Усложнение ближневосточной головоломки увеличит возможности России
За сто с небольшим дней после начала российской военной операции в
Сирии ситуация на Ближнем Востоке стала еще более конфликтной. Сначала
обрушились российско-турецкие отношения, а на днях произошел и
ирано-саудовский разрыв. Однако обострение региональной напряженности
лишь увеличивает влияние России в главной мировой игре.
Появление
России в Сирии не могло не привести к изменению баланса сил – формально
в сирийско-халифатской ситуации, а по сути во всей ближневосточной
игре.
«Ни одна из трех региональных держав не
способна не только самостоятельно сокрушить соперников, но и навязать им
новые правила и баланс сил» Главным внешним игроком пока еще
остаются США, но Вашингтон завяз в попытке сбалансировать свои отношения
с Саудовской Аравией, Турцией и Ираном, соотнести ставки в сирийском
конфликте, войну в Ираке против халифата (и завязанный на нее, но более
широкий вопрос отношений с шиитами и суннитами в Ираке), использование
курдов. В этой головоломке даже желание не допустить чрезмерного
усиления позиций России в регионе отошло на второй план, уступив место
попытке договориться с Москвой о совместных дипломатических действиях
хотя бы по сирийскому кризису.
Три главные региональные державы –
Турция, Иран и Саудовская Аравия – ведут в регионе свою игру, в которой
война в Сирии является лишь самой заметной точкой конфликта.
Соперничество трех цивилизаций – турецкой, иранской и арабской – носит
на Ближнем Востоке исторический, многовековой характер, но в последние
сто лет происходит в условиях внешнего вмешательства. Но если до
недавнего времени это было преимущественно западное влияние – сначала в
виде прямого колониального господства Англии и Франции, а потом в виде
прямого военного доминирования США – то сейчас на сцене появилась
Россия, цели которой вовсе не ограничиваются сирийской кампанией.
Главная
задача Москвы в регионе – участвовать в создании нового баланса сил,
который должен будет сложиться на Ближнем Востоке после ухода оттуда
США. Этот уход неминуем, и он происходит на наших глазах, притом что
чисто военное присутствие Вашингтона сохранится в регионе еще долгие
годы. Но военная сила без желания и возможности ее применять не является
решающим фактором, а Штаты как минимум в ближайшее десятилетие не будут
воевать на Ближнем Востоке. При этом они, конечно же, не будут и молча
наблюдать за формированием новой геополитической реальности в регионе,
несмотря на то, что у них не получилась операция «демократизация
Ближнего Востока», в запасе у США остаются еще несколько сценариев,
включая перекройку границ всего региона. Но для осуществления любого из
них Штаты должны иметь первостепенное значение для каждой из трех
региональных держав, а с этим возникают большие проблемы.
Попытка
замириться с Ираном упирается не просто в длящуюся треть века вражду, а
в четкое нежелание иранского руководства играть с дьяволом в его игры, а
Вашингтон для Тегерана именно что проводник сатанинского проекта
глобализации, что в практическо-материальном, что в религиозном
измерениях. Кроме того, сложно представить себе, что кто-нибудь в Иране
захочет забыть о тех планах военного нападения на их страну, что не
просто готовили, но и в открытую озвучивали в США.
Как Запад сталкивал Россию и Турцию: история русско-турецких войн |
Отношения
с Саудовской Аравией, бывшей на протяжении полувека верным партнером и
клиентом США в исламском мире, начали портиться после участия саудитов в
атаке 11 сентября 2001 года и последовавшего за тем уничтожения Ирака. В
Ираке, при всем светском характере Баас, все-таки правили сунниты, а не
шииты, как сейчас, и в целом эта страна рассматривалась Эр-Риядом как
противовес шиитскому Ирану. Но добила американо-саудовские отношения
война в Сирии, по ходу которой саудовцы вначале понадеялись на то, что
американцы сделают все для того, чтобы убрать Асада, а когда этого не
произошло, разочаровались в союзнике, заподозрив его в сговоре с Ираном.
И когда Вашингтон пошел на иранскую ядерную сделку, пообещав снять
санкции с Тегерана, это лишь подтвердило убежденность саудитов в
предательстве американцев. США окончательно потеряли доверие Саудовской
Аравии, при том, что формально никакого отказа от союзнических отношений
не произошло, никакие совместные планы на будущее американцы и саудиты
строить уже не могут.
