Сэм Нанн, сопредседатель и генеральный директор NTI (Инициатива по сокращению ядерной угрозы)
Резюме: Хотя Украина не является государством-членом НАТО, продолжающийся конфликт в этой стране угрожает безопасности и стабильности во всей Европе.
Саммит НАТО, прошедший в Уэльсе 4 и 5 сентября, – самая важное по своим последствиям совещание альянса после 11 сентября 2001 г., когда было совершено нападение на Всемирный торговый центр и Пентагон. Сегодня Россия представляется гораздо более серьезной угрозой, чем даже шесть месяцев назад. Как НАТО ответит на эту угрозу, стало главным вопросом саммита, и ставки сегодня как никогда высоки.
Саммит НАТО: успокоение, оборона и сдерживание
В Уэльсе альянс уделил самое пристальное внимание возвращению к своей главной миссии: защите стран-членов НАТО, что закреплено в Пятой статье Североатлантического договора. Это неудивительно: НАТО необходимо принять и решительно реализовать план действий, направленный на повышение общей обороноспособности для успокоения стран-членов, особенно тех, которые имеют общие границы с Россией, а также для более эффективного сдерживания агрессии в любом ее проявлении.
Успех во многом зависит от фактического выделения ресурсов и средств, которые признаны необходимыми в Уэльсе, хотя задача экономии актуальна для почти всех участников НАТО. Ясно, что в предстоящие годы потребуется более весомый вклад европейских членов и Вашингтона для проведения в жизнь стратегии «успокоения» и укрепления обороноспособности НАТО.
Будут ли все страны-члены НАТО верны своим обязательствам по увеличению расходов на оборону? Проведет ли альянс ревизию своих ядерных сил, включая размещение тактических ядерных вооружений в Европе, и перейдет ли к более безопасным, надежным и менее дорогостоящим ядерным силам, чтобы сэкономленные средства можно было бы использовать для усиления традиционных возможностей НАТО? Членам НАТО нужно дать утвердительный ответ на эти вопросы в предстоящие месяцы и годы, чтобы «успокоить» не только союзников, но и Россию.
Президент Обама и двухпартийное руководство Конгресса могли бы дать мощный сигнал, отказавшись от секвестра, который плохо сказывается на военной готовности и возможностях США. Нынешний подход к снижению дефицита бюджета посредством секвестра оборонных расходов опасен. Долгосрочный подход, при котором оборонные расходы станут более эффективными, послал бы ясный, позитивный и недвусмысленный сигнал мировому сообществу.
Членам НАТО нужна отчетность
НАТО впредь следует вести публичный учет вклада отдельных стран-членов в укрепление обороноспособности и выполнение обязательств, взятых в Уэльсе. Каждые полгода надо подводить итоги и анализировать достигнутый прогресс. Исторически так сложилось, что государства-члены нередко берут на себя обязательства и обещают осуществить необходимую военную модернизацию, но потом обещания оказываются завышенными, не соответствующими возможностям. Страны-члены НАТО должны нести ответственность за выполнение взятых на себя обязательств.
Украина: новая холодная война в Европе не есть неизбежность
Хотя Украина не является государством-членом НАТО, продолжающийся конфликт в этой стране угрожает безопасности и стабильности во всей Европе. НАТО и ее члены должны провести свою часть работы с лидерами Украины и ее армией, чтобы стабилизировать ситуацию в сердце Европы, а затем двигаться дальше и помочь Украине в осуществлении геркулесовой задачи восстановления экономики. Это очень трудно без сотрудничества Украины, России, Европы и США. Необходимо также укреплять обороноспособность Украины и осуществлять программы обучения украинских военных.
Вместе с тем, за словами должны следовать дела. Политические лидеры в Евроатлантическом союзе, говорящие о том, что военного решения украинского кризиса не существует, должны работать над разрешением кризиса через политический диалог. Но если не подкреплять дипломатию в этот трудный период повышением обороноспособности, нескончаемый конфликт между Востоком и Западом станет уделом еще одного поколения.
Новая холодная война в Европе не есть нечто неизбежное, но если Россия, Европа, США и Украина не найдут дипломатического и экономического подхода, то мы, конечно, будем двигаться в этом направлении. На каком-то этапе российское руководство должно признать, что разваливающееся государство на ее рубежах будет серьезной угрозой для долгосрочной стабильности самой России. Если нынешний конфликт продолжится или будет расширяться, победителей не будет.
