Американские предсказатели, или Новая сказка о золотом петушке
У
Пушкина в одной из сказок появляется замечательный прибор – золотой
петушок, указывающий на возможные направления возникновения угроз
безопасности тридевятого царства. Без петушка этому царству было никак –
угрозы ему возникали постоянно и со всех сторон.
Есть
такой петушок и у разработчиков внешней политики США. Зовут петушка
Centre for Preventive Action (CPA), работает этот под эгидой CFR –
Совета по международным отношениям, влиятельнейшего мозгового центра
США, издающего журнал Foreign Affairs.
Предупреждение
международных конфликтов, как рекламирует себя CPA, является одной из
его главных целей, а важным инструментом работы служит подготовка
ежегодных докладов, в которых фиксируется некоторое количество (обычно
около дюжины) конфликтов, уже разгоревшихся или только разгорающихся,
или примороженных в разных точках планеты. Оценка конфликтов
производится по двум критериям (шкалам): их глобального значения и
вероятности перерастания в более серьёзные военные столкновения, ведущие
к ещё большим рискам. Таких докладов СРА подготовил уже семь или
восемь, и вот только что появился доклад с оценками угроз на 2017 год.
Поскольку
в сети есть и сделанный более года назад прогноз на 2016 год, полезно
посмотреть, что получилось, а что не получилось у американских
предсказателей. Насколько основательными и точными были ожидания СРА по
поводу характера и остроты наиболее вероятных и наиболее серьёзных
международных конфликтов 2016 года.
На
первое место осенью прошлого года эксперты СРА поставили конфликт в
Сирии. Пожалуй, с этим не поспоришь: ожидания подтвердились, хотя
появился и свет в конце этого жуткого тоннеля.
Вторым
по значимости конфликтом 2016 года американские эксперты назвали
поздней осенью 2015 года возможное нападение неядерными средствами на
США или кого-то из их союзников. Этого не случилось, как не произошло и
ещё одной (третьей по значению) неприятности: «крайне разрушительной
кибератаки на критически важную американскую инфраструктуру». В обоих
этих случаях золотой петушок промахнулся, что лишний раз подтверждает:
реальных внешних угроз Америке практически нет. Зато охотников их
выдумывать предостаточно…
Прочие
очаги напряжённости выстраивались в прогнозе CPA на 2016 год в общем и
целом в порядке, который могли бы счесть вполне соответствующим
реальному «грозовому потенциалу» в Пекине и в Москве. Это «серьезный
кризис внутри КНДР или вокруг нее»; «политическая нестабильность в ЕС,
вызванная наплывом мигрантов и беженцев»; «продолжающееся политическое
дробление Ливии»; «повышение напряжённости в отношениях Израиля и
палестинцев»; «усиление политического насилия в Турции»: «рост
политической нестабильности в Египте» (здесь, пожалуй, дела всё же были
лучше прогноза), «усиление насилия и нестабильности в Афганистане»;
«продолжение распада Ирака из-за самопровозглашенного ИГ и
продолжающегося конфликта между суннитами и шиитами».
Заметим,
что и прогноз низкой вероятности ухудшения ситуации в 2016 году
оказался у экспертов СРА вполне удачным. Он касался трёх конфликтов:
востока Украины (Донбасса) – здесь не были развязаны полномасштабные
боевые действия; не произошло вооружённого столкновения в Южно-Китайском
море (эпизод с захватом подводного дрона американских ВМС легко
обратить в шутку); не взорвалась Нигерия под угрозой террора «Боко
Харам».
При
подготовке прогнозного доклада о главных угрозах международной
безопасности в 2017 году, составленного под руководством Пола Стэрза
(Paul B. Stares), методика несколько изменилась. Число международных
конфликтов, с которыми оперирует доклад, установлено в количестве 30
наиболее значимых для США. В начале ноября проект доклада был разослан
примерно 7 тысячам правительственных чиновников и
специалистов-международников, от которых было получено около пятисот
ответов. Каждый из опрошенных должен был оценить вероятность (высокая,
средняя, низкая) воздействия на интересы США фигурирующих в докладе
конфликтов.
