Нефть, Империя и Большая игра
Многие наблюдатели (и я в том числе) задаются вопросом о последовательности американской внешней политики на Ближнем Востоке.
На мой взгляд, непоследовательность эта проистекает из конфликта традиционной (т.е. существовавшей до 1941 года) внешней политики США (основанной на непрочном браке между невмешательством и однозначно интервенционистской доктриной Монро), а также антиимпериалистических ценностей отцов-основателей, с потребностями сохранения мирового господства.
Другим источником непоследовательности является преобладание в последнее время в политике непоследовательной по своей природе идеологии неоконсервативного империализма, оторванной как от традиционных американских принципов невмешательства, так и от конкретизированных потребностей сохранения мирового господства.
Если же отбросить указанные источники непоследовательности, то остаётся Глубинное государство, играющее в Большую игру контроля над главным ресурсом – нефтью. В этой игре логичная хроника событий не имеет иной значимой ценности, кроме как той, что связана с формированием общественного мнения, и тех, кто пытается найти цельный сюжет, неизбежно ставят в тупик многочисленные парадоксы и планы Глубинного государства.
Многих исследователей данное обстоятельство заставляет объявить план игры Глубинного государства катастрофой.
Важный вопрос: который план игры? Бессвязный, сформулированный президентом и его госсекретарём? Или тот, который никто не выкладывает, потому что это было бы равнозначным демонстрации каждому за столом всех своих карт?
Настоящий план игры обладает достаточной гибкостью, чтобы допускать многочисленные нестыковки и парадоксы. Единственная цель – контроль добычи и распределения нефти, и в ход идёт всё, что служит этой цели. Переход на сторону противника, оставление союзников, заключение сделок с врагами – всё это в игре, всё время.
С указанной точки зрения, игра требует постоянной смены стратегий в зависимости от того, что работает, а что нет. Если не получается чужими руками свергнуть Асада в Сирии, тогда переходят к Плану «B» или Плану «C». Если не получается ослабить влияние Ирана, тогда переходят к восстановлению отношений (разумеется, сначала в частном порядке).
В иных случаях стратегия бывает публичной, но её рабочие детали не обязательно на виду. Хороший пример представляют собой финансовые санкции. Под пиар-бравадой и пропагандистской войной санкций и ответных санкций, одна сторона несёт потери там, где это имеет значение (т.е. в личных состояниях её Властных элит). Если эффекта от санкций нет, им на смену приходит План «B» или «C». Чем может быть план «B» или «C», можно увидеть лишь между строк.
В других случаях союзникам напоминают о том, кто контролирует 40 триллионов долларов финансовых ресурсов, а кто контролирует 2 триллиона.
Глубинное государство США не собирает «лайки». Всякий, чья шахматная фигура стоит на доске, вынужден тем или иным образом иметь дело с США, нравится ему это или нет. Даже клише «враг моего врага – мой друг» не объясняет существование конфликтующих союзов, поддерживаемых США.
Нужно только вспомнить поездку Никсона в Китай как свидетельство того, что все разновидности священной и неприкосновенной политики плавно сбрасываются, как только ситуация на доске меняется, и Глубинное государство увидит преимущества другой расстановки.
В случае Никсона и Китая, Никсон добивался перестановки в треугольнике КНР, СССР и США к выгоде США и Китая за счёт СССР.
В иных случаях цели США в игре достигаются препятствованием соперникам контролировать ресурсы; если прямой контроль имеющихся активов невозможен, то всегда есть вариант опосредованного контроля через мировые финансы. Если и он невозможен, то может помочь нарушение контроля соперников до тех пор, пока на колени их не поставят другие неблагоприятные факторы.
Каждый, у кого есть фигура на доске, заботится о своих интересах. Когда заключить сделку с заклятым врагом отвечает вашим интересам больше, чем оставаться врагами, вы это и делаете, и последовательность значения не имеет. Друзья, враги, заклятые друзья – ярлыки вроде «последовательности» в расчёт не берутся.
Мне известно не больше, чем любому другому непосвящённому гражданину, наблюдающему за происходящим со стороны. Но просто читая между строк, я вижу, как разнообразные глубинные государства играют в трёхмерные шахматы и постоянно корректируют стратегию и план игры в ответ на ходы других игроков. Предположу, что стратегия Глубинного государства США предусматривает разрыв альянса России, Ирана и Сирии любыми доступными средствами с целью обеспечения в некотором роде рабочих отношений со всеми тремя так, чтобы потоки энергоресурсов работали на повестку Глубинного государства США.
Это не означает, что интересы других не соблюдаются – договорённости стабильны только тогда, когда они отвечают основным интересам всех игроков. Издержки растут или снижаются, что меняет стимулы к заключению сделки, а в определённый момент выгоды изменения договорённости перевешивают издержки.
Всего лишь мельком взглянув на эту карту, я предположу, что достижение своего рода взаимовыгодного соглашения будет благоприятным как для США, так и для Ирана.
