Ф.А. Лукьянов - главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». Выпускник филологического факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник, работал на Международном московском радио, в газетах "Сегодня", "Время МН", "Время новостей". Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России.
Резюме: "Развод" России с Западом, а он вероятен по итогам последних событий, ускоряет поворот Москвы на восток, и так уже объявленный на высшем уровне.
Будучи на прошлой неделе в командировке, с интересом смотрел европейское и американское телевидение. Холодную войну я наблюдал только с одной стороны, советской, так что сравнить не могу. Но за последние 20 лет ничего подобного не припоминаю - ни малейшей попытки вникнуть в сложность ситуации. Максимум - мнения относительно умеренных комментаторов, которые признают, что в отношениях с Россией после холодной войны не все было правильно со стороны Запада. Зато в избытке алармистские предсказания и общая атмосфера тревожности.
Западные политики понимают, что Россия впервые решила действовать так, как считает нужным, не оставляя пространства для компромисса с Европой и США. Просто вопрос об Украине для Москвы важен настолько, что уже не до реверансов. На Западе от этого отвыкли, так что Россию пытаются вернуть к модели поведения, которой она придерживалась столь длительное время. Россия отвечает, напоминая на всякий случай, сколь велики ставки - никто не отменил способность превратить Америку в "радиоактивную пыль". Малоприятная атмосфера, но лучше словесная перепалка, чем какая-либо другая.
Как бы то ни было, страсти утихнут, и придется возвращаться к делам. Чего мы можем ожидать на американском направлении? И что нам, собственно, нужно?
В советское время Соединенные Штаты находились в центре внимания Кремля. Оно и понятно - вся мировая политика, по сути, сводилась к биполярному противостоянию. После окончания холодной войны считалось, что вражда окончена, а ей на смену пришло "стратегическое партнерство". Что означает это понятие, так и не прояснилось, поскольку вскоре его стали применять напропалую ко всем странам. На деле психологическое противостояние никуда не делось, а асимметрия сил и возможностей, отсутствие баланса только усугубляло подавляемое чувство взаимного неудовлетворения.
В России довольно долго сохранялось представление о том, что нормальные отношения с США - самоценны, важны сами по себе, а не для чего-то конкретного. В теории так и было. Америка - самая мощная и развитая страна мира, обладающая максимальным влиянием и возможностями. На практике пользоваться этими возможностями для собственного блага Россия не научилась, да и не факт, что это вообще было реально. Во всяком случае, на равноправное взаимодействие Соединенные Штаты не готовы, а признать верховенство Америки явно не стремилась Россия.
Сейчас о стратегическом партнерстве говорить не приходится. Значит ли это, что мы переходим в режим общего противостояния? Вряд ли.
Россия - не Советский Союз. Она не претендует ни на мировое господство, ни на идеологическое доминирование. Москва очерчивает контур, который считает для себя жизненно важным (Украина в него, несомненно, попадает), и в нем намерена действовать бескомпромиссно. Однако на международной арене противодействие США - не самоцель. Это может быть средством, для того, чтобы напомнить о том самом контуре. В остальном Москва не собирается превращаться в системного оппонента Америки.
Примечательно, что на фоне крайне резкой полемики вокруг Украины по графику продолжается вывоз химического оружия из Сирии, не меняется позиция Кремля и Смоленской площади ни по сирийскому политическому урегулированию, ни по ядерным переговорам с Ираном. Тем более показательно, что Россия никоим образом не ставит под сомнение сотрудничество по транзиту грузов НАТО из Афганистана через Ульяновск. И это на фоне более чем недружественных заявлений представителей и военного, и политического руководства альянса.
Россия, судя по всему, не намерена отказываться от взаимодействия с Соединенными Штатами там, где интересы стран не противоречат друг другу. Но не будет и уступать там, где противоречат. Модель вполне естественная для отношений двух крупных держав, не являющихся союзниками. Особенно в современном многослойном мире, где простых оппозиций и линейных зависимостей просто не осталось.
Каково поле совпадения? Есть Арктика, где, вопреки нагнетаемым часто страстям, российские и американские интересы не так уж далеки друг от друга. Есть проблема ядерного нераспространения, по которой Москва и Вашингтон, хотят они того или нет, остаются главными игроками и несут главную ответственность. Тему терроризма слишком уж истрепали - в основном разговорами, но все же точки пересечения объективно существуют.
Самое главное, пожалуй, в другом. "Развод" России с Западом, а он вероятен по итогам последних событий, ускоряет поворот Москвы на восток, и так уже объявленный на высшем уровне. Само по себе это правильно и даже запоздало - нельзя смотреть на мир через европейские очки, когда основная сцена переместилась в Азию. Однако там своя политика, в которой Россия отнюдь не самый сильный участник.
Китай рассматривает свое место в мире и возможности остальных партнеров сквозь треугольник сверхдержав: КНР - США - Россия. Значимость каждой из вершин этого треугольника зависит от отношений с остальными вершинами. И тот "угол", который теряет связь с каким-то из двух других, становится, по представлению Китая, слабее. И более зависим от третьего "угла". Вот в этой геометрии Москве важно сохранить Вашингтон как способ поддержания равновесия с Пекином и повышения его интереса.
| Российская газета
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 1521
Рейтинг поста:
Если в период 70-80 гг. у США союзниками были как,
практически, все арабские/исламские (фундаменталистские
и не очень даже) страны и их население, так и, как плюс,
союзником против России (СССР) был также и Китай, то это,
естественным образом, обеспечивало реальное "глобальное"
превосходство США над СССР. Поскольку СССР имел, как минимум, таких "-минус" союзников, как Китай и ислам.
Афган это ярко продемонстрировал, - там СССР пытался
сражаться против коалиции США+Китай+исламские страны/населения.
Так вот, сейчас, в этой бывшей коалиции (США+Китай+Ислам) явный раскол. В исламе, как минимум,
шииты против США и любых их "союзников". Чего не было
в 80-ые. Китай также "вышел" из "против-СССР-союза".
Вероятность невидимого союза РФ, Китая и части исламского мира - это АБСОЛЮТНО новая ВОЗМОЖНАЯ реальность, которой не было никогда после Корейской
(и, частично, Вьетнамской) войны.
Вот именно новой возможности поражений типа корейско-вьетнамских войн 50-60-х гг. боятся США.
Отсюда, и поддержание, и раздувание любых страшилок
о китайской угрозе для РФ.
Да, и исламские страшилки (не салафистско-ваххабитские
конкретно, а именнно вообще исламские, "всех мусульман".
Это УСТАНОВКА, это навязываемая ПОВЕСТКА "дня", это
методологическая рамка постановки любых вопросов по этим
темам.
Что и видно по многим статьям, некритично принявших такую ПОВЕСТКУ, такую методологию и даже терминологию.
Америкосы, естественно, правы:
не дай бог, опять возникнет этот "дьявольский союз"
РФ и Китая. Ведь эти две страны, будучи просто нищими,
разрушенными войной странами в конце 40-х годов, не представлявшими НИКАКОГО сравнения с могуществом США
(финансовым, промышленным, etc.), имевшими в союзниках все развитые и не-развитые страны мира, имевшими полную
поддержку ООН, тем не менее, остановили военную машину
США в Корее (и позже во Вьетнаме). Заставили США отступить.
Поэтому одна возможность военно-политического (а может,
и валютного) даже неформального союза РФ и Китая, -
это самый страшный сон США.
При добавлении в этот союз части исламского мира - это
уже апокалиптические сны США.
Yrs., etc.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 36
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 5
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 100
Рейтинг поста: