Довольно широко известен тот факт, что 24
апреля президент США Барак Обама вместе с канцлером Германии Ангелой
Меркель примут участие в церемонии открытия Ганноверской промышленной
выставки-ярмарки (Hannover Messe 2016). Менее широко известный факт
состоит в том, что помимо этого визит президента США предполагает
неофициальное продолжение переговоров по Трансатлантическому торговому и
инвестиционному партнерству (TTIP) – фактически соглашение о создании
зоны свободной торговли между Европейским Союзом и США. Но совсем
неизвестный факт состоит в том, что это соглашение носит практически
секретный характер.
Оба этих политических деятеля стояли у истоков данного соглашения. В
2006 году и даже за некоторое время до этого, Ангела Меркель уже
выступала с инициативой создания зоны свободной торговли между ЕС и США.
Барак Обама в свою очередь, 12 февраля 2013 года в ежегодном обращении
тоже выступал за подобное соглашение. Тогда уже вскоре, с 7 по 12 июля в
Вашингтоне состоялся первый раунд официальных переговоров о создании
TTIP.
С того момента прошло довольно много времени, и число раундов
перевалило за десяток. С 22 по 26 февраля 2016 года прошел уж 12-й раунд
официальных переговоров. И хотя изначально соглашение планировали
подписать в конце 2014 года, оно не подписано до сих пор. В настоящий
момент пессимисты называют ни много, ни мало 2019-2020 годы, реалисты же
говорят, что соглашение надо подписать до конца срока Барака Обамы.
Визит в Ганновер, видимо, подтверждает, что лидеры США и ЕС
придерживаются реалистичной версии.
Чем же примечательно данное соглашение? Во-первых, оно совершенно
секретное. Его текст не доступен широкой публике - только лидерам стран
и участникам переговоров. Никаких электронных версий текста, никаких
средств связи с собой и устройств, способных копировать информацию, на
переговорах. Все, что известно об этом соглашении, известно из утечек и
из тех крох, что были слиты по официальным каналам.
Во-вторых, соглашение беспрецедентно по масштабу. Оно охватывает
страны, суммарная доля которых в мировом ВВП, по данным МВФ в 2013-15
годах составляла 46% при исчислении в текущих ценах (33% по паритету
покупательной способности). США является для ЕС первым торговым
партнером по экспорту и вторым после Китая по импорту. Для США, в свою
очередь, ЕС является вторым после Канады торговым партнером по экспорту и
вторым после Китая - по импорту. По данным за 2013 год, приток прямых
иностранных инвестиций из США составил 1651,6 миллиардов евро, а
встречный поток из ЕС в США - 1686.5 миллиардов евро.
EU-US. Trade in goods 2012-2014, € billions
Year
EU imports
EU exports
Balance
2012
206.5
293.2
86.7
2013
196.2
289.2
93.1
2014
206.1
311.0
104.9
Данные Еврокомиссии
EU-US. Trade in services 2012-2014, € billions
Year
EU imports
EU exports
Balance
2012
157.0
171.9
14.сен
2013
159.9
180.7
20.сен
2014
182.1
193.6
11.июн
Данные Еврокомиссии
Ведущие чиновники из США и Еврокомиссии, когда выступают по поводу
перспектив партнерства, рисуют картину всеобщего благосостояния:
многосторонний экономический рост, увеличение объемов торговли между
сторонами на 50%, создание новых рабочих мест в ЕС. Тем не менее, они
отказываются раскрывать полный текст соглашения и объяснять каким
образом были проведены такие расчеты.
Что же представляет собой Трансатлантическое торговое и
инвестиционное партнерство на самом деле? Если прислушаться к голосам
протеста, то получается интересная картина. Больше всего возражают
против него активисты различных общественных организаций в ЕС. С
американской стороны возражения со стороны общественности звучат в
основном от профсоюзов - об опасности сокращения рабочих мест в США.
Получается, что либо остальных американцев все устраивает, либо им все
равно, либо они просто не знают об этих планах.
