В дни карнавала в Венесуэле, словно по мановению волшебной палочки, затухли точечные очаги студенческих протестов в крупных городах. Вернее, в привилегированных районах городов. Организаторы антиправительственных выступлений заверяли весь мир, что карнавала не будет, что традиционные поездки венесуэльцев на карибские пляжи отменены, поскольку «недовольство народа» достигло высшей точки. Ещё чуть-чуть и режим рухнет, президент Николас Мадуро и его сподвижники сбегут на Кубу, а в страну вернётся «подлинная демократия». Эти протесты широко освещались ведущими западными телеканалами, и вот – полная тишина и спокойствие. Венесуэльцы празднуют и отдыхают.
Главная роль в информационно-психологической войне против Венесуэлы принадлежит спецслужбам США. Все годы президентства Уго Чавеса прошли в условиях жёсткого информационного противоборства, в котором США делали упор на компрометацию самой идеи построения в Венесуэле социализма XXI века. Чавес никогда не обещал быстрого успеха на этом пути, но своей продуманной социальной политикой добился многого. Согласно опросам, венесуэльцы входят в число наиболее счастливых народов в Западном полушарии.
Достижения боливарианской революции в сфере здравоохранения, образования, строительства доступного жилья обеспечили Чавесу народную поддержку. Прочные тылы дали ему возможность успешно противодействовать подрывным операциям США не только в Венесуэле, но и на международной арене. Главным событием в этой информационной войне стало создание при поддержке союзных латиноамериканских стран телевизионного канала TeleSur, а позже - радиовещательной станции RadioSur. На территории Венесуэлы была организована сеть местного радио- и телевещания, воссоздана национальная киностудия, в активе которой художественные фильмы на патриотические темы. Почти каждую неделю на экраны страны выходит новый венесуэльский фильм, собирающий не меньше зрителей, чем голливудские боевики. Выпускаются документальные ленты, в которых разоблачается политика США в Латинской Америке, в том числе по захвату нефтяных месторождений и ликвидации неугодных Вашингтону политиков.
После смерти Чавеса информационно-пропагандистская война против его преемника – Николаса Мадуро - приобрела ещё больший размах. В Вашингтоне решили, что настал благоприятный момент для свержения режима. В ход пущен весь арсенал дестабилизации – от колумбийских paramilitares, проникающих в страну для проведения террористических акций, до финансово-экономических диверсий и использования социальных сетей в Интернете.
Выступая в ООН министр иностранных дел Венесуэлы Элиас Хауа рассказал, что оппозиционные венесуэльские и иностранные СМИ вовлечены в активную кампанию по свержению президента Мадуро. Позже Хауа разъяснил, что «речь идёт о хорошо подготовленных акциях, которые реализуются через влиятельные телевизионные сети». Он отметил, что для компрометации правительства привлекаются видные деятели искусства в США и Европе, «которым вряд ли известно, где именно расположена Венесуэла…». Пример – недавние «декларации» на вручении премии «Оскар».
Здест речь идёт, в частности, о телеканале CNN, который используется ЦРУ не только для распространения враждебной информации о Венесуэле, но и для формирования «негативного стереотипа» мнений о венесуэльском правительстве и президенте Мадуро. Тенденциозно освещались уличные «студенческие протесты», которые подавались CNN как мирные, но замалчивались действия боевых студенческих групп, которые перекрывали улицы, поджигали автомашины, нападали на полицию, громили городскую инфраструктуру, в том числе метро. Активисты оппозиции занимаются, помимо прочего, тем, что разбрасывают на дорогах металлические колючки из гвоздей, из-за чего резко возросло число автоаварий. Практикуется натягивание нейлоновых тросов через улицы для борьбы с motorizados - мотоциклистами, которые занимаются доставкой товаров, медикаментов, почты и т.д. Эти мотоциклисты, как правило, лояльны властям, и оппозиция считает их враждебной силой. О таких деталях CNN не сообщает.
Международные СМИ замалчивают усилия президента Мадуро по налаживанию мирного диалога в Венесуэле, поиску взаимопонимания с оппозицией и теми олигархическими кругами в стране, которые организовали и частично финансируют затяжную кампанию гражданского неповиновения. Терпимость венесуэльских властей всё больше воспринимается как слабость.
Из-за предвзятого, а временами и провокационного освещения событий в Венесуэле корреспонденты CNN были высланы из страны. Тенденциозно трактуются венесуэльские процессы журналистами Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс, ЭФЭ, Рейтер и другими. Не могу припомнить ни одного случая, чтобы журналисты из западных стран, аккредитованные в Венесуэле, проявили сколько-нибудь заметную самостоятельность в интерпретации событий. Общее равнение на вашингтонские шаблоны в оценке международных событий и политиков – характерная черта практически всего корпуса западных журналистов в стране.
Правительство Мадуро делает всё возможное для нейтрализации враждебной пропаганды, с помощью которой Вашингтон пытается обострить ситуацию в стране, получив таким образом повод для прямого вмешательства в её внутренние дела. В адрес венесуэльского руководства неоднократно звучали угрозы и предупреждения со стороны администрации США; венесуэльскому правительству предлагается освободить задержанных в ходе уличных беспорядков студентов и сесть за стол переговоров с оппозицией. Барак Обама заявил об этом во время встречи с канадским и мексиканским коллегами в Толуке (Мексика) 20 февраля с.г. Ультимативный характер носило заявление сенатора-республиканца Джона Маккейна: «Необходимо быть готовыми к использованию военной силы, чтобы войти в Венесуэлу и установить там мир». Сенатор отметил, что в этой операции могут принять участие военные Колумбии, Перу и Чили. Маккейн также подчеркнул, что «в Венесуэле есть вполне подготовленные демократические лидеры, которые при полном согласии США готовы взять на себя управление страной, предоставить ей свободу». И сам же Маккейн разъяснил, для чего Вашингтону в нужны в Венесуэле «карманные демократы». Прежде всего, для того, чтобы гарантировать оперативные поставки в США углеводородов. Доставка нефти из Северной Африки и Ближнего Востока занимает обычно 45 суток, из Венесуэлы – около 70 часов.
Чтобы разъяснить ситуацию в стране и позицию правительства Венесуэлы, министр иностранных дел Хауа совершил поездку по странам Латинской Америки и Европы, а министр энергетики Рафаэль встретился с президентом России В. Путиным и членами китайского руководства.
О реальной угрозе «мягкого переворота» в Венесуэле заявила президент Аргентины Кристина Фернандес: «Я не собираюсь защищать правительство Венесуэлы, не собираюсь защищать президента Николаса Мадуро, я намерена защищать демократическую систему страны, как мы это делали, когда случилось то, что случилось в Боливии, в Эквадоре, и как мы будем делать в каждой стране региона, будь она левой, правой или какой-либо ещё. Демократия не принадлежит ни правым, ни левым, демократия – это проявление уважения к воле народа. Было бы фатальным для региона, для латиноамериканской интеграции после стольких проблем, преодолённых нами без иностранных интервенций, позволить, чтобы чуждые ветры разрушили братскую страну».
Кристина Фернандес напомнила, что руководство Венесуэлы за последние 14 лет прошло через 19 избирательных кампаний, из которых только одну проиграло. В 2016 году в соответствии с Конституцией можно будет провести отзывной референдум. Вот единственно законный способ сменить правительство. Эту точку зрения Кристины разделяет подавляющее большинство латиноамериканских лидеров.
Политологи обратили внимание на синхронизацию усилий США по смене власти в Венесуэле и на Украине. Администрации Барака Обамы очень нужно сейчас показать всем, что сверхдержава ещё не утратила способность направлять ход событий в разных районах мира в нужное для себя русло. Обама хотел бы завершить своё президентство эффектными победами в Восточной Европе и Латинской Америке: добиться превращения Украины в сателлита, обеспечивающего американское военное присутствие у границ России для последующего «расширения» НАТО на Восток, вглубь Евразии, и осуществить показательную смену режима в Венесуэле, чтобы положить конец самостоятельным интеграционным проектам латиноамериканцев…