Американские неоконсерваторы устраивают по всему миру «цветные» революции и ввергают целые регионы в хаос, а тем временем на их родине всё ярче проступают признаки будущего социального катаклизма, причиной которого станут неразрешимые в рамках существующей системы социальные противоречия, прежде всего расслоение общества на богатых и бедных. Последними в большинстве своем почему-то всегда оказываются «цветные» граждане Америки, имеющие формальное право, но не имеющие реальных возможностей воспользоваться так называемым социальным лифтом, чтобы изменить систему, которая обрекает их на нищету и бесправие.
Как заявил после встреч с представителями власти и общественности городка Фергюсон (штат Миссури), где расследуется убийство негритянского юноши Майкла Брауна, Генеральный прокурор США Эрик Холдер, причины, которые привели к этой трагедии, типичны для большинства городов США. По мнению одного из американских публицистов, в Фергюсоне противоречия просто дошли до точки кипения, когда население уже не может мириться с расовым и социальным неравенством, систематическими нарушениями принципов законности и справедливости полицией. Растет недоверие между белыми и чернокожими согражданами, а также между общинами этнических меньшинств и полицией, которая все более милитаризируется и превращается из органа правопорядка в механизм подавления силой любых выступлений против сложившейся системы взаимоотношений власти и общества.
Расположенный в центре страны штат Миссури является по многим показателям «середнячком». Здесь довольно много промышленных предприятий, но не менее развит и сельскохозяйственный сектор экономики. Фергюсон на этом фоне выглядит даже более технологически развитым, чем другие районы штата. Этот городок с населением в 21 тысячу человек входит, например, в те 5% американских городов, где большинство жителей занято в сфере работы с электроникой и математикой. Почти 17% населения является офисными работниками, 11% работает в торговле, 7% - в сфере образования. Жители Фергюсона имеют уровень образования выше, чем в среднем по США. Почти 23% граждан старше 25 лет получили, по крайней мере, научную степень бакалавра. Да и по доходам домохозяйств Фергюсон выделяется в лучшую сторону по сравнению с другими городами штата Миссури.
Все это, казалось бы, должно быть залогом общественного благополучия этого небольшого городка, но вот, поди ж ты, пришлось Национальную гвардию вызывать, чтобы усмирить неожиданно вспыхнувший здесь бунт. Почему? И действительно ли он был таким уж неожиданным?
Как считают американские эксперты, все дело в расовом составе населения Фергюсона и, как следствие, в социальном расслоении местного общества. Причем расовый состав стремительно меняется.
График 1. Изменение расового состава населения Фергюсона в 1990-2010 годах.
Если в 1990 году в городе проживало 74% белых и 25% черных жителей, то в 2000 году уже соответственно 45% и 52%, а в 2010 году – 29% белых и 67% черных. Однако этот процесс никак не отразился на структурах городской власти. Мэр города как был, так и остается белым. Пять из шести членов городского совета – белые. Шесть из семи членов школьного совета – тоже белые. И что в сложившихся обстоятельствах особенно важно, силы местной полиции в подавляющем большинстве тоже состоят из белых. Из 53 офицеров Департамента полиции Фергюсона только 3 – афроамериканцы. Начальник Департамента, естественно, белый. Опять же возникает вопрос: «Почему?»
Как полагает бывший член сената штата Миссури Джефф Смит, конфликты между общинами афроамериканцев и установившейся властью белых начали обостряться в Соединенных Штатах повсеместно, потому что происходит отток черного населения из городских центров в пригороды, ранее населенные преимущественно белыми. Стремительный рост количества темнокожих граждан в ранее «белых» районах не сопровождается увеличением представительства афроамериканцев в местных органах власти, так как уровень образованности, финансовое состояние, общественное положение не позволяют им на равных конкурировать с белыми во время избирательных кампаний разного уровня, а также занимать в муниципалитетах должности, которые требуют от кандидата высокого уровня управленческих знаний и опыта. А получить эти знания и опыт, чтобы социальный лифт заработал, они тоже не в состоянии: не позволяет материальное положение.