Что же это за загадочное создание рабочих мест в ЕС, при котором
сокращаются рабочие места в США? Глава IV TTIP провозглашает для всех
стран-участниц свободное передвижение бизнес-менеджеров и других
сотрудников корпораций, с целью временной работы. Однако в одной из
утечек был текст этой главы, и из оговорок статьи 1(2) видно, что для
простых сотрудников и обычных граждан никакого свободного перемещения не
предполагается. В настоящий момент в публично доступном тексте
четвертой главы соглашения пункт 1(2) отсутствует, но это не значит, что
его нет в оригинале: за пунктом 1(1) сразу идет 1(3), следовательно,
пункт из текста не удален, а всего лишь скрыт от общего доступа.
Неудивительно, что, как уже писал "Эксперт", подписание
TTIP находится под угрозой из-за возражений румын и болгар, которых США
заставляет получать визы. Из новой безвизовой схемы исключены также
хорваты, киприоты и поляки.
Если пройтись по требованиям отдельных стран, и исключить из них
словесную шелуху, то получается следующее: США хотят: беспошлинно
поставлять автомобили в Европу, получить доступ для своей мясо-молочной и
сельхозпродукции на европейские рынки и оградить свое национальное
судостроение. Не хотят: ввода дополнительных ограничений на финансовые
услуги, и более того, при определенном раскладе может получиться, что
американские финансовые организации избавятся от тех ограничений, что
были наложены на них после мирового финансового кризиса.
ЕС, в свою очередь, хочет получить возможность участвовать в
американских госзаказах, а также - чтобы США сняли ограничения на
экспорт сырой нефти. Включить (в отличие от американцев) в соглашение
регулирование финансовых услуг. И - сохранить ограничения на поставки
мясо-молочной и сельхозпродукции из США, защитив таким образом свое
дотационное сельское хозяйство. Ряд стран имеет свои дополнительные
возражения. Например, Франция настояла на исключении из соглашения
ауди-визуальной продукции. Также некоторые государства хотят
дополнительно защитить свои права на названия продуктов, связанные с
географическими названиями: сыры Фета и Пармезан, пиво Будвайзер,
Шампанское, Коньяк, Портвейн и других.
Теперь рассмотрим самое интересное – инвестиции. Как видно из цифр,
размер инвестиционных потоков в разы превосходит торговый оборот между
США и ЕС. В рамках TTIP предполагалось заключить соглашение по
урегулированию споров между инвесторами и государством (ISDS). Суть его
сводилась к тому, что все споры по инвестициям переносились о особых
межгосударственный орган, и иностранные инвестиции получали защиту от
правительств стран. При этом никаких механизмов влияния на корпорации у
государств и отдельных граждан не появлялось.
В сухом остатке получается, что больше всего от TTIP выигрывают
транснациональные корпорации: они получают защиту своих денег, свободное
перемещение для руководителей и увеличение прибылей от снятия различных
ограничений. Вслед за ними по выгодам от партнерства идут США в целом, а
следом - Еврокомиссия. Наименее же выигравшей стороной оказываются
простые европейские граждане. Простым американцам оно непосредственно не
помогает и не вредит, отсюда и отсутствие у них большого интереса к
этой теме.
Напоследок стоит отметить влияние будущего партнерства (сейчас нет
оснований считать, что оно может не состояться) на третьи страны.
Ощутимо потеряют те, кто уже имеет зону свободной торговли с США или ЕС -
но не имеет таковой со второй стороной TTIP. Это например Турция и
Канада. Они будут открыты для товаров из США и ЕС соответственно, а их
товары все так же не будут иметь привилегированного доступа на эти
рынки. Другой важный момент: это соглашение де-факто будет задавать
нормы международной торговли, инвестиций, перемещения наемных
работников. И остальным странам придется если и не принимать, то
учитывать эти правила игры.
