Некоторые аналитики уже давно предсказывали распад Европейского Союза. Похоже, именно это сейчас и происходит. В то время как Шотландия и Северная Ирландия голосовали за то, чтобы оставаться в ЕС, Англия отдала предпочтение независимости. Народ с уникальной историей, языком и культурой желает сам устанавливать законы и управлять своей страной. Англичане хотят оставаться самими собой и не желают, чтобы их страна превращалась, по выражению Теодора Рузвельта, в «мировой дом полиглотов». Патриоты всех наций приветствуют англичан!
Процесс распада начался у них, и скоро он придет к нам.
В Европе возрождается трайбализм всех разновидностей. Под угрозой раскола не только Европейский Союз, но и государства.
Шотландия намерена провести второй референдум по выходу из Объединенного Королевства. Французский Национальный фронт Марин Ле Пен и голландская Партия свободы желают порвать с ЕС. Если Шотландия стремится выйти из Великобритании, то Каталония желает уйти из Испании, Венето из Италии, фламандские националисты — из Бельгии.
Этнический национализм всюду на подъеме. Оглянувшись назад, зададимся вопросом: не этим ли путем мир шел несколько столетий назад?
Распад Европейского Союза последует, как верно заметил Владимир Путин, за распадом СССР на 15 государств и Югославии — на 7.
Сравнительно недавно на две части раскололась Чехословакия. Донбасс желает выйти из Украины. Так ли сильно он отличается от Приднестровья, отделившегося от Румынии (так в тексте — Ред.), Абхазии и Южной Осетии, «выпавших» из Грузии, или Чечни, стремившейся выйти из состава России?
После II Мировой войны распались Французская и Британская Империи, в Африке, Азии и на Ближнем Востоке родились десятки новых государств. Америка вернула Филиппинские острова их народу.
Столетием раньше распалась Испанская Империя, в нашем полушарии появился ряд новых государств.
В Китае Си Цзиньпина и России Путина растет градус национализма, даже несмотря на то, что Китай подвергает репрессиям уйгурских и тибетских сепаратистов.
Люди стремятся управлять самими собой, быть самими собой, отделяться от других. Палестинцы стремятся создать собственную страну, израильтяне — «еврейское государство».
На Кипре туркам и грекам комфортнее жить порознь.
Курды сражаются за отделение от Турции и Ирака, по всей вероятности, на очереди Сирия и Иран. Афганистан имеет шансы расколоться на регионы, в которых доминируют пуштуны, хазарейцы, узбеки и таджики.
Эритрея отделилась от Эфиопии. Южный Судан вышел из Хартума.
Америка подвержена тем же массовым популистским настроениям, которые охватили Европу.
В заявлениях Берни Сандерса, направленных против корпоративных и финансовых элит, некоторым слышится эхо левой риторики в Греции и Италии, направленной против банковских элит Европейского Союза.
Brexit отделил «коренную» Британию от мультирасового, полиэтнического, мультикультурного, разноязыкого Лондона. В свою очередь праймериз (в Америке — Ред.) показали, что популист-националист Дональд Трамп и бросивший вызов истеблишменту Тед Круз пользуются поддержкой «коренных» белых рабочих и «коренного» среднего класса.
В Великобритании все партии мейнстрима — лейбористы, тори, либерал-демократы — поддерживали лозунг «Остаться». Все они проиграли. Выиграла Партия независимости Найджела Фараджа.
В течение последних шести месяцев миллионы американских демократов отдавали свои голоса 74-летнему социалисту, протестуя тем самым против выбора истеблишмента в лице Хиллари Клинтон. Одновременно с этим связка Буш-Ромни-Райан получила массовый отпор на республиканских праймериз.
Как недавно выразился Трамп, «мы оказались в нынешнем положении из-за того, что променяли политику американизма — т.е. фокуса на том, что хорошо для американского среднего класса, — на политику глобализма, позволяющую обогащаться крупным корпорациям, способным одаривать благами работников в других странах за счет американских работников и американской экономики».
Только в мае нынешнего года торговый дефицит американских товаров составил 60 миллиардов долларов. Таким образом, годовой товарный дефицит равняется 720 миллиардам — это около 4 процентов нашего ВВП. Этому мы обязаны политике, благодаря которой люди более охотно покупают товары, произведенные за рубежом, чем американские.
В течение последних 40 лет у нас не наблюдалось товарного избытка. Самой самодостаточной в истории стране мира сегодня не прожить без товаров, производимых в других странах.
Что повлечет за собой политика Трампа, отдающая предпочтение американизму перед глобализмом?
10−20-процентный тариф на товарное производство позволит избавиться от товарного дефицита и принесет сотни миллиардов долларов в казну, что позволит снизить, а то и вовсе отменить корпоративные налоги в США.
Это принесет выгоды всему американскому бизнесу. Даже у компаний глобального масштаба появится стимул перенести сюда не только производство, но и управляющие структуры.
Иммиграционная политика под лозунгом «АМЕРИКА ВО-ПЕРВЫХ» будет способствовать укреплению границ, снизит легальную иммиграцию до масштабов, не противоречащим интересам рынков труда, ужесточит законы, карающие за нелегальный въезд в страну и использование труда нелегалов.
И в Европе, и в Америке корпоративные, финансовые и политические элиты на глазах теряют уважение граждан, транснационализм отступает. Поднимается волна национализма, популизма, недоверия к истеблишменту. Волна протеста против политических инсайдеров вроде Хиллари Клинтон.
Эта волна может принести победу Трампу.
Об авторе:
Патрик Джозеф «Пат» Бьюкенен (Patrick Joseph «Pat» Buchanan) — американский политик и публицист, в 1969—2000 гг. — идеолог крайне правой фракции Республиканской партии. В 1969—1974 гг. — помощник и референт президента Р. Никсона. В 1974 году — советник президента Дж. Форда. В 1985—1987 гг. — руководитель отдела по связям с общественностью в администрации президента Р. Рейгана. Баллотировался в президенты в 1992 и 1996 гг. от Республиканской партии и в президенты в 2000 г. от Реформистской партии. Теле- и радиоведущий, журналист, писатель.
Перевод Станислава Варыханова