США выделяют миллионы долларов для информвойны в российских соцсетях.
Американские власти собираются вывести информационную войну против России на новый уровень. В этом им помогут социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», русскоязычные сегменты Facebook и Twitter, а также мессенджер WhatsApp. Американская правительственная организация «Совет управляющих по вопросам вещания» (BBG) подала в Конгресс США заявку по созданию цифрового медиадепартамента в Праге на базе чешского офиса Radio Free Europe (хорошо известного у нас «Радио Свобода»). Официальная задача новой организации - «противостоять дезинформации в российской медиасфере посредством различных соцмедиаплатформ». На противостояние из госбюджета будет выделено 15 миллионов долларов в год.
Авторы проекта утверждают, что «Кремль использует свободу информации для внедрения дезинформации», чтобы «запутать, деморализовать, извратить, парализовать и создать альтернативную реальность». Работники пражского офиса будут пытаться помочь «жертвам российской пропаганды» из соцсетей узнать «правду». В заявке подробно расписано, чем будет заниматься киберштаб. Среди прочего, это создание оригинальных программ и политическая сатира, а также отдельные каналы на YouTube и других порталах для российских работников СМИ и кинематографистов, деятельность которых «блокируется Кремлем». Среди будущих программ, к примеру, проект «Съемка против съемки», который должен будет ежедневно разоблачать «фейки» российского ТВ. А вот работа платных комментаторов, так называемых «ботов» или «троллей», в заявке не указана, хотя вряд ли без этого популярного инструмента обойдется.
Забавно, что американцы не первыми открыто выступили с подобной инициативой. Ранее «кибервойска» были созданы на Украине. Министерство пропаганды под предводительством Юрия Стеця уже объявило призыв добровольцев для диванной борьбы с «российской пропагандой». Правда, в отличие от американских, украинским «ботам» предлагают работать бесплатно, так сказать, из патриотических чувств.
Если серьезно, работу американцев в социальных сетях сложно назвать чем-то новым. Достаточно вспомнить, что события «арабской весны» в Египте и других арабских странах называли «твиттерной революцией», так как призывы к собраниям и митингам распространялись в основном через эту платформу. Да и клич к созыву евромайдана также был брошен именно в социальных сетях. Армии «ботов», запуски «фейков», тиражирование определенных мнений и другие приемы давно в ходу у специалистов. Взять хотя бы известный мем «Крымчанка, дочь офицера», который появился, когда некий пользователь, забыв «перелогиниться» с мужского аккаунта, от лица «коренной жительницы» доказывал, что «В Крыму не все так однозначно и никто не хочет отделения».
Возможно, нынешняя активность Госдепа говорит о том, что американцы стали сдавать позиции в такой любимой ими информационной войне и теперь хотят вернуть утраченное влияние.
- Это серьезная опасность, которую я бы не стал недооценивать, - считает профессор Высшей школы экономики, политолог, блогер Олег Матвейчев. - К сожалению, наши пропагандисты не понимают и не умеют работать с информацией. Они примитивно уверены, что пропаганда заключается в том, что о себе пишешь хорошо, а о других – плохо. На самом деле, американцы работают очень тонко. Они устанавливают так называемую повестку дня – выталкивают в топ определенные темы, в том числе с помощью замаскированных комментариев. Люди могут выдавать себя за патриотов или националистов, и будет совершенно незаметно, что они действуют в интересах Америки. Главное, чтобы они протолкнули важную для них тему в топ, а дальше она уже будет приносить свои плоды.
Формируя по своему желанию повестку дня, они могут искажать восприятие аудиторией всей картины, а затем и менять ее идеологию. Это очень легко сделать, и наше общество к этому уязвимо. Людей, которые считают себя истинными патриотами и готовы умереть за Россию, любой «козел-провокатор» способен увести куда угодно в течение нескольких минут хорошего манипулирования.
Я десять лет говорю, что России нужны информационные войска. Не какие-то «тролли», а настоящие информвойска в структуре Министерства обороны, в которых бы служили молодые люди и занимались сетевыми программами, готовили контент и так далее. К сожалению, пока этого сделано не было и мы не готовы отразить эту угрозу. Только когда нас снова клюнет жареный петух, мы начнем что-то делать. Сейчас мы ведем работу в сети на уровне любителей. Сто «троллей», пишущих в комментариях, что все хорошо, - это детский сад по сравнению с информационными подходами, которые есть у американцев и которые они нам, к сожалению, продемонстрируют.
Несмотря на то, что у нас есть много аргументов и правда на нашей стороне, американцы из любой ерунды способны сделать мощнейший информационный повод, который перекрывает все информационное поле. Наши пропагандисты пока не имеют об этом представления даже на уровне теории. Они не понимают этих технологий.
— Как же можно этому противостоять?
- Нужно постоянно отслеживать, что попадает в топ повестки дня и вызывает реакцию людей. Причем не важно, позитивную или негативную. Американцы стараются, чтобы в первых строках оказывались темы, выгодные им. Например, сейчас они будут стараться минимизировать Украину, патриотизм и опять заведут старую волынку о коррупции. На эту борьбу с коррупцией ведутся абсолютно все. Сегодня 80% населения за Путина, но как только начинаешь говорить про коррупцию, везде мерещится пресловутый золотой унитаз.