Высокая
степень воздействия означает прямые угрозы территории США и населению
страны, необходимость использования американских вооружённых сил (в
соответствии с существующими у Вашингтона договорными обязательствами)
или же угрозу поставкам в США критически важных ресурсов. Средняя
степень воздействия того или иного конфликта на интересы США означает
угрозу странам, стратегически важным для Америки, но не имеющих с ними
договоров о совместной обороне. Низкая степень значимости присвоена
конфликтам, способным вызвать серьёзные последствия, но в странах,
имеющих для США ограниченное стратегическое значение.
Интересны оценки экспертами CPA вероятности наступления в 2017 году того или иного конфликтного события.
Подавляющее
большинство угроз (21 из 30), согласно этим оценкам, сохранятся с
уходящего года. Однако есть и очень существенные коррективы. Так, в
разряд приоритетных угроз (высокая степень вероятности конфликта)
внесена вероятность военного столкновения между Россией и страной-членом
НАТО. К этому же разряду отнесена высокая вероятность интенсификации
конфликта между Турцией и курдами. Названы ещё пять угроз такого же, то
есть высшего, уровня: террористический удар или кибератака на США;
кризис на Корейском полуострове; рост насилия и нестабильности в
Афганистане; дальнейшая эскалация гражданской войны в Сирии.
Одновременно
в прогнозе на 2017 год появились девять новых рисков (угроз). К ним
отнесены рост авторитаризма и политической нестабильности на Филиппинах и
в Турции (это риски второго уровня). Семь оставшихся выбраны с помощью
опросов массовой аудитории (так называемый краудсорсинг): интенсификация
нынешнего политического кризиса в Бурунди; гражданские протесты и
этническое насилие в Эфиопии; продолжающиеся атаки террористической
группировки «Аш-Шабаб» в Сомали и соседних африканских странах;
политическая нестабильность в Таиланде в связи с утверждением у власти
нового короля; волнения и насилие в Зимбабве; политическая
нестабильность в Колумбии, связанная с разрывом мирного соглашения между
правительством и революционными вооруженными силами (FARC); возможность
нового военного конфликта между Арменией и Азербайджаном по поводу
Нагорного Карабаха.
Три
угрозы, отмеченные в прогнозе на 2016 год, в прогнозе на будущий год
увеличились в размере. Помимо опасности военного столкновения между
Россией и странами НАТО (переместилась со среднего уровня на высший) с
низшего уровня на средний передвинуты угрозы военного столкновения между
Пакистаном и Индией, а также политического кризиса в Венесуэле.
Две
угрозы в сознании прогнозистов из CPA трансформировались. Опасения по
поводу стабильности Йемена, особенно в связи с угрозой, какую
представляет собой «Аль-Каида» на Аравийском полуострове, переросли в
страх перед последствиями военной интервенции Саудовской Аравии в этой
стране. Рост политического насилия в Нигерии, особенно в связи с
деятельностью террористической группировки «Боко Харам», перешёл в
ощущение угрозы восстания в дельте Нигера.
Понижен
(смещён с высшего уровня на средний) статус угроз, вызванных такими
конфликтами, как политическая нестабильность в ЕС из-за кризиса с
беженцами; распад Ирака; обострение израильско-палестинских отношений;
распад Ливии.
Девять
рисков (угроз), указанных в прогнозе на 2016 год, из списка угроз в
прогнозе на 2017 год исключены вообще. Это рост политической
нестабильности в Египте; нарастание криминального насилия в Мексике,
межрелигиозные конфликты в Ливане; рост политической нестабильности в
Иордании; потенциальный конфликт между Ираном и США; политическая
нестабильность в Саудовской Аравии; эскалация исламского терроризма в
России, рост межконфессионального насилия в ЦАР и Мьянме. Это довольно
любопытный факт: ведь причины всех этих явлений никуда не делись, тем
не менее из краудсорсинговых прогнозов они исчезли.
Подводя
итог всем этим выкладкам, вспомним ещё раз золотого петушка из сказки. В
определённом смысле его способ анализа геополитической обстановки был
более совершенным, несмотря на недостаток специальных средств. У петушка
была одна очень полезная черта: он указывал только одно направление,
откуда грозила опасность тридевятому царству. А вот у первой державы
мира таких угроз получается три десятка. Только и озираться по
сторонам.
Или,
может быть, все эти прогнозы, вовсе даже не прогнозы, а ориентировочная
карта-схема точек приложения интервенционистских усилий США на
ближайшее будущее?
Александр САЛИЦКИЙ
Источник: fondsk.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 299
Рейтинг поста: