ОКО ПЛАНЕТЫ » Политика » Новость дня » Выход из-за кулис: почему Владимир Путин хочет видеть Вячеслава Володина спикером Госдумы. Возвращение публичного политика
Выход из-за кулис: почему Владимир Путин хочет видеть Вячеслава Володина спикером Госдумы. Возвращение публичного политика
Выход из-за кулис: почему Владимир Путин хочет видеть Вячеслава Володина спикером Госдумы
Президент России предложил поддержать кандидатуру Вячеслава
Володина в качестве председателя Государственной думы нового созыва.
Штрихи к его политическому портрету — в материале ТАСС
Первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин,
которого его непосредственный начальник Владимир Путин предложил в
качестве спикера нового состава Думы, возвращается в парламент после
шести лет работы в аппарате правительства и администрации президента,
имея в активе репутацию менеджера, который обеспечил реализацию новых
правил игры на российском политическом поле.
Все лидеры парламентских фракций уже положительно оценили инициативу
Путина. В случае, если за Володина проголосует большинство депутатов, он
займет четвертый по значимости пост в стране после президента, премьера
и спикера верхней палаты парламента.
Эффективный политический менеджер
Володин, который до 1999 года был вице-губернатором Саратовской
области, а до 2010-го, когда возглавил аппарат правительства, занимал
руководящие посты в Госдуме и фракции "Единой России", пришел в
администрацию президента в декабре 2011 года. Это было непростое для
власти время: уличные протесты, спровоцированные недовольством части
общества итогами выборов в Госдуму, собирали десятки тысяч человек по
всей стране. Многие политологи рассуждали на тему растущего недовольства
со стороны городской интеллигенции в отношении власти в целом, а многие
политики призывали власть к глубокой реформе политической системы.
Спустя пять лет работы в Кремле Володин оставляет рекордный рейтинг
Путина, конституционное большинство "Единой России" в Госдуме по итогам
прошедших выборов, а также заметно оживившийся политический ландшафт, на
котором работает несколько десятков политических партий, 14 из которых
принимали участие в выборах в Думу. При этом либеральная оппозиция,
возглавлявшая "болотные" протесты 2011–2012 годов, участвовала в выборах
в 2016 году, не имела ограничений на агитацию и дискутировала на
публичных дебатах с остальными партиями, однако не смогла даже
приблизиться к пятипроцентному проходному барьеру.
Кроме того, с именем Володина связывают изменения законодательства,
которые должны свести на нет иностранное влияние на внутрироссийскую
политическую жизнь, в частности, изменение правил распределения грантов
для НКО и введение в политический обиход понятия "иностранный агент" для
организаций, получающих финансирование из-за рубежа.
Имея огромный опыт публичной политики и множество избирательных
кампаний разного уровня — и муниципального, и регионального, и
федерального — Володин, тем не менее, практически все годы работы первым
заместителем главы администрации значительной публичной активности не
проявлял. Однако неожиданно для многих он принял участие в думской
избирательной кампании 2016 года, возглавив список региональной группы
"Единой России", в которую входила его родная Саратовская область. Он
лично проехал все регионы, проводил встречи с избирателями, не полагаясь
на свою традиционно высокую популярность в регионе, от которого до
этого избирался в Думу три раза. В итоге возглавляемая им группа
получила больше всех мандатов.
Володин слышит все точки зрения
Многие коллеги Володина отмечают его жесткость, работоспособность,
умение добиваться результата, а также погружаться в детали при
сохранении видения всей картины сложных политических и экономических
процессов. В беседах с журналистами Володин нередко демонстрировал
глубокое знание не только российской политической системы, но и
иностранных аналогов. Именно поэтому он критически относился к попыткам
привести России в пример любые зарубежные образцы, прекрасно понимая все
несовершенство избирательных процессов в других странах, в
частности Западной Европы и США.
Глава комитета Госдумы шестого созыва по бюджету и налогам Андрей
Макаров, долгие годы работавший с Володиным в парламенте, отмечает
высокую эффективность Володина как политика и парламентского деятеля.