Ставки для США, России и Европы
НАТО должна оставить открытой дверь для взаимодействия с Россией в вопросах, интересующих обе стороны, таких как предотвращение расползания ядерного оружия, ядерного терроризма и более широкое сотрудничество в области евроатлантической безопасности. На восстановление доверия уйдет какое-то время, но НАТО следует дать ясно понять, что она сделает для этого все необходимое.
Всем лидерам важно сосредоточиться на ставках, которые слишком высоки. Россия остается единственной страной мира, способной уничтожить Америку и Европу 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, пусть даже ценой собственной гарантированной гибели. Верно также и обратное утверждение. Это означает, что даже когда подрывается или ослабевает доверие между лидерами, у нас остаются общие жизненно важные интересы.
С моей точки зрения, без ядерного сотрудничества между Соединенными Штатами и Россией, которое осуществлялось в течение последних двух десятилетий, высока вероятность того, что мир столкнется с катастрофическим ядерным террором с применением ОМУ.
Помимо этого, новая кибервойна повышает уязвимость перед ядерным оружием. Во всех девяти странах, обладающих ядерным оружием, командование и управление может быть в любой момент введено в заблуждение умышленно посылаемыми ложными сигналами тревоги. Хотя удалось добиться значительного успеха в повышении безопасности хранения ядерных материалов, используемых в системах вооружения, а также их сокращения, работа не доведена до конца. С учетом того, что по-прежнему имеются элементы «идеального шторма» для катастрофического терроризма, и что сотрудничество между США, Европой и Россией необходимо для предотвращения фатального сценария, мы все обязаны подумать о том, до чего могут довести нас нынешние стратегии и траектории развития.
Бывший министр обороны Великобритании Малькольм Рифкинд и бывший министр иностранных дел РФ Игорь Иванов, которые вместе трудятся в Совете директоров Инициативы по сокращению ядерной угрозы, недавно выступили с четырьмя предложениями, которые в адекватном и рациональном мире НАТО и Россия должны были бы быстро рассмотреть:
- Во-первых, лидерам следует предпринять энергичные усилия, чтобы гарантировать военную и политическую сдержанность внутри и вне Украины.
- Во-вторых, лидерам нужно пересмотреть военные правила взаимодействия для обеспечения большей сдержанности. России и Западу следует сообща трудиться над тем, чтобы не допустить вспышек в любом из замороженных конфликтов в регионе.
- В-третьих, лидерам следует улучшить связь между армейским командованием разных стран и принять все необходимые меры предосторожности для того, чтобы перемещения войск за пределами мест их постоянной дислокации не было ошибочно истолковано как подготовка к нанесению внезапного удара. Это потребовало бы заблаговременного оповещения о крупных маневрах войск и приглашения сторонним наблюдателям.
- В-четвертых, Иванов и Рифкинд также поднимают вопрос, который озадачивал меня со времен конфликта в Грузии: почему при возникновении серьезного кризиса Совет Россия-НАТО прекращает совместные встречи, консультации и взаимодействие? Ведь именно в такое время они наиболее важны!
Да, в преобладающей сегодня отравленной атмосфере трудно представить себе подобные шаги по разрядке напряженности. Ситуация очень напоминает ту, которая сложилась накануне Первой мировой войны, когда политики и военные могли бы предпринять подобные шаги, но не сделали этого.
Наконец, четыре наблюдения относительно предоставления членства в НАТО:
- Россия не должна иметь возможности запрещать суверенной нации вступать в НАТО.
- Я категорически не согласен с часто повторяемым мнением, будто Украина, Грузия или какая-либо другая страна имеют «право» на вступление в НАТО.
- НАТО должна сама решать, кого принимать в Альянс, руководствуясь при этом безопасностью Альянса и региона.
- Фундаментальный вопрос, о котором в НАТО слишком часто забывают в последние годы: можно ли будет защитить страну, претендующую на членство в этой организации? И готовы ли члены альянса и страна-заявитель повышать свою обороноспособность и тратить на это необходимые средства. Под «защитой» я не имею в виду упреждающий ядерный удар, который может уничтожить большую часть Европы и иметь также серьезные последствия для США и России.
В первой серии фильма под названием «Холодная война» мы допустили несколько серьезных просчетов, и только удача спасла нас всех, находившихся по обе стороны от железного занавеса, от худшего сценария. Нам не следует ставить на кон свою жизнь в продолжении этого «сериала». Источник: globalaffairs.ru.
Рейтинг публикации:
|