Евросоюз намерен выработать новую политику в отношении.
14 марта министры иностранных дел ЕС собрались для важнейшего
«мозгового штурма» за всю их карьеру. Судьба беженцев или даже сирийский
конфликт - все эти актуальные темы меркнут перед задачей по
нормализации отношений с Россией. И речь не просто о тактической
нормализации - Евросоюз (сначала внутри себя, а потом вместе с Москвой)
должен фактически определить новые правила игры и основы стратегических
отношений с Россией в посткрымский период.
Москва, в общем-то, даже за. «Если мы в чем-то сходимся с ЕС
сегодня, то в том, что возврат к формуле business as usual (отношения
как раньше - Эксперт Online) не нужен и невозможен»,— заявил постоянный
представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов. Более того, на всем
протяжении российско-европейского кризиса Эксперт Online не раз писал о
том, что переход лидеров ЕС от инерционной конфронтации к поискам новой
формулы modus vivendi с РФ ознаменует отскок этих отношений от дна и
окончание самого сложного периода для России. Ведь Евросоюз формально
признает невозможность вернуться к старой модели взаимоотношений, а
значит и бессмысленность дальнейшего санкционного давления на Россию
(которое, напомним, инициировалось именно для принуждения Москвы
вернуться к той модели).
Таким образом, Кремль вытерпел «период гнева» и теперь ждет пока ЕС
определится с условиями будущего сотрудничества. Безусловно, нужно быть
реалистами и понимать, что никакого стратегического партнерства или тем
более совместного создания единого пространства безопасности и тем более
зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока не будет. С другой
стороны, не будет и конфронтационной модели. Да, большие друзья Кремля
из стран Восточной Европы считают иначе. «Дискуссия с Россией не может
идти в ущерб рассмотрению замороженных конфликтов на наших границах», -
заявил министр иностранных дел Литвы Лянис Линкявичус. - Избирательное
восстановление отношений с Россией не должно идти в ущерб нашим
принципам». Однако учитывая, что принцип г-на Линкявичуса и других
представителей так называемых прибалтийских элит состоит в максимальном
сдерживании Москвы и удалении ее из европейских дел, восстановление
отношений с Россией однозначно пойдет в ущерб этим принципам. Вопрос в
том, насколько в ущерб? В лучшем для России и ЕС случае речь может идти о
выработке общих правил игры на постсоветском пространстве и четком
определении красных линий, за которые стороны не могут переступать. Судя
по всему, эти мысли и станут практическим наполнением так называемых
«Пяти принципов политики Евросоюза в отношении России», которые озвучила
Федерика Могерини. Важно отметить, что в этих принципах нет
неприемлемых для России требований или условий, в частности относительно
возврата Крыма Украине.
Пять «за»
Первым принципом, озвученным Еврокомиссаром, является «полная
реализация Минских соглашений, как ключевой момент в наших отношениях».
По сути речь идет о федерализации Украины в частности и устранении
украинского шипа из тела российско-европейского взаимодействия в целом.
Москва, в общем-то не против - вот только категорически не согласна с
мнением Брюсселя о том, что это она срывает Минские соглашения.
Российские власти, да и все умеющие читать люди, ознакомившиеся с
текстом соглашений, не могут не видеть, что их нарушает украинская
сторона. Судя по определенным сливам, с этим начинает соглашаться даже
ЕС - ходят слухи, что Брюссель в ультимативном порядке потребовал от
украинского руководства до конца марта выполнить пункт о проведении
выборов в ДНР и ЛНР, приняв соответствующий закон в Верховной Раде.
Второй принцип - «укрепление отношений с нашими восточными партнерами
и другими соседями». ЕС дает понять, что в рамках новых отношений с
Россией не собирается отказывать ни от «Восточного партнерства», ни от
попыток перетянуть на себя все постсоветское пространство. То есть не
станет отдавать этот регион Москве как ее эксклюзивную сферу влияния.
Россию (но, конечно, не российских ура-патриотов) этот вариант тоже
устроит, поскольку она вынуждена будет в конкурентной борьбе
формулировать и реализовывать привлекательную для соседей идею. Однако
тут нужно оговорить несколько правил. Прежде всего, Москва и Брюссель
должны хотя бы пытаться искать некие точки соприкосновения и правила
существования в восточной Европе и на Южном Кавказе, не превращая борьбу
за контроль над странами в «игру с нулевой суммой», в которой победу
одержат Штаты или Турция. Кроме того, Москва хотела бы, чтобы
конкуренция (всегда полезная для собственного развития) проходила
честно. То есть без организации Майдана после того, как Россия выиграла
джентльменский аукцион за Украину.
