Восток в вечном поиске
Юрий Городненко о рисках новых китайских маршрутов на Запад
Президент США Барак Обама и председатель КНР Си Цзиньпин (Фото: AP Photo/ТАСС)
Исторический факт: именно Поднебесная первой начала устанавливать
связи между Востоком и Западом. Почти за столетие до путешествий Колумба, Васко де Гаммы иМагеллана экспедиция китайского адмирала Чжэн Хэ фактически
открыла морской путь из Восточной Азии в Европу, пройдя Малаккский
пролив, обогнув Индию, Аравию и Восточную Африку, дошла до Синайского
полуострова через Красное море. Но еще ранее, во II веке до нашей эры,
сановник ханьского императора Чжань Цянь первым
проложил сухопутный торговый маршрут между востоком и западом Евразии.
Этот путь проходил по двум основным направлениям — северному (через
Центральную Азию) и южному (через Индию и Афганистан). В истории
он сохранился под названием «Великий шелковый». Но порой отождествляется
с понятием «Великий кровавый»: маршруты были крайне опасными, жестокими
и коварными. На купцов то и дело нападали варвары (кочевники),
их жульнически обманывали контролировавшие путь согдийцы
и евреи-рахдониты.
В результате кровопролитных войн на Ближнем Востоке Великий шелковый
путь был закрыт. Купцы Поднебесной обратили свой взор на территорию
современной России, маршруты через которую (Северный Кавказ
и современный Татарстан и далее в Киевскую Русь) оказались относительно
безопасными.
В последние два десятилетия Пекин активно возрождает Великий Шелковый
путь. Уже функционирует «Северный коридор», который благодаря
российской Транссибирской железной дороге перемещает людей и продукцию
в Белоруссию и далее в ЕС. Но прокладывая путь в Европу, Пекин решил
использовать принцип многовекторности и обращается к новым маршрутам.
Один — проект «TRACECA», планируется провести через Киргизию, Казахстан,
Узбекистан, Туркмению, Азербайджан, Грузию и Турцию (альтернативно —
Украину и Румынию). Второй, «Южный коридор», должен пройти через Мьянму,
Индию, Пакистан, Иран и Турцию.
История повторяется. «Южный коридор» и проект «TRACECA» должны пройти
через те самые регионы, где со времен древнего Великого шелкового
потока беспрерывно возникали и возникают восстания, перевороты и войны.
Немало конфликтных зон, территориальных споров существует и сейчас.
Как минимум четыре расположены там, где пройдет «Южный коридор». Первый,
между Пекином и Дели — из-за ряда спорных приграничных территорий.
Сегодня он заморожен, но опасность состоит в том, что китайско-индийская
граница до сих пор юридически не оформлена и в официальных документах
называется «линия фактического контроля».
Второй конфликт — между Индией и Пакистаном. Во второй половине XX
века эти страны практически беспрерывно воевали между собой, оспаривая
ряд приграничных территорий. Одна из них — историческая область Джамму
и Кашмир. Здесь до сих пор проходит линия военного противостояния,
а между сторонами — лишь временное перемирие.
Третий — между Ираном и Турцией. Эти страны претендуют
на региональное лидерство, соперничают из-за влияния на Сирию и Ирак.
Их противоречия усугубляются межконфессиональными расхождениями. Иран
населяют шииты, а в Турции преобладает суннитская исламская ветвь.
Наконец, четвертая конфликтная зона — между Пекином и Анкарой в так
называемом уйгурском вопросе. Уйгуры (тюрки) по этническому
происхождению туркам близки и по этой причине их сепаратистские движения
активно поддерживаются и финансируются с одобрения США Турцией.
Еще больше территориальных споров там, где должен пройти
поддерживаемый Соединенными Штатами маршрут «TRACECA»: между Киргизией
и Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном,
Туркменией и Узбекистаном, Азербайджаном и Арменией, Арменией
и Грузией, Турцией и Арменией, Украиной и Румынией и т. д.
Каждый из этих споров может использовать третья сторона, чтобы
разжечь конфликт. Главные конкуренты Китая — Соединенные Штаты, сегодня
внимательно наблюдают за продвижением Пекина на Запад, предлагают новые
маршруты, стимулируя как можно больше в них инвестировать. Но как
показывает исторический опыт, американские финансовые корпорации
используют все средства, чтобы сдерживать соперника. Вовлекая Китай
в реализацию трансконтинентальных проектов, пути прохождения которых
пролегают через конфликтные территории, увеличивают риски маршрутов
Великого шелкового пути, снижают их безопасность.
Конечно, Восток дело тонкое. Но история это все-таки та наука,
которую нельзя игнорировать. Если ее не знать и не уважать, то она может
жестоко наказать.
Юрий Городненко Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|