Российский институт стратегических исследований (РИСИ), как мы уже сообщали, в рамках исследования западных СМИ составил линейную диаграмму за
последние 5 лет по уровню негатива в ведущих странах Европы и США. По
оси
абсцисс – индекс агрессивности. Его значение в 5 единиц считается
условным порогом информационной войны. Индекс агрессивности – это
отношение ярко выраженных негативных статей к количеству статей
нейтральных. По
оси ординат – среднемесячное количество публикаций. Изучаем и делаем
простые
выводы.
Как хорошо видно, Германия, ключевая страна Евросоюза, стала в 2014 году абсолютным
чемпионом в Европе по числу публикаций, посвящённых России. Одновременно с этим
количество негативных статей именно в Германии превысило аналогичный показатель
по всем другим странам – даже по США, которые занимают уверенное второе место и
единственные вместе с ФРГ вышли на порог информационной войны.
Чтобы понять причины, почему именно немецкие СМИ
возглавили нападение, «информационный блицкриг» на Россию, надо понять,
как они связаны с национальной политикой и как именно подвержены влиянию
американцев.
Адвокат России в Европе
Именно такое прозвище получила Германия во время
правления Гельмута Коля и в особенности – Герхарда Шрёдера. Немецкая политика тогда
действительно во многом соответствовала этому названию. Принятые в ЕС
многочисленные страны Восточной Европы в порыве старых обид регулярно
пытались проталкивать от имени всего ЕС антироссийские инициативы, и именно
Германия приводила тогда их усилия к некоему общему знаменателю благоразумия,
относительного добрососедства и поиска путей взаимных выгод, а не конфликтов.
А редакционная политика немецких СМИ всегда очень
точно соответствует как политике государственной, так и политике американских интересов
– мы это докажем и объясним ниже, а пока примем как аксиому и рассмотрим, как
менялась немецкая политика в отношении России.
Смена курса
Начало «нулевых» ознаменовалось рядом поворотных событий в истории
России: были разорваны грабительские соглашения о разделе продукции в
нефтяной отрасли со странами Запада, сменил
собственника холдинг НТВ, новым президентом был предпринят ещё ряд
внутри- и внешнеполитических
шагов, которые вызвали чрезвычайно негативную реакцию в
Вашингтоне. По их мнению, это могло подорвать контроль над Россией. И
меньшее, что следовало сделать, по мнению Белого дома, это лишить
Москву союзников в Европе.
Первая
крупная спецоперация немецких СМИ, проведённая в интересах США, была
направлена на то, чтобы свалить канцлера Шрёдера, который, по мнению
Вашингтона, дружил с Россией больше, чем следовало. Она завершилась
успехом.
В 2005 году Германию
возглавила Ангела Меркель, которая ещё во время предвыборной компании публично
и неоднократно высказывала открытое неодобрение политикой Шрёдера и считала недопустимым
поддержание наших двусторонних отношений на столь высоком уровне. Меркель
официально придерживалась проамериканской политики и с самого начала считала,
что Германия должна ориентироваться на США, а не сближаться с Россией.
А вскоре грянула и серьёзная информационная атака
уже непосредственно на Россию. После «пятидневной войны» в Грузии в августе
2008 года на нас обрушились всей своей мощью западные СМИ. Тогда, к сожалению,
этому не придали должного значения – превалировало мнение, что никак иначе и
быть не могло и что такая реакция нормальна.
Хотя
уже тогда, во время и по следам событий 08.08.08, немецкие СМИ заняли
первые ряды в рядах атакующих Россию. И с тех пор они задавали тон
западного общественного мнения к Москве и её роли в трагических событиях
2008 года, когда за агрессию Саакашвили на нас повесили всех собак.
Позже,
как
говорится, «ложечки нашлись, но осадочек остался», и сегодня, хотя и
установлено было, что войну начала Грузия, всё ещё часто ссылаются на
то, что
Россия проводит «традиционно агрессивную политику». А главное – такое
передёргивание находит понимание у западных читателей. Как известно,
нельзя второй раз
произвести первое впечатление, а оно-то и запомнилось всем. И благодаря
усилиям во
многом именно немецких СМИ к нам тогда прилепили ярлык «агрессора».