Третий принцип - «устойчивости ЕС, в частности, в сфере
энергетической безопасности». Брюссель не намерен отказываться от
третьего энергопакета, а все страны Евросоюза будут выступать на
нефтегазовых переговорах с Москвой с единых позиций. Кремлю нет смысла
возражать против этого пункта, поскольку его не будут соблюдать сами
государства-члены. Так, те же немецкие компании крайне заинтересованы в
реализации «Северного потока-2», который автоматически сделает их страну
главным хабом российского газа в ЕС. Да, они просят, чтобы параллельно
Россия сохранила часть транзита через Украину, однако эта просьба скорее
похожа на маленькую косточку с большого стола, которая бросается Киеву и
нынешним странам-транзитерам (той же Словакии) дабы они громко не
возмущались.
«Четвертый принцип - это необходимость сотрудничества с Россией по
международным вопросам, включая Иран, Сирию, Ближний Восток, а также
миграцию, борьбу с терроризмом, климатические изменения и по другим
сферам, представляющим интересы ЕС», - пояснила госпожа Могерини.
Москва может быть довольна - Евросоюз на официальном уровне признал не
только бессмысленность дипломатической изоляции Путина, но и согласился с
тем, что Россия нужна ЕС для решения важнейших проблем мировой
политики. А это значит, что Москва может и дальше выставлять Европе цену
за свое участие в решении важных для ЕС вопросов. И если она это будет
делать не столь нагло, как Турция, это практическое сотрудничество может
в итоге вывести страны на новый уровень взаимодействия.
Наконец, пятый принцип - «поддержка гражданского общества РФ и связей
между людьми в России и ЕС». Очень любопытно каким образом этот пункт
будут трактовать в ЕС. Эксперт Online уже не раз писал, что для
поддержки связей между россиянами и европейцами Евросоюз должен
либерализовать визовый режим с Россией, а для поддержки гражданского
общества необходимо отменять санкции, которые наносят ущерб как
российскому среднему классу (основе гражданского общества), так и
европейскому имиджу в целом. И не исключено, что эти санкции могут быть
отменены в обозримом будущем. По крайней мере Федерика Могерини обещала
провести обстоятельную политическую дискуссию среди лидеров Евросоюза
перед июньским саммитом ЕС, на котором должен быть решен вопрос о
продлении экономических санкций против России. Собственно, ей ничего
другого не оставалось - министры ряда стран Евросоюза (в частности,
Италии и Венгрии) открыто заявили о том, что автоматически санкции
продлять не собираются. Через несколько месяцев будет ясно, насколько
серьезен их конструктивный настрой.
Европе нужны совсем другие принципы отношений с Россией
Главы МИД стран ЕС во главе с Федерикой Могерини согласовали пять
пунктов – основ для взаимодействия с Россией. Большую их часть можно
рассматривать только как глупость, а некоторые – как откровенный вызов.
Если в ЕС и впрямь заинтересованы в выстраивании отношений с РФ, впору
задуматься о других пяти пунктах, благо они очевидны.
2
К сожалению, приходится констатировать, что надежды постпреда России в Брюсселе Владимира Чижова на то, что наши отношения с Евросоюзом
станут «более партнерскими, равноправными и более содержательными», пока
не оправдались. В заявленных ЕС принципах нет ни партнерства, ни
равноправия, ни нового содержания.
«Укрепление позиций ЕС в Средней Азии – это, в переводе на русский язык образов, желание «подергать кота за усы»
По словам Могерини, пять основополагающих принципов выглядят следующим образом: реализация минских соглашений, непризнание
аннексии Крыма, укрепление отношений ЕС с восточными партнерами, в том
числе со странами Центральной Азии, повышение внутренней устойчивости
ЕС, в том числе в сфере энергетики, а также поддержка гражданского
общества в России.
Пожалуй, ни один из этих принципов не может
вызвать положительных эмоций у тех, кто действительно заинтересован в
улучшении отношений между Россией и Европой.
Во-первых, вопросы
реализации минских соглашений, как неоднократно подчеркивали в Москве,
нужно задавать не России, а Украине. Причем очень серьезные вопросы.
Россия не является участником конфликта в Донбассе, и если возможность
для влияния на ополченцев у Москвы есть (но это именно влияние, а не
полное управление), то на Киев повлиять может только сам Евросоюз, а
также США. Получается, что первый основополагающий принцип ЕС в
отношениях с Россией по факту не имеет отношения к России.
Во-вторых,
непризнание воссоединения России и Крыма – это отрицание очевидного. От
того, признает Брюссель свершившийся факт или не признает, ситуация не
изменится, как не меняется она от того, что многие страны десятилетиями
не признают Иерусалим столицей Израиля и символично размещают посольства
в Тель-Авиве, а Москва, Пекин, Мадрид, Афины и многие другие столицы не
признают Косово независимым государством. Зачем делать подобную
политико-мировоззренческую позицию «основным принципом», решительно
непонятно.