А ведь сейчас всех в регионе волнует именно
будущее – каким оно будет на Ближнем Востоке? Не просто границы, но и
само существование некоторых государств (не говоря уже о правящих
династиях) находится под большим вопросом. И если Иран уверен в своих
силах (тем более что он только что выдержал западную блокаду) и за ним
есть тысячелетняя история и традиция, то саудиты в буквальном и
переносном смысле построили свое могущество на песке, причем совсем
недавно, и понимают, что могут стремительно его потерять.
Конечно,
ни о какой войне между Ираном и Саудовской Аравией речи сейчас быть не
может – разрыв дипломатических отношений лишь увеличивает накал
противостояния – но повышение ставок Эр-Риядом (а казнь аятоллы ан-Нимра
была чистой воды провокацией) показывает, насколько сильно королевство
беспокоит усиление Ирана. По большому счету, Эр-Рияд попытался сделать
то же самое, что и Анкара уничтожением российского Су-24 – поднять
собственную значимость в региональных делах. Конфликтуя с Ираном,
саудиты рассчитывают сплотить вокруг себя арабов-суннитов и суннитов в
целом, потому что одними денежными вливаниями этого не добиться.
Игра
опасная, и, как и в случае с турецкой авантюрой, шансы на успех
минимальны. Турция не увеличила свое влияние на сирийскую ситуацию –
напротив, оно уменьшилось, и даже утешительных бонусов от американцев
она не получила.
Разрыв с Москвой не улучшил отношения Турции с США, в том числе и
потому, что Вашингтон не пошел на изменения своей позиции в курдском
вопросе, продолжая поддерживать сирийских курдов, что категорически
неприемлемо для Турции, которая, как и Саудовская Аравия, подозревает
Штаты в тайном желании развалить ее. Из всей региональной тройки Турция
формально самая сильная – у нее мощная армия, она находится под зонтиком
НАТО, у нее сильная и независимая от экспорта энергоресурсов экономика,
положение самой вестернизированной исламской страны, пантюркистские и
неохалифатские планы. Плюс амбициозное и опытное руководство.
Но
игра на повышение роли Турции в сирийском конфликте привела к разрыву с
Россией, без которой выстраивать балансирование в треугольнике Исламский
мир – США – Европа Анкаре стало заметно сложнее. Попытка Эрдогана
сблизиться с Саудовской Аравией, предпринятая в самом конце прошлого
года, накануне саудовско-иранского конфликта, не отменяет объективные
противоречия двух региональных держав. К тому же Турция не может
позволить себе обострять и так непростые отношения с Ираном.
Таким
образом, у Ирана сейчас напряженные отношения с Саудовской Аравией и
сложные с Турцией, между которыми, в свою очередь, существуют хорошие
отношения. Но у Турции война у границ – с потенциальной угрозой переноса
ее на собственно турецкую территорию, населенную курдами. Саудовская
Аравия воюет в Йемене – причем так, что в ответ получает уже и удары по
собственной территории. На саудитов нацелен и сирийско-иракский
суннитский «халифат», у них проблемы с собственными шиитами.
Иран
находится на подъеме – приближается снятие санкций, сорвать которое
саудитам все равно не удастся. При этом в борьбе за Сирию, если
рассматривать этот конфликт как часть трехсторонней конфронтации, Иран
также в выигрыше – на фоне как Турции, так и Саудовской Аравии.
Уничтожение или даже минимизация халифата вместе с окончанием войны в
Сирии сделает «шиитскую дугу» – от Ливана через Сирию и все более
проиранский Ирак – важнейшим фактором регионального баланса сил.
При
этом ни одна из трех региональных держав не способна не только
самостоятельно сокрушить соперников, но и навязать им новые правила и
баланс сил. Но это не могут сделать и США, и, следовательно, возможна
или война всех против всех (прообразом которой является сирийская
война), или коллективные попытки договориться о мирном
размежевании интересов и сфер влияния. Что мешает сейчас Турции, Ирану и
Саудовской Аравии договориться? Не только взаимные подозрения, амбиции, исторический опыт и личные
качества лидеров, но и отсутствие силы, принуждающей их к миру. Не
давлением, а более-менее объективной модерацией – США на эту роль не
годятся. В первую очередь потому, что все три страны подозревают
Вашингтон в нечестной игре и закулисных сделках с противником. Доверия к
американской администрации нет ни в Тегеране, ни в Анкаре, ни в
Эр-Рияде. Между тем искать компромисс все равно надо, ведь понятно, что
ни турки, ни иранцы, ни саудиты точно не хотят, чтобы «маленькие» войны
(на территории Сирии, Ирака и Йемена) превратились в одну большую войну с
их непосредственным участием и на их территории.
