Для чего нужны санкции против России?
Нынешняя политика администрации Обамы в
отношении России нуждается в серьезной дозе «реальной политики». В
частности, Вашингтон и его партнеры по Большой семерке должны повторно
проанализировать воздействие экономических санкций, введенных против
России в 2014 году в связи с ее вмешательством в украинский конфликт.
Подпись
к изображению: Президент США Барак Обама встречается с Владимиром
Путиным в кулуарах саммита G-20 в турецкой Анталье, 15 ноября 2015 года
Совершенно очевидно, что эти санкции не работают, как в качестве
средства заставить Москву отказаться от своего предосудительного
поведения, так и в качестве стимула для урегулирования кризиса в целом.
Россия продолжает поддерживать украинских повстанцев, Крым полностью
инкорпорирован в ее состав в качестве субъекта федерации, и это
фактически решенный вопрос.
Более того, ограничение доступа России к западным источникам
финансовых ресурсов имело последствия, далеко выходящие за пределы
украинской проблемы. В сущности, это привело к изменению взаимоотношений
между мировыми державами, толкнув Россию на квази-альянс с Китаем,
который угрожает интересам Америки гораздо более непосредственным
образом, чем российские нарушения порядка в Восточной Европе. Это
особенно очевидно в Азии, где углубляющееся российско-китайское
партнерство усиливает геополитический вес Китая, что приводит в ужас его
соседей и потенциально способно создать угрозу для возглавляемой США
системы безопасности в этом регионе. Санкции всегда связаны с некоторыми
издержками для тех, кто их вводит, однако в данном случае эти издержки,
судя по всему, определенно являются чрезмерно высокими.
Безусловно, китайско-российский альянс не в полной мере обусловлен
ошибочным введением западных санкций. Россия и Китай давно разделяют
враждебное отношение к американской «гегемонии» в мировых делах, и
Россия уже в течение некоторого времени переориентировала свои внешние
связи с Европы на более динамичные рынки Востока. В то же время, санкции
в значительной степени ускорили, сконцентрировали и усилили эти
изменения. Возможно, наиболее заметным их последствием является то, что
Россия сегодня в значительной степени полагается на сотрудничество с
Китаем в сфере развития своих богатых природными ресурсами и
стратегически важных территорий на Дальнем Востоке. Восток России стал
зоной реализации ряда новых совместных проектов в области энергетики,
добычи полезных ископаемых, финансов, высоких технологий, транспорта и в
других сферах. В условиях роста китайского влияния в восточных районах
России, становится все более вероятным, что Москва будет действовать
заодно с Пекином по всем проблемам экономики и безопасности в Азии, что
не может не беспокоить союзников США и поднимает вопрос об устойчивости
американских позиций в регионе в долгосрочной перспективе.
Вашингтону в настоящее время необходимо тщательно обдумать
последствия санкций и рассмотреть возможности корректировки своей
позиции. Этот процесс не следует откладывать до окончательного
урегулирования (что бы это ни означало) украинского кризиса. Стартовой
площадкой должна стать Азия, а первым шагом – позволить Японии, важному
потенциальному противовесу китайского влияния, нормализовать свои
отношения с Россией. Кроме того, страны, не входящие в G-7, не должны
более подвергаться давлению со стороны Вашингтона с целью ослабления их
связей с Россией. Идея состоит в том, чтобы обеспечить России
возможность сотрудничества с различными региональными партнерами в деле
развития ее восточно-азиатских районов. Азиатские страны имеют
стратегическую и экономическую заинтересованность в усилении своего
присутствия на этих малозаселенных и экономически слаборазвитых
территориях, попавших сегодня под усиливающееся влияние Китай. Это
является достаточной причиной, чтобы режим санкций со стороны G-7 был
отменен.
Помимо Китая, Америка должна продолжать стремиться к достижению
соглашения с Россией по украинскому конфликту и другим проблемам на
пост-советском пространстве. Впрочем, упомянутый конфликт, похоже, утих
на некоторое время, особенно учитывая окончательное, по всей
вероятности, присоединение Россией Крыма. И тем не менее, в настоящее
время более перспективный путь восстановления и оздоровления отношений
лежит скорее через Азию, чем через Европу. В целом, в
азиатско-тихоокеанском регионе стороны не имеют особых противоречий, и,
будучи соседями по Берингову проливу, несут общую ответственность за
региональную безопасность и стабильность. В этом отношении Россия и
Америка должны попытаться достичь общего языка в отношении поведения
Китая, которое угрожает интересам азиатской безопасности обеих стран,
хотя и по-разному.
Россия должна признать, что ее отчаянное сближение с Пекином может
привести к ослаблению самостоятельного влияния в Азии и, что гораздо
хуже, потребует отказа от части реального суверенитета на стратегически
важных территориях Дальнего Востока. Америка, в свою очередь, должна
отказаться от все еще сохраняющихся иллюзий относительно «мирного
усиления» Китая и прямо признать наличие угрозы со стороны Пекина
заменить США в качестве «гаранта безопасности» в Восточной Азии. В
конечном итоге Москва и Вашингтон будут нуждаться в помощи друг друга
для сдерживания регионального влияния Китая. Состоится ли такое
сотрудничество, и если да, то каким образом оно может развиваться,
покажет время.
Автор, Ренслер Ли – американский аналитик, старший научный
сотрудник Института внешнеполитических исследований (Филадельфия, США),
соавтор книги «Российский Дальний Восток: новые тенденции в
Азиатско-тихоокеанском регионе и за его пределами»
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 608
Рейтинг поста:
Я бы написал: Чёрные против белых. :)
Это основные слова в статье. Видимо, "погода" меняется.