На этот раз госсекретарь США уже не трясет пробиркой перед всем миром, как это было в преддверии американского вторжения в Ирак в 2003 году. Зато представители Вашингтона потрясают грозными заявлениями в адрес соседней с Ираком страны – Сирии. И поводом опять же служат обвинения в применении химоружия, так что суть у этих трясок – одна и та же.
Очередную угрозу озвучил пресс-секретарь Национального совета по безопасности Белого дома Нед Прайд. Его устами США призывают «привлечь Сирию к ответу за использование химического оружия». Призыв адресован, прежде всего, к союзникам Сирийской Арабской Республики – России и Ирану, однако по сути это является сигналом всему миру: Вашингтону снова хочется «поустанавливать демократию».
Какими методами устанавливается «демократия» по-вашингтонски, если никто не держит Белый дом за руку, мы прекрасно знаем – в ход идут «Томагавки», марионеточные трибуналы, отъявленный сброд в роли «угнетенного народа» и ложь, ложь, бесконечная ложь в СМИ.
Но в случае с Сирией США столкнулись с тем, кто кое-кто удерживает руку, готовую нанести удар. Прежде всего, это – Россия и Иран. С такими крупными игроками невозможно не считаться, потому «громкая заява» адресована, прежде всего, именно этим странам.
Было бы наивным думать, что под воздействием подобных призывов Российская Федерация и Исламская Республика Иран откажутся от поддержки Сирии, которая уже более пяти лет стоит скалой на пути мирового терроризма. Хотя бы потому, что и в Москве, и в Тегеране отчетливо понимают: в случае падения Дамаска вся многочисленная террористическая рать активизирует свою деятельность далеко за пределами Сирии. Подобное понимание есть, на самом деле, и на Западе, но стремление отделаться от непокорного Башара Аль-Асада перевешивает там элементарный здравый смысл.
В своем антисирийском заявлении Белый дом опирается на доклад специальной миссии ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Среди обвинений по поводу применения химоружия террористами (запрещенного в России) «Исламского государства» содержится выпад и против законного руководства Сирии. Хотя еще в 2014 году ОЗХО четко подтверждала: у Дамаска химического оружия больше нет. Между тем, обвинения в докладе касаются случаев, произошедших уже позже.
Следует напомнить, что в конце августа – начале сентября 2013 года Сирия находилась под угрозой нанесения массированных ударов со стороны США и НАТО. Поводом к этому тогда послужили обвинения в применении отравляющих веществ в провинции Дамаск. Тогда Россия разрулила ситуацию, убедив сирийское руководство отказаться от химоружия, и оно было вывезено и уничтожено. Все эти процессы – вывоз и уничтожение – происходили под непосредственным контролем ООН и ОЗХО.
Зачем же теперь потребовалось «доставать использованную пробирку»? Теперь, когда Россия вступила в сирийский конфликт, и попытки США осуществить то, что планировалось три года назад, могут привести к очень серьезной войне, вплоть до мировой?
В тот раз Вашингтон отказался от воздушных ударов по Сирии, что называется, стиснув зубы. Слишком уж сильно было стремление наказать ближневосточное государство за непокорность. Зато Штаты увеличили поддержку «сирийской оппозиции», надеясь осуществить задуманное чужими руками. В результате они, вольно или невольно, породили жуткого монстра, силу, опасную для всего мира – пресловутое «Исламское государство». Боевики которого начали резать головы всем подряд, включая самих американцев, и совершать теракты чуть ли не по всему западному миру.
После этого необходимость уничтожения «ИГ», казалось бы, осознали все. Теперь с ним борются и США (хотя бы на словах), и Россия, а начиная с 24 августа, в борьбу (якобы против исламистов) вступила еще и Турция. Против чего Сирия направила запрос в ООН.
У всех этих игроков – совершенно разные намерения. Законным в данном случае является лишь участие России, поскольку сирийское руководство официально попросило Москву о помощи в борьбе с терроризмом. Но ни американцев, ни турок официальный Дамаск не приглашал, и с точки зрения международного права и Устава ООН они являются никем иным, как агрессорами.
Пока борьба идет с террористами-исламистами, Сирия и ее союзники еще терпят вмешательство со стороны тех, кого, вообще-то, никто не звал на территорию суверенного государства. Но все эти годы Вашингтон испытывал непреодолимое искушение – превратить формальную войну с «ИГ» в реальную – с Дамаском.
Действуют, однако, факторы, препятствующие этому – героическое сопротивление Сирии, российское вмешательство, помощь Дамаску со стороны Тегерана и некоторые другие (в частности, хоть и слабое, но все же сопротивление такой войне в самих США и среди их союзников).
В силу этого Вашингтон и пытается продавить свой вариант «окончательного решения сирийского вопроса». Вспоминается, конечно, Гитлер с его стремлением «окончательно решить еврейский вопрос», который привел к страшнейшим последствиям. Да и методы у нынешних «решателей» столь же грязные, а может, даже и более грязные, чем у проклятого всеми предшественника.
Именно отсюда – очередные поползновения в адрес Сирии. Вашингтон снова пытается обострить ситуацию и откупорить пробирку с большой войной.
Не случайно столь громкое заявление было сделано как раз перед переговорами между министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и госсекретарем США Джоном Керри в Женеве. Штаты захотели показать жесткость своей позиции. Однако, похоже, после 12-часовых переговоров США «запрятали пробирку подальше». Но лишь на время, чтобы извлечь ее при любом удобном случае.
В самой Сирии, тем временем, удалось достичь соглашения между армией и террористами о том, что последние покинут город Дарейю (провинция Дамаск). Этот город уже неоднократно переходил из рук в руки между защитниками Сирии и бандитами «оппозиции». Он почти полностью разрушен. Теперь часть террористов сдалась властям, а самые непримиримые были вынуждены сдать тяжелое вооружение. Специальными автобусами их вывезли из Дарейи.
Точно по такой же схеме в свое время были освобождены в 2014 году исторические кварталы Хомса, после чего практически весь третий по величине сирийский город оказался под контролем армии. Выбить террористов обычным путем было чрезвычайно сложно, хотя бы из-за разветвленной системы тоннелей, прорытых под Хомсом. Свое дело сделали блокада боевиков и несколько успешных операций Сирийской армии, после чего террористы пошли на мировую и были вывезены.
Та же проблема, что и в Хомсе, присутствует и в Дарейе. Когда-то это была большая «мастерская мебели» - именно за ней туда приезжали жители столицы. Очевидцы рассказывают: стоит покупателю зайти в неприметный мебельный магазинчик, как его ведут в большой подвал, где оборудованы торговые залы. С началом войны между этими подвалами прорыли тоннели, и получился «город под городом», откуда выбить боевиков было чрезвычайно сложно.
Теперь можно говорить о ликвидации одного из крупнейших очагов «оппозиции» в провинции Дамаск.
Понятно, что как только боевики окажутся в блокаде где-либо на сирийской территории, у них тут же находятся «защитники» на Западе, которые начинают отчаянные призывы «к миру». Дать передышку якобы «гражданскому населению». Слишком наглядно это сейчас видно в Алеппо. Покровители «сирийской оппозиции» опасаются, что в случае, если удастся всерьез и надолго заключить террористов в блокаду, то может быть тот же самый вариант мирного соглашения – боевикам сохраняют жизни и дают возможность уехать в обмен на освобождение занятых ими кварталов.
Но освобождение Алеппо будет означать коренной перелом, которого очень уж опасаются те, кто поддерживает «оппозиционных» бандитов. Вот и звучат из Вашингтона одновременно призывы к «гуманизму», с одной стороны, и угрозы войны – с другой.