События
последней четверти века в Причерноморье, Придунавье, Приазовье, в
акватории Азово-Черноморского бассейна приняли чрезвычайно динамичный
характер. Наиболее значительными из этих событий представляются
следующие:
–
вступление в НАТО Болгарии и Румынии и, как следствие, превращение
Чёрного моря в «атлантическое озеро», в котором теперь «жизненно важные
интересы» имеют все страны западного альянса, включая и США, и Канаду, и
Португалию, и Исландию;
–
усилившееся стремление Турции к доминированию в регионе под знаком идей
пантюркизма и возрождения имперского неоосманского духа;
– уничтожение государственности Югославии;
–
создание новой «дуги нестабильности» от Приднестровья и Гагаузии до
Новороссии, Северного Кавказа, Нагорного Карабаха, а теперь уже и Турции
с её неспокойным юго-востоком, населённым курдами. А отсюда до Ирана,
Сирии, Палестины – рукой подать, что доказали пуски «Калибров» из
акватории Каспия;
–
радикальное повышение степени военно-морской активности в Чёрном море
при одновременном резком снижении потенциалов военно-морских флотов всех
черноморских государств (до недавнего времени – и России), за
исключением Турции;
–
формирование новых коммуникационных направлений и узлов, связанных с
транспортировкой энергоносителей и перспективами разработки шельфа.
Важнейшим
из событий этого ряда явилось, без сомнения, «возвращение в родную
гавань» Крыма, поставившее точку в существовании однополярного мира.
Обитатели
южной и юго-западной части постсоветского пространства стали не только
свидетелями, но и участниками завершения процесса формирования новой
геополитической реальности – единого Черноморско-Каспийского региона,
где рождаются новые смыслы, где самым тесным образом переплетены
интересы расположенных здесь государств и проживающих в них народов.
По
ряду параметров Черноморско-Каспийский регион вполне сопоставим со
«старушкой» Европой, сдающей позиции и теряющей свою
культурно-историческую идентичность. Неудивительно, что множатся силы,
стремящиеся «оседлать» этот процесс. И здесь всё больше выходит на
первый план ставка на военную силу с наращиванием военно-морского
присутствия западных держав в Чёрном море и одновременной ревизией
Конвенции Монтрё если не по букве документа, то де-факто.
Среди
проектов, ставших в последнее время популярными, фигурирует проект
создания некоей флотилии, действующей в Чёрном море на постоянной
основе. Идею эту в разных интерпретациях и на разных уровнях высказывали
президент Румынии К. Йоханнис, президент Украины П.Порошенко, президент
Турции Т.Эрдоган, руководители военных ведомств Украины и Турции С.
Полторак и И. Йылмаз и другие. Идею поддержали все причерноморские
страны, за исключением, естественно, России и Абхазии, против которых
всё это и направлено.
Шансам
реализации данного замысла специалисты дают разные, порой
противоположные оценки. Кто-то при этом бьёт тревогу, кто-то высказывает
осторожный скепсис, кто-то находится в плену у мифов. Наверное, истина
лежит где-то посередине – вряд ли в чистом виде эта идея воплотится, но,
как говорится, варианты возможны. К ним-то и стоит присмотреться.
Напомним некоторые факты.
С
одной стороны, вряд ли Запад и Турция пойдут на то, чтобы явно нарушить
Конвенцию Монтрё, которая существенно ограничивает возможности действия
военных кораблей нечерноморских держав в Чёрном море. Были, правда,
нарушения её положений – прямые и косвенные, но всё-таки в основном
Конвенция работает.
С
другой стороны, не нарушая Конвенцию явно, её статьи могут попытаться
обойти с тем, чтобы не только пощекотать нервы России, но и создать для
неё реальные угрозы. Как? Один из основополагающих пунктов Конвенции
Монтрё – ограничение сроком в три недели нахождение нечерноморских
боевых кораблей в Забосфорье (с северной стороны проливов). При этом,
однако, ничто не мешает этим кораблям ходить туда-сюда с интервалами в
три недели, что, в принципе, при благосклонности Турции как хозяйки
проливов вполне возможно.
Возможно
также размещение на Дунае плавединиц малого и среднего тоннажа на более
длительный срок, что уже происходило. Например, в период кризиса на
Балканах на Дунае базировались разведывательно-диверсионные катера США,
которые однажды неожиданно появились в … «украинском» Севастополе.
Поэтому нельзя исключать базирования таких плавединиц в портопунктах
Днепра и Южного Буга. Более того, при желании (а в буйных головах оно
может родиться) эти катера могут «всплыть невзначай» в украинских портах
Азовского моря – в Бердянске и в Мариуполе, где дислоцированы силы
морского спецназа и морской пехоты ВМС Украины. Ведь на Азовское море
Конвенция Монтрё не распространяется.
