Дамаск проявляет полное понимание ситуации в республике, а уровень недоверия со стороны сирийской вооруженной оппозиции сошел на нет. Дипломат выразил надежду, что это позволит выйти на новый качественный уровень переговорного процесса, передает РИА «Новости».
По словам дипломата, несогласованными в ходе переговоров остаются вопрос режима прекращения боев в Сирии, а также размежевания и совместной борьбы с террором. Решения по этим вопросам будут представлены во вторник в итоговом заявлении участников встречи.
Ранее в понедельник представитель делегации оппозиции Яхья аль-Ариди заявил, что на переговорах в Астане увидел понимание со стороны Москвы.
Газета ВЗГЛЯД анализировала перспективы начавшихся в понедельник переговоров, которые стали первым случаем, когда делегации Дамаска и вооруженной оппозиции впервые сели за один стол переговоров.
http://vz.ru
Сирийская оппозиция отказалась подписывать итоговое коммюнике в Астане
Представители сирийской вооруженной оппозиции официально заявили о намерении не подписывать итоговое решение стран-гарантов перемирия, документ одобрят только Россия, Турция и, возможно, Иран, заявил официальный представитель делегации оппозиции Яхья аль-Ариди.«Подписания не будет», - заявил оппозиционер, добавив, что страны гаранты только распространят документ, передает ТАСС.
Свой отказ от подписания оппозиция объяснила тем, что не считает коммюнике достаточно сильным, чтобы направить его на обсуждение в ООН, передает РИА «Новости».
Вместе с тем, спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура рассчитывает, что итоговый документ переговоров будет готов во вторник.
Ранее сообщалось, что переговоры по сирийскому урегулированию могут продолжиться и в среду.
Итоги первого дня переговоров стороны оценивают со сдержанным оптимизмом.