Ирак – ось Ближнего Востока
Из беглого взгляда на эту карту следует, что энергетическая власть, которой в настоящий момент обладает Россия в отношении Европы, не является вечной:
И вновь, читая меж строк, можно различить следующие вероятные сценарии Большой игры:
1. Я ожидаю, что в определённый момент, когда произойдёт обвал мировой экономики, нефть резко упадёт в цене. В связи с падением спроса и цен экспортёры нефти, находящиеся на волоске от внутренней нестабильности, будут сохранять добычу в отчаянной попытке поддержания на плаву своих социальных государств.
2. Указанное резкое падение поступлений от нефти спровоцирует внутреннюю смену режима в странах, обслуживание системы соцобеспечения, вооружённых сил, политических элит которых зависит от нефтяных доходов.
3. По мере осознания странами того факта, что если они будут и дальше разрешать бесконтрольные потоки капитала в экономику и из неё, их суверенитет и контроль над своим собственным достоянием будет утрачен, всё большее распространение будут получать взгляды о необходимости ограничений на движение капитала.
Валютой, нужной для резервов и обслуживания долгов, будет доллар США. Когда спрос на доллары США вырастет, а импорт в США (т.е. предложение экспортируемых американских долларов) снизится, ценность доллара США резко пойдёт вверх.
4. Это значит, что за любой ресурс в мире США могут предложить более высокую цену, чем другие претенденты. США финансируют свою Империю, продавая свои облигации (долг) тем, кто обменял свои товары на доллары. Таким образом, в связи с экспортом Соединёнными Штатами инфляции и своей валюты в обмен на товары и ресурсы, бремя расходов на Империю ложится большей частью на другие страны.
Пока Китай не будет получать равнозначную выгоду (и как я уже много раз объяснял, страны с активным сальдо торгового баланса не могут выпускать резервные валюты), ему придётся предлагать деньги за ресурсы из заработанных доходов. Вспомните, что кажущееся значительным богатство Китая в конечном счёте основано на привязке его валюты к доллару США и зависимой от экспорта экономике, которая сядет на мель, стоит вступить в права мировой рецессии.
5. За контролем капитала последует контроль ресурсов. Экспорт энергии, продовольствия и минерального сырья будет ограничен как вопрос жизни и смерти. Никакие оправдания приниматься не будут – выбора не будет. Власти, которые позволят своему населению голодать ради того, чтобы поставлять продовольствие за границу, будут свергаться любыми необходимыми способами. Как заметил Боб Марли, голодная толпа – злая толпа. Вот так, разъярёнными толпами, и сносятся раз за разом Бастилии.
Это значит, что на экспорт будет гораздо меньше свободных ресурсов.
6. Звёздный час Китая недолог. Непомерные амбиции его граждан натолкнутся на ограничения, которые стоят перед всеми потребляющими странами, а поскольку расходы на его стареющее (и всё больше страдающее диабетом) население неизбежно растут, ресурсы Китая будут распылены слишком тонко, чтобы построить Глобальную империю с резервной валютой, а также «жёсткой» и «мягкой» силой.
Может быть, если бы Мао в ходе Культурной революции не выбил целое поколение, и Китай начал интеграцию своей экономики и своих дерзких замыслов на 20 лет раньше, эта «жёсткая» и «мягкая» сила была бы собрана. Но теперь на финансовые ресурсы Китая слишком большой спрос, а в его коррумпированном, централизованно планируемом финансовом карточном домике слишком много дисбалансов. Его запас золотовалютных резервов скромен в сопоставлении с потребностями Империи и населением в 1,2 миллиарда человек, имеющими ожидания до небес.
Когда встаёт вопрос состязания США и Китая, я всегда спрашиваю: Властные элиты чьей страны позаботились о том, чтобы у их детей были грин-карты и дома на родной земле соперника?
Если бы американские Властные элиты обеспечили китайское гражданство своим ненаглядным чадам и покупали собственность в Пекине, вот тогда это бы было доказательством того, что руководство Американской империи потеряло веру в прочность и будущее своей империи.
Но всё совсем наоборот – это китайское руководство перевело капиталы и отпрысков в Канаду и США. Реальность такова, что наличие у детей американских/канадских паспортов и грин-карт является недвусмысленным доказательством членства в клубе китайской элиты.
Во многих случаях главные задачи могут быть выполнены только терпеливым ожиданием созревания в соперничающих странах и альянсах условий внутренней нестабильности. Те, кто ждут, что доллар рухнет замертво, могут обнаружить, что их своя собственная стабильность более условна (и мимолётна), чем они считали.
Игра обладает глубиной на множество досок. Ни у кого нет сил бога, каждый игрок допускает ошибки и просчёты. Все выгоды и договорённости зависят от обстоятельств и ограничены во времени; те, кто имеет максимальную степень гибкости и самый широкий спектр ресурсов, в конечном счёте увеличат своё влияние за счёт тех, чьи карты хуже, и кто не смог оперативно и решительно среагировать на изменение расстановки фигур на множестве досок игры.
Источник перевод для MixedNews — josser Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|