"Удивительная способность погружаться в самые сложные вопросы,
колоссальная работоспособность, системное мышление, умение любой (даже
внешне небольшой) вопрос увидеть не только во взаимосвязи с другими, но и
его значение для общей конструкции бюджета и экономики в целом", —
перечислил парламентарий отличительные черта Володина. "Готовность
слушать и умение слышать другое мнение, уважительное отношение к
оппонентам, готовность искать компромиссное решение", — продолжил
собеседник агентства.
При этом Володин умеет слушать разные точки зрения, в том числе и из
политических лагерей, которые формально нельзя отнести к сторонникам
Кремля.
Как сказала ТАСС член Совета Общественной палаты (ОП) РФ,
председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и
качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова, Володин выстроил
хорошие отношения с такими критиками властей, как члены совета по правам
человек при президенте Людмила Алексеева, Илья Шаблинский, Елизавета
Глинка. "При этом эти рабочие взаимоотношения в Совете выстраивались
через диалог и взаимопонимание", — указала Тополева-Солдунова, ранее
также являвшаяся членом СПЧ.
Научный руководитель Национального исследовательского университета
"Высшая школа экономики" Евгений Ясин, который является одним из самых
авторитетных политиков на праволиберальном фланге и часто жестко
критикующий власти за недостаток экономических и политических реформ,
также высоко оценил работу Володина и его перспективы на посту спикера
Думы.
"Я хорошо знаком с Вячеславом Викторовичем, очень хорошо к нему
отношусь, с доверием, — сказал Ясин. — Я ценю его деятельность. Он
отлично справлялся со своей прежней работой, является талантливым
администратором. Он очень достойный человек".
"И с правительством, не сомневаюсь, новая Дума сможет выстроить конструктивные отношения", — добавил Ясин.
На встрече с лидерами прошедших в Госдуму
седьмого созыва партий в резиденции Ново-Огарево Владимир Путин
предложил депутатам поддержать на пост спикера кандидатуру первого
заместителя главы администрации Президента Вячеслава Володина. Он сделал
это предложение от лица также и премьер-министра, лидера партии "Единая
Россия" Дмитрия Медведева. Лидеры ЛДПР и КПРФ дали понять, что данную
кандидатуру одобряют.
Вячеслав Володин — единственный из сегодняшних политиков самого
высшего уровня, сделавший именно депутатскую карьеру, начав ее в 1990
году с места в Саратовском горсовете. Девять лет спустя он стал
депутатом Госдумы от партии «Отчество — Вся Россия», шедшей на выборы
как оппозиционная. Непосредственно перед этим у него не было какой-либо
властной должности, ранее он ушел с поста вице-губернатора, первого
заместителя председателя правительства Саратовской области и переехал в
Москву. В тот период он защитил еще одну диссертацию. Володин — доктор
права (изучил госуправление в Академии госслужбы) и кандидат технических
наук (по первой специальности).
Таким образом, в Думе все начиналось в общем-то с чистого листа, но
правда уже не с простого депутатства, а с поста замруководителя думской
фракции (ОВР). В то время Вячеслав Володин часто появлялся на экране
телевизора, охотно давая комментарии и привлекая открытым, дружелюбным
видом. Выглядел прирожденным публичным политиком даже на фоне тогдашних
депутатов, частично еще «демократической волны». Вскоре произошло
слияние ОВР с «Единством», появилась Единая Россия», и в следующей Думе
Володин уже вице-спикер от фракции этой партии.
На первом, карьерном витке, областном, он побывал, как уже
упоминалось, в исполнительной власти. Это повторилось и на федеральном
уровне. Вслед за работой (с 2005 года) секретарем президиума генсовета
ЕР, в 2010 году он становится главой аппарата Правительства. А в декабре
2011 — первым заместителем руководителя Администрации Президента (АП).