В-третьих, укрепление позиций ЕС в Средней Азии – это,
в переводе на русский язык образов, желание «подергать кота за усы».
Россия считает этот регион зоной своих интересов вовсе не из-за
воображаемого «имперского синдрома», а из соображений безопасности. Так
же, как поддержка американской операции в Афганистане была оказана
Москвой не из желания «угодить» Западу, а из-за того, что, перекинувшись
на Таджикистан или Узбекистан, конфликт неизбежно приведет к миллионам
беженцев, которые вряд ли задержатся в Казахстане. И даже если признать,
что Евросоюз, как и любая страна или объединение стран, имеет право
продвигать свои интересы в любом регионе мира, все равно остается
вопрос: а при чем тут Россия? Это же пять пунктов про отношения с
Россией, а среднеазиатские страны вот уже 25 лет как независимы.
В-четвертых, устойчивость ЕС – это его внутреннее дело, как и, например,
обеспечение собственной безопасности. Главной угрозой для единства
Евросоюза сейчас является Великобритания,
а вовсе не Россия. Да, РФ является крупнейшим поставщиком
энергоносителей в Европу, но, опять-таки, диверсифицировать закупки –
суверенное право европейцев. То есть уже три из пяти принципов не имеют
никакого отношения к России.
И, наконец, в-пятых. Развитие связей с
гражданским обществом в России, если рассматривать этот вопрос, что
называется, «в вакууме», можно только одобрить. Действительно, в 90-е и
нулевые годы европейские фонды сделали немало для поддержки российского
гражданского общества – и большое им за это спасибо. Но в 2016 году
российское гражданское общество уже не готово, раскрыв рот, смотреть в
глаза (или, наоборот, раскрыв глаза, смотреть в рот) европейским «гуру» и
принимать за стопроцентную истину все, что они изрекают. При этом в
Европе, судя по недавнему «Форуму свободной России» в Вильнюсе, не очень
понимают разницу между гражданским обществом и маргинальной оппозицией,
не представляющей никого, кроме себя самих.
Резюмируем. Из пяти
«основополагающих принципов» три не имеют к России вообще никакого
отношения, один является внутренним делом РФ и лишь один (и то с
большими оговорками) действительно касается двусторонних отношений. Но
ЕС занимался «развитием гражданского общества» на протяжении последних
25 лет, так что ничего принципиально нового в этом пункте нет.
Как
бы могли выглядеть пять принципов, которые на самом деле вывели бы
отношения России и ЕС на новый взаимовыгодный уровень? Попробуем
представить.
Во-первых, это признание Евросоюзом России как равноправного партнера со своими интересами, о чем неоднократно говорил российский
МИД. Если ЕС признает право иметь интересы в Средней Азии за собой, он
должен признавать такое же право за Россией, а не говорить об «имперском
синдроме». Если Брюссель полагает, что должен диверсифицировать свое
энергоснабжение, то он не должен называть «торговой войной» поддержку
Москвой своих сельхозпроизводителей. России не нужны «особые отношения»,
как Украине. России нужны равноправные отношения.
Во-вторых, это
отказ от термина «российская угроза». Россия никому не угрожает военным
вмешательством, не приближает свои войска к границам стран ЕС и не
расширяет военные блоки изначально антиевропейской направленности.
Поэтому каждый, кто говорит о «российской угрозе» для Европы, врет. До
тех пор, пока политики уровня министра обороны страны ЕС будут обвинять Россию в «терроризме», ни о каком восстановлении отношений (не говоря уж об «улучшении») и речи идти не может.
В-третьих (и это стало бы лучшим способом поддержать гражданское
общество), отмена туристических виз. После того как миллионы беженцев
без особых проблем пересекли европейские границы, говорить что-то об
«угрозе нелегальной миграции» из России просто смешно. Да, Россия – не
Украина, поэтому отмена виз возможна только на взаимной основе. Если
визовые преграды между нашими странами исчезнут, миллионы граждан РФ и
стран ЕС смогут беспрепятственно гостить друг у друга и убеждаться, что в
Москве по улицам не ходят медведи, а в Берлине никого насильно не
обращают в гомосексуализм.