Конечно,
перебросить американские разведывательно-диверсионные катера через
российский Керченский пролив вряд ли возможно, но есть другие
коммуникационные возможности и другие средства. Достаточно вспомнить,
как во время Великой Отечественной войны в обход Босфора и Дарданелл для
действий в Чёрном море были переброшены различные плавсредства и
подводные лодки ВМС Третьего рейха, а также боевые катера 10-й флотилии с
подводными диверсантами «чёрного князя» Боргезе и итальянские
субмарины.
Вспомним
также о предложении передачи в лизинг ВМС Украины двух американских
фрегатов типа «О.Х.Перри». Такая инициатива несколько лет назад
рассматривалась на полном серьёзе. Причём как-то затуманивался вопрос о
том, кто же всё-таки будет составлять экипажи этих боевых кораблей,
несущих украинские флаги. Кстати говоря, прецеденты появления именно в
Чёрном море боевых судов с иностранными экипажами имеются. Так, основу
турецкого флота в Первую мировую войну составляли германские линкор
«Гёбен» и крейсер «Бреслау», надолго ставшие головной болью русских
моряков. Действовали они под турецкими флагами, с другими именами на
борту – «Султан Селим Грозный» и «Мидилли» (турецкое название острова
Лесбос в Эгейском море), но с немецкими командами. Тогда же
главнокомандующим Военно-морскими силами Османской империи был назначен
немец - командир Средиземноморской эскадры кайзеровских ВМС
контр-адмирал Вильгельм Сушон. С учётом установления на Украине режима
внешнего управления - чем не пример для подражания?
Кстати
говоря, нечто подобное реально и в ВМС Румынии и Болгарии, которые
являются всецело натовскими. Реально потому, что флоты этих стран
существенно деградировали после ликвидации Организации Варшавского
договора (ОВД) и лизинг для них может стать выходом из положения.
Особенно это относится к подводным силам, которые у румын и болгар ушли в
небытие. Те же немецкие или итальянские подводники, «вспомнив всё» со
времён Второй мировой, вполне могут помочь болгарам и румынам заполучить
и освоить современные субмарины. Сменить на них военно-морские флаги
одних государств НАТО на другие – дело недолгое. По этому же пути может
пойти и Украина. Да и Грузия, наверное, жаждет реванша хотя бы в виде
символически-опереточного возрождения своего «флота», переставшего
существовать в войне 08.08.08.
Кому-то
эти рассуждения, возможно, покажутся далекими от жизни. Однако, после
того как, «учитывая важность геополитической обстановки в бассейне
Черного моря», Киев и Анкара подписали 16 мая сего года план военного
сотрудничества вооруженных сил Украины и Турции, нельзя исключать самых
разных, в том числе «экзотических», вариантов развития событий. Тем
более что «Эрдоган снова точит ятаган». На встрече начальников генштабов
балканских государств турецкий президент, обращаясь к генсеку
Североатлантического альянса Столтенбергу, произнёс знаменательные
слова: «НАТО отсутствует на Чёрном море», это море «стало почти что
российским озером. Если мы не будем действовать сейчас, история нам
этого не простит».
Конечно,
Эрдоган лукавит и сгущает краски: сегодня НАТО усиливает разведку и
патрулирование региона, проводит учения, в Румынии американцы разместили
элементы своей системы ПРО. Намеченный на 8–9 июля с.г. Варшавский
саммит альянса рассмотрит идею румынского президента Йоханниса о
создании упомянутой выше черноморской военно-морской флотилии.
Естественно,
всё это вызывает у России обеспокоенность, которая сегодня
материализуется в укреплении системы обороны и безопасности страны на
Юго-Западном стратегическом направлении, в наращивании её военно-морской
составляющей, опирающейся на Крым и главную военно-морскую базу
Черноморско-Каспийского региона Севастополь. Такая обеспокоенность не
может не находить выражения и в дипломатических инициативах. Ведь
представление о том, что Россия всё время только и делала, что воевала с
турками, – миф. Воевали, конечно, и немало, но бывали времена, когда
Россия выступала союзником Порты и спасала её от жестокого поражения,
если не гибели. Помогала Россия укреплять и государственность
«послеосманской» Турции – государства светского, географически близкого.
Об этом полезно помнить не только историкам.
ГОРБАЧЁВ Сергей Павлович, капитан 1-го ранга запаса, кандидат политических наук (Севастополь)