Впрочем, считается, что тогда критика была довольно
мягкой, и этому есть объяснение: Запад возлагал надежды на нового президента
Медведева, а грузинский кризис пришёлся на самое начало его правления. Тогда
просто не хотели «сжигать мосты» и переходить на целиком военное положение в
международных отношениях. Что, впрочем, не помешало Германии и её СМИ
продолжить давление на нас через санкции: «список Магнитского» был утверждён в
Европарламенте спустя всего 2 года после нападок, связанных с признанием Южной
Осетии и Абхазии.
Фактически, хотя США и объявили о «перезагрузке», но давление
на нас не ослабевало, а нарастало - Германия с её СМИ дисциплинированно
следовали в фарватере этой политики.
Объявление войны
Хорошо известен момент, когда Запад
окончательно отбросил хорошие манеры и перешёл к информационной войне на
уничтожение – благо американские лидеры совершенно не считали нужным
держать
это в секрете. Было многократно и на разных уровнях объявлено, что
возвращение
Владимира Путина в 2012 году на пост президента РФ США считают
неприемлемым событием. После этого за
год с небольшим Россию встряхнули так, как до этого за десять лет не
трясли. В Москве попробовали запустить майдан усилиями вышедших на
Болотную площадь, а когда затея с треском провалилась, засыпали
обвинениями в подавлении оппозиции и свободы
слова. Причём этим занимались не только СМИ, но и официальные лица.
В ноябре 2012 года депутаты Бундестага принялирезолюцию, в которой подвергли резкой критике политику, проводимую российскими
властями в отношении оппозиции. Меркель в своих публичных выступлениях того
времени поддержала содержание этой резолюции, содержащуюся в ней критику наших действий и
список требований к Кремлю. Непосредственно после 2012 года началась «раскачка» Украины, которая и завершилась очередным майданом и всем, что за ним
последовало.
Итак, Германия следует в русле американской политики. Но как так вышло, что немецкие СМИ такие «ручные» и
слушаются США?
Как управляют «свободными СМИ»
Бывший корреспондент одной из крупнейших немецких
газет Frankfurter Allgemeine Zeitung Удо Ульфкотте выпустил книгу «Продажные
журналисты», в которой подробно раскрыл то, каким образом американские и немецкие политики
влияют на немецкие СМИ с тем, чтобы они определенным образом освещали
происходящие в мире позиции. Разумеется, прежде всего проамериканским и антироссийским образом.
Оказывается, в Германии и в целом в Европе выстроена и отлажена разветвленная система отношений со всеми ведущими изданиями, их
ключевыми авторами и членами редакций. Вот как Удо Ульфкоттеописывает эту систему,
отвечая на вопрос, насколько выгодно быть в Германии проамериканским
журналистом:
«Я
получал не деньги, а подарки. Вещи вроде золотых часов, водолазное
снаряжение, поездки с проживанием в пятизвездочных отелях. Я знаю многих
немецких журналистов, которые когда-то могли за это купить себе виллу
для заграничного отпуска.
Но намного важнее денег и подарков то, что если ты пишешь
проамериканские или пронатовские материалы, то тебе оказывают поддержку.
Если ты этого не делаешь, ты топчешься на месте, тебе позволяют только
сортировать письма читателей в редакции.
Когда вы снова и снова летаете в США, где за вас везде платят и вас
приглашают брать интервью американские политики, вы всё ближе и ближе к
кругам власти. И вам хочется оставаться в кругу этой элиты, и вы пишете
так, как это могло бы понравиться этим элитам.
Каждому хочется быть журналистом-звездой, которому позволено эксклюзивно
говорить с известным политиком. Но одно неверное предложение – и ваша
карьера звёздного журналиста – в прошлом. Каждый это знает. И все
сотрудничают».