Эта должность предполагает кураторство парламента и избирательного
процесса. И Вячеслав Володин, несомненно, архитектор новой Думы. В 2013
году были приняты законодательные поправки о возвращении в нее
одномандатников, которые столь блестяще для власти сработали на
прошедших в воскресенье выборах. В общем-то, в соответствии с
прогнозами, хотя одновременно депутаты-одиночки считаются признаком
наибольшей демократичности.
Избирательный процесс очень работоспособный профессиональный
управленец Володин, по-видимому, хорошо чувствует. Он вообще не боится
работать с «массой». Общероссийский Народный Фронт — его инициатива в
период, когда выборы в Думу и в целом публичная политика шли к кризису
декабря 2011 — января-февраля 2012 г. ОНФ сыграл, спланированно или
ситуационно, роль запасного политического института в период временной и
частичной дискредитации регулярной политической структуры, став
организацией, выдвинувшей Владимира Путина в президенты на выборах 2012
года. Это движение сегодня является «главным общественным контролером»,
действующим от имени Президента в регионах.
Вячеслав Володин во главе Думы это очень естественный карьерный
виток, обратно в публичную политику — теперь на самый верх
представительной ветви власти. При всем весе АП и поста ее первого
замглавы, это несомненное повышение. И кроме того, после многих лет
аппаратной, хотя и политической работы у него явно есть, что и сказать, и
сделать в публичной сфере.
Для чего нужен такой человек во главе Думы? Есть логика карьеры,
логика властных перестановок, и с этой точки зрения такого вопроса даже
не возникает. Но есть логика государственных решений, их планирования. В
принципе, в качестве спикера Володин способен добиться принятия
наиболее сложных в прохождении, даже при условии доминирования «Единой
России» с ее 343 депутатскими местами (76,22%, абсолютное большинство)
законов. Но нужны ли, или планируются ли сейчас такие законы? Пожалуй,
кое-что назвать можно. Предыдущий спикер Сергей Нарышкин заявил после
выборов о возможности пересмотра плоской шкалы налогов. Эта идея имеет
принципиальных сторонников и противников. А основные дебаты, если дойдет
до дела, будут о распределении налоговой нагрузки по социальным
стратам. А поскольку это касается буквально каждого избирателя, горячие
дебаты будут непременно. Но пока это в качестве примера.
Что еще может Вячеслав Викторович совершенно точно, не надо и оказий
ждать, это серьезно поднять реальное влияние парламента в его
взаимоотношениях с правительством. Так, сейчас отрицательное заключение
правительства на законопроект часто становится непреодолимым тормозом.
Между тем, такие заключения часто отражают лишь мнение отдельных
ведомств, обычно Минфина. При этом парламент такой институт, который
вправе и даже обязан ставить под сомнение и мнение правительства. До сих
пор это было редкой практикой. Теперь в оппонировании правительству,
когда оно требуется, не нужно будет все время обращаться к помощи АП.
Вообще, всякие конфликты будут скорее всего решаться быстрее и,
возможно, резче.
При спикере Володине парламент явно приобретет куда больше веса как в
текущем законодательном процессе, так и при принятии Закона о бюджете, и
в бюджетном процессе в целом. Который у нас уже начался, хотя его
нормативные сроки сейчас «поплыли» и четко не устанавливаются. Возможно,
будут теперь устанавливаться.
Объединяя эти качества в одно целое, можно предположить, что от
парламента можно ждать теперь более уверенной и самостоятельной
законодательной инициативы. Она по прежнему будет согласована с высшими
властными эшелонами или исходить из них, но Дума будет решительнее
добиваться согласований противоречащих интересов, причем и внутри себя, и
вовне, и брать на себя более серьезную функцию на этапе разработки или
доработки законопроекта.
Эксперты говорят об усилении, в новом созыве, коммуникативной функции
каждого депутата, укреплении его связи с округом. Тут безусловно
скажется появление одномандатников, но также и общая тенденция,
необходимость дебюрократизации контактов представителей власти и народа.
В этом отношении работа Вячеслава Володина на посту спикера может, в
том числе, повысить эффективность депутатских запросов, за которыми
стоят общественные интересы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+