Четвертый и пятый принципы не имеют
прямого отношения к России, но, безусловно, положительно скажутся на
двусторонних отношениях. Это отказ от двойных стандартов в международной
политике: если помогать оружием сирийской «умеренной оппозиции» –
священный долг каждого демократического государства, тогда почему же
нельзя помогать оппозиции официальному Киеву в Донбассе? Если Косово
захотело отсоединиться от Сербии и Евросоюз ему в этом помог (в том
числе военным путем), то почему аналогичного права не имеют
Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия, не говоря уж про Крым? Никаких
«беспрецедентных прецедентов» быть не может. Только общепринятые и
однозначно толкуемые правила.
Пятое – это появление наконец у
Евросоюза собственной внешней политики, отличной от американской. Чуть
больше десяти лет назад Франция и Германия не боялись поднять голос
против вторжения в Ирак. А что теперь? Бесконечный «одобрямс», который
надоел, в первую очередь, самим европейским избирателям. Герой Хью
Гранта в фильме «Реальная любовь» – премьер-министр Британии, который
осмелился заявить американскому президенту, что у его страны есть
собственные интересы – в 2003-м выглядел милым фрондером, сейчас такого
политика назвали бы агентом Кремля, как венгерского премьера Орбана или
чешского президента Земана. Россия давно отказалась от прямых
переговоров с Украиной, предпочитая общаться напрямую с кураторами Киева
из ЕС и США, но если Европа и дальше будет себя вести в полном
соответствии с указаниями из Вашингтона, то исчезнет смысл говорить и с
европейцами.
Но надежды на то, что нынешние европейские власти –
как уровня отдельных стран, так и Евросоюза в целом – будут в отношениях
с Россией руководствоваться вышеуказанными принципами, к сожалению, нет
никакой.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Группа: Главные редакторы публикации 32764 комментариев 24112 Рейтинг поста:
0
Главы МИД ЕС согласились с пятью принципами отношений с Россией В ходедискуссии по России на заседании Совета ЕС верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини обсудила с главами МИД стран Евросоюза пять принципов, на которых должны строиться взаимоотношения ЕС с РФ, заявила глава европейской дипломатии.
"Мы на уровне 28 стран были единодушны по пяти руководящим принципам политики Европейского союза по отношению к России", - сказала Могерини на пресс-конференции в понедельник в Брюсселе после заседания Совета ЕС по иностранным делам.
Она перечислила эти принципы: реализация Минских соглашений по Украине как условие для любых существенных изменений в отношениях с РФ, кроме того, ЕС не откажется от непризнания присоединения Крыма к России; укрепление отношений ЕС с восточными партнерами, начиная с Центральной Азии; укрепление внутренней устойчивости ЕС, особенно энергетической и в области стратегической коммуникации; любое взаимодействие с РФ должно быть избирательным, учитывая возможные общие интересы, например, во внешней политике - по вопросам Сирии или КНДР; необходимо поддерживать гражданское общество в России и инвестировать в развитие контактов между людьми в Евросоюзе и в России, особенно ориентируясь на молодежь.
По словам главы европейской дипломатии, министры продемонстрировали единство, и это, по ее мнению, очень обнадеживает. "Конечно, у этой части (политики отношений с РФ - ИФ) будет продолжение. Комиссия в ближайшие месяцы проведет переговоры по этой части нашей работы, которая будет основана на политических решениях, достигнутых нами сегодня на уровне министров", - добавила Могерини.
Источник: Интерфакс
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
В ходедискуссии по России на заседании Совета ЕС верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини обсудила с главами МИД стран Евросоюза пять принципов, на которых должны строиться взаимоотношения ЕС с РФ, заявила глава европейской дипломатии.
"Мы на уровне 28 стран были единодушны по пяти руководящим принципам политики Европейского союза по отношению к России", - сказала Могерини на пресс-конференции в понедельник в Брюсселе после заседания Совета ЕС по иностранным делам.
Она перечислила эти принципы: реализация Минских соглашений по Украине как условие для любых существенных изменений в отношениях с РФ, кроме того, ЕС не откажется от непризнания присоединения Крыма к России; укрепление отношений ЕС с восточными партнерами, начиная с Центральной Азии; укрепление внутренней устойчивости ЕС, особенно энергетической и в области стратегической коммуникации; любое взаимодействие с РФ должно быть избирательным, учитывая возможные общие интересы, например, во внешней политике - по вопросам Сирии или КНДР; необходимо поддерживать гражданское общество в России и инвестировать в развитие контактов между людьми в Евросоюзе и в России, особенно ориентируясь на молодежь.
По словам главы европейской дипломатии, министры продемонстрировали единство, и это, по ее мнению, очень обнадеживает. "Конечно, у этой части (политики отношений с РФ - ИФ) будет продолжение. Комиссия в ближайшие месяцы проведет переговоры по этой части нашей работы, которая будет основана на политических решениях, достигнутых нами сегодня на уровне министров", - добавила Могерини.
Источник: Интерфакс