Может ли Россия в нынешних условиях превратиться в того, кто «принуждает» к миру? Не посредника, не шантажиста, но модератора?
Россия
начинала военные действия в Сирии в союзе с Ираном, до нашего
вмешательства бывшего главным военным союзником Дамаска, и нет никаких
оснований сомневаться в стратегическом характере российско-иранского
альянса, для которого Сирия служит лишь дополнительным скрепляющим
элементом. Казалось бы, это само по себе лишает Россию шансов выглядеть
стоящей над схваткой в глазах Саудовской Аравии – Москва воюет с
просаудовскими повстанцами в Сирии, дружит с Тегераном, которого боится
Эр-Рияд.
Но Россия упорно отказывается участвовать в
шиитско-суннитском противостоянии, во многом, кстати, провоцируемом
внешними игроками и радикалами внутри региона. Более того, проект
«халифат» является угрозой как для саудитов, так и для иранцев, и Москва
предлагает именно его и считать главной общей проблемой.
А
отношения с нашим соседом Ираном вовсе не исключают для России желания
выстраивать хорошие связи с Саудовской Аравией, тем более что, в отличие
от американцев, мы не собираемся покрывать регион сетью своих военных
баз, менять политический режим или строй, нападать или, наоборот,
выступать гарантами безопасности той или иной страны в противовес
другой. Да, Турция и Саудовская Аравия связаны с американцами военными
договорами, но обе эти страны как раз хотят полагаться на самих себя в
деле обеспечения собственной безопасности. И если турки и сейчас
способны на это, то у саудитов нужда в американском зонтике безопасности
очень велика.
Но сама потребность в этом зонтике существует в первую очередь из-за
саудовско-иранского противостояния, а если бы отношения двух стран
определялись не игрой внешних сил, а их собственными интересами, то даже
серьезные религиозные (в том числе и между двумя моделями организации
исламского государства), региональные и национальные (между арабами и
иранцами) противоречия вовсе не обрекали бы их на войну.
Понятно,
что выстраивание нормальных отношений Ирана и Саудовской Аравии – дело
чрезвычайно сложное, но как раз при поиске путей урегулирования
сирийской, иракской и йеменской ситуаций оно могло бы пройти первую
проверку. В сирийском урегулировании Россия будет играть ключевую роль –
как дипломатическую, так и военную – и ее последовательность будет
работать на укрепление репутации Москвы в глазах не только Тегерана, но
и, как ни странно, Эр-Рияда. Потому что саудиты видят честную игру –
Москва не сдала Асада, поддерживала Дамаск все годы войны, а не вела
себя как американцы, которые сначала обещали саудитам одно, а потом
делали другое.
Что касается Турции, то восстановление
турецко-российских отношений – это всего лишь вопрос времени: авантюра
Эрдогана настолько не отвечает в первую очередь турецким интересам, что
по мере приближения сирийского урегулирования Анкара попытается решить
вопрос с извинениями за Су-24. Турция в принципе не может себе позволить
игнорировать российское участие в ближневосточных и уж тем более
сирийских делах.
Курс России на построение новой глобальной
системы безопасности подразумевает не замену одного мирового гегемона на
другого, а его ликвидацию как такового. Россия ставит на повышение
самостоятельности национальных государств и региональных центров силы,
на формирование региональных и межрегиональных систем сдержек и
противовесов. Не уход США с Ближнего Востока привел к хаосу в регионе, а
их попытка контролировать все и вся, прямое военное вмешательство,
геополитический диктат и манипуляции с государственным устройством.
Неизвестно, сколько лет понадобится на успокоение хотя бы части
развороченного, но важны те принципы, которые будут положены в основу
подхода к урегулированию.
Русская военная сила и русская
дипломатия как минимум попытаются подвинуть дела в самом взрывоопасном
регионе мира в правильном направлении.
Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|