Представить ситуацию расового неравенства наглядно поможет график, из которого видно, что в 2009 году соотношение между белыми и черными жителями Фергюсона, живущих ниже уровня бедности, составляло 1:5 (573 белых, 2570 черных). В пересчете на проценты от количества жителей той или иной расы бедных среди белых – 6,5%, бедных среди черных – 20% (у живущих в городе американских индейцев эта цифра составляет вообще 83%).
Получается замкнутый круг: более низкий уровень жизни цветного населения не позволяет ему занимать общественно значимые должности, а слабая представленность в органах местного самоуправления не позволяет использовать рычаги власти, чтобы создавать условия для развития общины афроамериканцев. К тому же, по мнению Джеффа Смита, бедность и менее высокий уровень образования афроамериканской общины не способствуют ее активности на выборах. Явка черных на избирательные участки, как правило, довольно низкая, что еще более усугубляет ситуацию.
Катастрофическое социально-экономическое расслоение на расовой основе в Фергюсоне сказывается и на криминогенной обстановке, если сравнивать с данными по США в целом или по штату Миссури, белое население которого составляет 73%. Так, например, шанс стать жертвой преступления в Фергюсоне составляет 1:19, в то время как в штате Миссури – 1:30. Количество убийств на 1000 жителей в Фергюсоне – 0,09 в год, в США в среднем – 0,05. Количество ограблений соответственно 1,79 и 1,13. При этом, как полагают эксперты, полиция Фергюсона, как и многих других муниципалитетов, проявляет избирательный расовый подход при регистрации преступлений.
По данным Генеральной прокуратуры штата Миссури, в 2013 году Департамент полиции Фергюсона зарегистрировал 5384 правонарушения на дорогах. Из них 86%, как утверждают в Департаменте, совершили афроамериканцы. За этот же год по подозрению в совершении преступлений был арестован 521 житель города. Из них афроамериканцев - 483, или 92.7%.
Действительно ли черные американцы настолько склонны к нарушению правил и законов? У жителей стран постсоветского пространства есть основания в этом сомневаться. Не потому что у нас много негров, а потому что мы на своем опыте прекрасно знаем, что наши стражи правопорядка тоже склонны останавливать и штрафовать под разными, зачастую надуманными, предлогами водителей не очень крутых автомобилей, в то время как владельцы иномарок с «козырными» номерами внаглую нарушают правила дорожного движения прямо на глазах полицейских. В Штатах, как и у нас, легко попасть в тюрьму за пару сотен украденных долларов, но сомнительно, что вы окажитесь на американской скамье подсудимых, украв пару миллиардов. Ничего удивительного. В капиталистическом обществе везде действуют одни и те же неписаные законы взаимоотношений между обществом и властью.
Слава богу, мы видим свои недостатки. Видит ли американская правящая элита свои? Вряд ли.
Странное дело: правительство Соединенных Штатов, которое с легкостью тратит триллионы долларов на свержение законной власти в других государствах, на финансирование исламистской группировки ИГИЛ в Сирии, а затем на бомбардировку ее боевиков в Ираке, не хочет направить эти средства на решение социально-экономических проблем в собственной стране.
Как, например, установило следствие в Фергюсоне, местная власть заставляла полицейских «зверствовать» на дорогах, чтобы собрать побольше денег в муниципальную казну. Муниципалитету катастрофически не хватает средств на образование, зарплаты служащим, на социальные нужды города, и он решил поправить дела за счет штрафования водителей и пешеходов. Естественно, полицейским легче «грабить на дорогах» черных: меньше шансов нарваться на судебную тяжбу или на человека, имеющего влиятельные связи.
По этой же причине американские полицейские при задержании подозреваемых обычно применяют избыточную силу тоже именно против чернокожих граждан. Поэтому, по словам Джеффа Смита, «убийство полицейским Майкла Брауна, как и в случае многих подобных инцидентов между полицией и невооруженными черными гражданами, заставляет вновь говорить о расизме в американской юридической системе… о глубоко укоренившемся расовом неравенстве в местном самоуправлении и силах правопорядка».