Удо Ульфкотте
Таким образом, при помощи НКО, грантов,
разнообразных международных организаций, мероприятий и прочего, что называется
«мягкой силой», США научились контролировать немецкие СМИ. Впрочем, ещё проще
давить на свои СМИ могут немецкие власти, которые всегда могут испортить
строптивому журналисту или изданию жизнь.
В ход идёт весь арсенал
методов
усмирения: от отлучения от допуска к элите и центрам событий до силового
давления. Несколько обысков у Удо Ульфкотте было проведено перед
изданием его
книги и сразу после. К тому же , по его свидетельству, в Германии
спецслужбы активно привлекают журналистов к сотрудничеству – это,
фактически, «предложение, от которого нельзя отказаться».
Вот, что он пишет:
«Вы
знаете, в крупнейшем немецком автомобильном клубе ADAC был сотрудник
вертолётной спасательной службы, который отказался тайно сотрудничать с
BND. Его сразу же исключили из ADAC, он попал под суд, и судьи решили,
что человеку нельзя отказываться работать с BND, и это нормально, что он
после этого теряет работу. Ясно? Вы понимаете? Я не хотел остаться без
работы».
Удо Ульфкотте
Надёжное орудие
В этой связи становится понятным, как немецкие
СМИ были назначены на роль «острия копья» в информационной атаке на
Россию. Германия по-прежнему остаётся де-факто оккупированной страной,
где американских
баз и военнослужащих едва ли не больше, чем немецких. Золото ФРГ
«хранится» (а фактически конфисковано у немцев) в
Штатах – причём так надёжно, что хозяева не могут получить его обратно.
СМИ
давным-давно и надежно контролируемы путём многолетнего отбора и
установления контактов со
всеми ведущими изданиями и авторами. А внутриполитическая практика
Германии
позволяет использовать СМИ как орудие государственной пропаганды, чем,
впрочем,
пользуется не только Берлин, но и Вашингтон.
Изюминка
ситуации в том, что по команде из США немецкие СМИ могут сбросить
своего же канцлера, как Шрёдера, что, конечно же, тоже является фактором
лояльности Германии по отношению к большому заокеанскому брату.
Фактически Вашингтон полностью и системно контролирует эту ключевую
страну Евросоюза.
Германия в Западной Европе по-прежнему имеет огромный вес, влияние и авторитет, так что
именно за такое сочетание исключительной полезности и исключительной же послушности
Берлин стал вожаком в той своре «гончих», которую Вашингтон спустил на
Россию.
Попытки здравомыслия
Однако именно тотальный контроль над информационным полем и
одностороннее освещение событий без допуска иных мнений постепенно
порождают противоположный ожидаемому эффект - возмущение населения
проамериканским мейнстримом, которое даже выражается
в открытом протесте. Некоторые СМИ и новые политики, чуткие к таким
настроениям, берут на
себя риск выйти из волны мейнстрима и встать за запретное поле
американо-скептицизма. Они жестко критикуют несуверенные действия
германских властей и одностороннюю информационную политику своих коллег в
центральных СМИ.
Вот типичный пример сатирической передачи,
которая часто выходит на канале ZDF и
критикует влиятельные печатные СМИ Германии.
Видео: Голос Германии
В сатирической форме раскрываются
весьма серьёзные факты и связи якобы «независимой» немецкой журналистики и
различных организаций, которые являются либо совместными институтами
Германия - НАТО, либо американскими фондами. Или связаны с немецкими силовыми
ведомствами.
Усталость обывателей от строго
однообразной пропаганды показывают и набирающие популярность новые политики,
такие как депутат бундестага от партии «Левые» Сара Вагенкнехт, которая
отличилась жесткой публичной критикой Меркель и нынешнего руководства
Германии. Такие фигуры на политическом поле пока еще занимают место на
обочине, они считаются маргиналами и имеют ограниченную поддержку. Но
сам факт того, что всего за
несколько лет в бундестаге появились политики с риторикой решительного
осуждения действия нынешних властей, уже говорит о том, что в Германии
зреет
возмущение сложившимся положением дел.
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/world/kak-nataskali-germanskogo-544/
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+