Когда мы добьемся того, что у нас 80% людей начнут понимать, что это манипуляция, что майдан начинался именно с борьбы с коррупцией, и нам таких борцов, сидящих в Праге, не надо, тогда можно быть спокойным. Но пока у нас любой патриот с пол-оборота заводится, как только ему скажешь про Сердюкова, несколько американских специалистов способны направить людей куда угодно.
— Вы говорите, что мы отстаем в информационном плане. А как же такие ресурсы, как Russia Today или агентство «Россия сегодня», которые вызывают обеспокоенность европейцев?
- Это очень мощные и хорошие ресурсы. Люди там работают гораздо профессиональней, чем их западные коллеги. Именно поэтому они вызывают такое беспокойство Запада. Ребята умеют переигрывать оппонентов на контратаках. Но в огромном море интернета, который контролируется Западом, да и в огромной медиасфере в целом, наши ресурсы – это капля. Их легко затопить.
Мы хорошо отыгрываем контртемы, работаем на оппозиционной повестке, но загоняемся на западном мадиарынке в информационное гетто. То есть получаем 10-15, максимум 30% аудитории, которая имеет претензии к власти. Большинство не охватываем, хотя очень важно работать именно с «болотом» и перетягивать его на нашу сторону. Пока же мы очень хорошо работаем с западной оппозицией, снабжаем ее информацией, но к большинству подобраться не можем, а задача стоит именно в этом.
Эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян считает, что работа американцев в соцсетях будет направлена на дестабилизацию внутренней ситуации в России.
- США всегда активно занимались информационными операциями в социальных сетях в приоритетных для себя регионах, не только в России. Эта работа активизировалась в 2010 году, когда госсекретарь США Хиллари Клинтон выступила со знаковой речью о значимости интернета и заявила, что вопросы, связанные с ним, будут приоритетными для Америки и станут одной из основ внешнеполитической доктрины.
В этом конкретном случае мы обсуждаем новый проект Госдепартамента США и его медийных активов, которые базируются в Европе. Они собираются более ощутимо присутствовать в российских социальных медиа, причем не только в принадлежащих американским компаниям вроде Facebook и Twitter, но и в сугубо российских, например, в «Одноклассниках». Их можно понять, я бы на их месте действовал примерно так же. Очевидно, что социальные сети – наиболее удобный и эффективный инструмент для пропагандистской работы. Удивляться нечему, это ожидаемый шаг со стороны США.
— Разве раньше американцы не занимались чисто российскими соцсетями?
- Они были охвачены отдельными проектами, но системная работа особо не велась. Американцы делали упор на соцсети, которые к ним благосклонно относились по определению. То есть американские Facebook и Twitter. У них хорошо знакомый инструментарий, с которым американцы давно научились работать.
— Как можно противостоять этому?
- Нужно отвечать тем же самым инструментарием, то есть вести свою пропагандистскую кампанию в тех же социальных сетях. Речь идет об информационной войне. И это тот случай, когда нельзя противодействовать противнику при помощи административных мер. Противодействовать можно только политическими и информационными методами.
Нужно отстаивать свою точку зрения на глобальные процессы. Хотя я думаю, что американцы будут делать больший акцент на попытках дестабилизации внутренней ситуации в России. Можно обратить внимание на недавний проект «Радио Свобода» под названием «Крым. Реалии». Этот сайт нацелен на население Крыма и рассказывает им о том, как плохо стало жить. Явно будут иметь место подобные попытки по дестабилизации страны в целом.
— Насколько мы конкурентны в этой борьбе? Одни считают, что мы сами можем поучить американцев, другие – что они ушли далеко вперед…
- Американцы ушли вперед, но не в плане манипуляционных технологий, а в плане взаимодействия с лидерами мнений в различных странах. Россия пока не умеет этого делать. Американцы очень умело создают поле распространения нужной им информации. Они создают среду, в рамках которой информация приобретает виральный (вирусный, - прим. ред.) характер распространения. В этом их ноу-хау, мы пока этого делать не умеем.
Но если мы говорим о качестве самого мессиджа, о работе с информационными сообщениями, то здесь Россия, как минимум, догнала американцев. Качество контента, который предлагают такие российские ресурсы, как RT, Sputnik, не уступает аналогичным американским проектам. Поэтому главный вызов с точки зрения работы вовне, который стоит перед российской медийной машиной на ближайшие годы, это работа со средой, с лидерами мнений, выстраивание горизонтальных сетевых структур. Это будет основной задачей.
Исполнительный директор фонда «Разумный интернет» Илья Переседов считает, что не стоит придавать американской инициативе большого значения.