О том, что такой избирательный подход рано или поздно закончится восстанием афроамериканцев, в муниципалитете и Департаменте полиции Фергюсона вряд ли задумывались. Как, судя по всему, не задумываются и в Вашингтоне о том, что нарастающий вал социально-экономических проблем в стране, погрязшей в долгах, но тратящей триллионы долларов на войны и подрывные акции за границей рано или поздно накроет Штаты с головой раньше, чем они успеют осуществить заветную мечту неоконов - построить на планете Великую американскую империю.
Так не пора ли американцам оставить в покое другие народы и заняться благоустройством собственного дома? Пока еще не поздно.
От редакции: беспорядки в Фергюсоне, штат Миссури, в очередной раз продемонстрировали, что расовый мир в США покоится на очень хрупком фундаменте. Опросы общественного мнения демонстрируют, что белые и черные совершенно иначе оценивают эти события. Американское общество давно расколото по факту отношения к полицейскому спецназу (SWAT). Многие полагают, что милитаризация полиции – тенденция угрожающая. События в Фергюсоне вновь актуализировали эту дискуссию. О значении произошедшего мы попросили рассказать Павла Святенкова.
***
Беспорядки на расовой почве в американском городе Фергюсон показали миру лицо «новой Америки» – не страны высокоразвитого капитализма «белых англосакских протестантов», но государства «третьего мира».
Напомним, что полицейский Даррен Уилсон застрелил 18-летнего чернокожего Майкла Брауна 9 августа. Сразу после этого афроамериканцы, составляющие 65% населения Фергюсона, вышли на улицы. Противостояние с полицией оказалось столь острым, что властям штата Миссури, где находится город, пришлось применять силы Национальной гвардии (вооруженных подразделений, находящихся в подчинении губернатора). Полиция применяла слезоточивый газ и резиновые пули для разгона толпы.
В результате этих событий президент США Барак Обама выступил с инициативой разоружения полиции. В ходе специальной проверки будет определено, нужны ли полиции армейские бронежилеты, автоматические винтовки и бронированные автомобили. Вряд ли есть сомнения, что при реализации данной инициативы главы американского государства, расовые бунты распространятся на всю Америку.
Межнациональные и межрасовые отношения в США далеки от идеальных.
Афроамериканцы полагают, что они по-прежнему находятся «в состоянии угнетения». Численность выходцев из Латинской Америки в США, по данным переписи 2000 года, составляла 35,3 миллиона человек. Но в 2010 году их стало уже 50,4 миллиона[1].
Численность белых за этот же период немного увеличилась с 194 до 196 миллионов человек, при общей численности населения в 308 миллионов человек. Однако в процентном соотношении доля белых в населении страны уменьшилась с 69,1% до 63,7%. Иначе говоря, белые по-прежнему составляют большинство, но их уже меньше двух третей населения. Стоит отметить, что в данном случае речь идет о белых по идентичности (origin). Численность представителей белой расы (race) больше – 223 миллиона человек (72,4%), но к белым по этому параметру относят, например, выходцев даже с арабского Ближнего Востока.
Доля знаменитых «белых англосакских протестантов» и прочих выходцев из Европы в населении США постоянно снижается. Одновременно растёт влияние меньшинств. В некоторых штатах США меньшинства уже составляют большинство населения.
Например, в Калифорнии при населении 37,2 миллиона человек белых – 14,9 миллиона, в то время как представителей меньшинств – 22,3 миллиона (59% от численности населения штата). Аналогичная ситуация и в Техасе: общая численность населения – 25 миллионов, из них белые – 11 миллионов, меньшинства – 13,7 миллиона (54,7%) от общей численности.
Статистика говорит, что белые пока в большинстве в Нью-Йорке – 11,3 миллиона белых против 8 миллионов представителей меньшинств (41,7% от населения штата). Но тут нужно учитывать, что меньшинства бывают не только этнические, но и религиозные.
Могущественная еврейская община Нью-Йорка должна быть отнесена именно к меньшинствам, равно как и проживающие в Нью-Йорке выходцы из Италии и многие другие. Подобные группы статистикой учитываются как белые. Если мы прибавим 1,7 миллиона проживающих в Нью-Йорке евреев и 2,6 миллиона итальянцев к числу меньшинств, мы обнаружим, что последние составляют большинство и в Нью-Йорке.
Казалось бы, и что с того?
«Слишком много меньшинств, слишком много меньшинств в моём аквапарке»,
- пел герой «Южного парка» Картман. Разве представители меньшинств не такие же люди, как белые американцы? На что повышение численности меньшинств всерьез влияет?
Ответ прост. Меньшинства склонны к консолидированному голосованию на выборах за своих кандидатов. При демократических выборах это даёт преимущество той партии, которая опирается на поддержку меньшинств.
Это хорошо видно на примере президентских выборов 2012 года в США. Согласно данным CNN, за Барака Обаму голосовали только 39% белых, но при этом 93% афроамериканцев, 71% латиноамериканцев, 73% представителей азиатского сообщества. И если бы не консолидированное голосование меньшинств, Обаме никогда бы не стать президентом.
Получается, что гомогенная американская нация «белых англосакских протестантов» и примкнувших к ним прочих «выходцев из Европы» (немцев-католиков, итальянцев и так далее) размывается все больше и больше.
Это грозит США возникновением «полуторопартийной системы», то есть, ситуации, когда одна партия постоянно побеждает на свободных и честных выборах. Например, в штате Калифорния Демократическая партия постоянно побеждает на выборах в Ассамблею (нижняя палата местного парламента) с 1996 года. Иначе говоря, в этом году будет уже 18 лет, как демократы господствуют в Ассамблее. Их господство в Сенате Калифорнии не прекращалось как минимум с 1988 года (26 лет подряд). Это похоже на многолетнее господство Индийского национального конгресса в Индии или Африканского национального конгресса в ЮАР.
Если Демократическая партия сделает меньшинства своей основной опорой, к чему она стремилась на протяжении десятилетий, то демократы смогут доминировать в американской политике десятилетиями. А уж если пройдут идеи «разоружения полиции», то в США может и вовсе воцариться что-то, очень напоминающее хаос.
Оппозиционной Республиканской партии все никак не удается, при всех стараниях, наладить отношения с афроамериканцами. «Партия Слонов» – цитадель «англосакских белых протестантов», то есть олицетворение всего того, против чего черные американцы протестуют.
Однако у республиканцев есть шанс.
Им необходимо консолидировать белых американцев, заставить их голосовать так же слаженно, как это делают меньшинства. И тогда «слонам» удастся вернуть власть. Другое перспективное направление – привлечение голосов латиноамериканцев. Последние в напряженных отношениях с «черными» и потому могут стать избирателями «Партии Слонов». В Техасе республиканцам править удаётся же, несмотря на значительное число выходцев из Латинской Америки.
Расовые и этнические проблемы США, связанные с повышением численности неевропейского населения этой страны, нарастают.
Многое будет зависеть от американских элит. Удастся ли им не скатиться в «третий мир» – мир расовых бунтов и военных действий между черными и белыми? Шансы есть. Но для этого не только демократам, но и республиканцам придётся превратиться в коалиционные партии, которые будут представлять интересы меньшинств. Только для «Партии слонов» это будут меньшинства консервативные: белые протестанты, католики, консервативные латиноамериканцы.
США превращаются в общество, которое будет целиком состоять из меньшинств. Меньшинством, с точки зрения политических практик, станут и белые. Если американцам удастся «перезапустить нацию», воссоздать её на новом основании – они покажут путь всему миру. Если нет – велика вероятность того, что США в целом превратятся в «один большой Фергюсон».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: ПравдоЛюб (29 августа 2014 22:13) Статус: |
Отрадно видеть, что редакция отнеслась к Фергюсону с должным вниманием. Единственно, что хочется добавить так это то, что проблема здесь не только расовая и не только политическая, сколько системная. Но в целом не так уж важно, какая из проблем будет локомотивом разрушения системы, т.к. гораздо важнее понимать, какова реальная способность системы преодолевать внутренние деструктивные течения. Пока эта способность не наблюдается.
--------------------
Не так горько видеть горе от ума, как радость от глупости.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2253
Рейтинг поста:
--------------------