- Новость о том, что США и Госдеп собираются использовать соцсети для борьбы с кремлевской информационной политикой напоминает сказку про козленка, который умел считать. Он бегал по лесу, а животные боялись, что он их посчитает. Вот это то же самое. Последние годы стандарт пропаганды в соцсетях создавал именно Кремль, как в русскоязычном сегменте, так и за его пределами. На этом фоне американская инициатива, которая попала в поле зрения российских СМИ – это капля в море. Это, скорее, попытка достаточно известной общественной организации «Радио Свобода» уложится в тренд и подправить свое финансовое положение.
Потому что ни деньги, которые выделяют на их работу, ни предложенные методы серьезного результата не принесут. Один из центральных пунктов, заявленных в этом плане, - это создание комедийных шоу, развенчивающих мифы современной информационной повестки. Можно предположить, что нас ожидает либо реинкарнация господина Шендеровича либо «перепаковывание» Бочарова или Шестакова, которых мы и так бесплатно наблюдаем на просторах нашего ЖЖ.
Информационная война против "ВКонтакте" и "Одноклассников".
Развитие российских социальных сетей "ВКонтакте" и "Одноклассники" достигло своего апогея, так как начало представлять угрозу для безопасности США - их решено «захватить»!
Власти США намерены вести информационную борьбу с Россией, вторгнувшись в информационное пространство социальных сетей "ВКонтакте" и "Одноклассники", а также русскоязычных сегментов Facebook и Twitter. Только за год на эти цели будет потрачено более 15 миллионов долларов. Планируется создание киберштаба в Праге, работа будет вестись под патронатом американской правительственной организации Совета управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors; BBG). BBG объединяет Радио «Свободная Европа», Радио «Свобода», «Голос Америки» и другие государственные медиаканалы США (финансируемые из федерального бюджета США).
Информационная война и пропаганда против нашей страны – на эти цели Америка решила не жалеть средств. BBG указывает причины, по которым необходимо вести информационную борьбу с Россией - «демократия в России в опасности и ей грозит нестабильность», также наша страна испытывает недостаток «независимых» СМИ. Судя по всему, Госдепартамент США стремится восполнить этот «недостаток».
В качестве основного оружия в информационной борьбе с Россией должны стать оригинальные программы и политическая сатира, BBG надеется использовать телевидение — самый влиятельный тип СМИ в России. В качестве партнеров выбраны оппозиционные телеканалы и новостные ресурсы - «РБК», «Дождь», «Эхо Москвы», «Грани.ру».
Одна из причин, почему Штаты так всполошились, это успех канала Russia Today на Западе. Но, существует одно важнейшее отличие, RT не является пропагандистским каналом, он лишь освещает альтернативную точку зрения, не претендующую на какую-либо идеологию, и тем более пропаганду. Именно поэтому «Голос Америки» и «Радио Свобода» никогда не выйдут на уровень Russia Today, так как продолжают мыслить пропагандистскими категориями «холодной войны» 80-х годов XX века. Даже в самих США признают малоэффективность Радио «Свобода», «Голос Америки» и других СМИ находящихся под контролем BBG.
Методы работы американских пропагандистов давно известны - информационные вбросы, двойные стандарты, перекручивание фактов – это все понятно, но как господа из BBG собираются общаться с нашими юзерами в соцсетях? Они уверены, что у них хватит ума для общения со столь продвинутой и искушенной аудиторией?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #2 написал: K.Valkar (16 апреля 2015 11:25) Статус: |
появились посты антигосударственного содержания о том, что хлеб безудержно дорожает, что зарплаты не выплачивают, что во всем виноват Крым и так далее
Лично меня больше бесит не наличие таких постов и не существование агентов влияния. Злит по настоящему отсутствие памяти и тех кто верует подобным вбросам. Так и хочется собрать всех этих последователей, посадить в одном классе и провести пару уроков по Новейшей истории. Годов этак с 1980-х и по наши дни. А за одно провести сравнительный анализ того как жили в России в 90-ые и живут сегодня. Честное слово, смотришь иной раз на человека, а видишь золотую рыбку, которая доплыв до края аквариума уже забыла что видела на другом его конце.
» #1 написал: vladusm (16 апреля 2015 11:16) Статус: |
Эта сотня уже начала действовать. В одноклассниках снова, как и 2011-12 годах появились посты антигосударственного содержания о том, что хлеб безудержно дорожает, что зарплаты не выплачивают, что во всем виноват Крым и так далее и тому подобное.
--------------------
Боже, спаси нас от внутренних врагов. А с внешними мы сами разберемся.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 542
Рейтинг поста:
Лично меня больше бесит не наличие таких постов и не существование агентов влияния. Злит по настоящему отсутствие памяти и тех кто верует подобным вбросам. Так и хочется собрать всех этих последователей, посадить в одном классе и провести пару уроков по Новейшей истории. Годов этак с 1980-х и по наши дни. А за одно провести сравнительный анализ того как жили в России в 90-ые и живут сегодня. Честное слово, смотришь иной раз на человека, а видишь золотую рыбку, которая доплыв до края аквариума уже забыла что видела на другом его конце.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 8
комментариев 728
Рейтинг поста:
--------------------