Ждет ли Каракас судьба Киева?
Протесты в нескольких городах Венесуэлы переросли в столкновения с Национальной гвардией и сторонниками действующего президента
Как это начиналось
Студенческие протесты в Венесуэле начались в административном центре штата Тачира Сан-Кристобале на границе с Колумбией 4 февраля, а 12 февраля после шествия оппозиции в Каракасе распространились на всю страну. В этот день в столице в столкновениях активистов оппозиции с бойцами Национальной гвардии погибли трое демонстрантов. Также не менее трех человек погибли с начала волнений в Сан-Кристобале и в Валенсии, штат Карабобо. Десятки протестующих были ранены. Для подавления выступлений в Сан-Кристобале правительство собирается использовать до 3 тысяч военнослужащих, в том числе батальон десантников.
Демонстранты, в первую очередь молодежь, протестуют против высокого уровня инфляции, дефицита основных товаров и чрезвычайно высокого уровня преступности. Последний – один из самых высоких в мире. Достаточно сказать, что хотя по своему населению Венесуэла уступает США в 11 раз, убийств там ежегодно происходит больше, чем в Штатах.
Проходящие в Венесуэле демонстрации стали самыми массовыми с момента прихода к власти весной 2013 года президента Николаса Мадуро. Немалую роль сыграло то, что он лишен той харизмы, которой обладал его предшественник. Он также гораздо менее искушен в политических интригах и умении привлекать на свою сторону различные слои населения. Кроме того, многие в Венесуэле обвиняют Мадуро в слишком большой идеологической зависимости от Кубы и в готовности исполнять любые пожелания Гаваны.
Лидер протестов Леопольдо Лопес, обвиненный в организации массовых беспорядков, а также в поджоге общественного здания, в нанесении ущерба общественному имуществу и подстрекательстве к совершению преступлений, добровольно сдался властям, чтобы доказать свою невиновность. Когда 13 февраля 2014 года был выписан ордер на его арест, Лопес написал в твиттере, обращаясь к Мадуро:
«Что, арестовать меня у вас кишка тонка? Или ждете приказа из Гаваны?»
Первоначальные обвинения в умышленном убийстве и терроризме с него все-таки сняли. Тем не менее, ему все еще может грозить до 10 лет тюрьмы за организацию массовых беспорядков. Отметим, что из 200 задержанных в ходе беспорядков под арестом остаются только 13, обвиненных в незаконном ношении оружия.
Экономический кризис
Нынешний политический кризис, несомненно, вызван прежде всего плачевным экономическим положением страны. Экономика Венесуэлы целиком зависит от доходов от добычи нефти, которые дают 95 % экспортных доходов и более 45 % доходной части государственного бюджета. Доходы от нефти составляют 12% ВВП. Другие отрасли, не связанные с добычей нефти и газа, находятся в состоянии стагнации или упадка. А сельское хозяйство обеспечивает потребности населения не более чем на треть. И это при том, что еще в 1975 году Венесуэла импортировала всего 7% потребляемого продовольствия. А сейчас главным импортером продовольствия в Венесуэлу являются США, и в Америку же экспортируется примерно половина венесуэльской нефти (что составляет примерно 13% всего американского нефтяного импорта).
С точки зрения формальных показателей благосостояние венесуэльцев должно быть относительно неплохим. В 2013 году ВВП Венесуэлы вырос на 1%, и на душу населения составляет немаленькую для континента сумму, в основном, разумеется, благодаря добыче нефти. По расчетам МВФ, Венесуэла с душевым ВВП в 12.255 долларов[1] занимает 59-е место из 184 стран и опережает по этому показателю своих соседей – Колумбию (7.831 доллар) и Бразилию (10.958 долларов), не говоря уже о Гайане (3.884 доллара). По расчетам же Всемирного банка, Венесуэла оказывается на 56-м месте из 191-го с 12.767 долларов, также опережая Бразилию (11.340 долларов).
Но в действительности положение в экономике страны очень скверное. Венесуэльцам живется хуже, чем бразильцам и даже колумбийцам. Расчет душевого ВВП не учитывает, в частности, такого фактора, как поставка Кубе нефти по чисто символическим ценам. Разоряют страну и непропорционально большие военные расходы.
Главное же, как и Чавес, Мадуро продолжает насаждать в стране социализм. Промышленность страны подверглась практически полному огосударствлению, а на бензин и основные продукты установлены фиксированные цены. В результате в дефиците оказалось все – от молока и муки до туалетной и газетной бумаги. В 2013 году годовая инфляция достигла 56,2%. От дефицита в большей степени страдают более состоятельные слои населения, в том числе венесуэльский средний класс, который становится главной движущей силой протестов. Он также в наибольшей степени страдает от введенных при Чавесе ограничений ежегодной суммы валютного обмена. А вот галопирующая инфляция бьет по всему населению, что сужает социальную базу Мадуро.
В ноябре 2013 года по распоряжению президента были арестованы владельцы и сотрудники сетей по продаже электробытовых товаров. С помощью армии и полиции товары были распроданы по цене 10% от обычной стоимости. В ряде мест с жителями, желающими получить товары по сниженной цене, полиции справиться не удалось, и магазины были разграблены. Но ситуация нисколько не улучшилась. В январе 2014 года инфляция составила 56,3%, а индекс дефицита, по данным центрального банка Венесуэлы, достиг рекордных 28%. На практике это означает, что более чем один из четырех основных товаров отсутствует на рынке. При этом процентная ставка по государственным займам превысила 15%. Для экономики с ростом в 1% это практически перекрывает возможности для внешних заимствований.
Ухудшение экономического положения в результате продолжения боливарианского социалистического эксперимента и послужило генератором протестных выступлений.
Кто такой Леопольдо Лопес?
42-летний Леопольдо Лопес Мендоса, политик и экономист, ставший одним из двух главных лидеров венесуэльской оппозиции, образование получил в США. Он закончил Гунскую школу Принстона (Нью-Джерси) (The Hun School of Princeton) и Кеньонский колледж в Гамбье, штат Огайо (Kenyon College) Епископальной англиканской церкви, где в 1993 году получил степень бакалавра социологии. В 1996 году он окончил Гарвардскую школу управления имени Джона Кеннеди (Harvard University's Kennedy School of Government) и стал магистром по специальности «публичная политика». А в 2007 году Лопес стал почетным доктором права Кеньонского колледжа. Вместе с американским образованием он усвоил американские политические воззрения и представления о демократии и правах человека.
Мать Лопеса, Антониета Мендоса, является дочерью известного венесуэльского политика Эдуардо Мендоса Гоитикоа, который был министром сельского хозяйства в период демократического правления между диктатурами в 1945-1948 годах. Лопес – пра-пра-правнук первого президента Венесуэлы Кристобаля Мендоса и внучатый пра-пра-племянник самого Симона Боливара, что придает его имиджу особый шарм.
До избрания мэром Лопес в 1996-1999 годах был профессором институциональной экономики на экономическом факультете Католического Университета «Андрес Белло» в Каракасе и экономическим консультантом вице-президента по планированию в крупнейшей нефтегазовой компании Petróleos de Venezuela, S.A. (PDVSA), против которой уже в новом веке США ввели санкции за связи с Ираном.
В 2000-2008 годах Лопес – мэр муниципалитета Чакао в Каракасе. Он всегда последовательно выступал против политики Чавеса. Если в 2000 году его избрали на пост мэра большинством в 51% голосов, то в 2004 году его электоральный результат был уже 81%. В ноябре 2005 года полномочия Лопеса были приостановлены по обвинению в нецелевом использовании средств. По утверждению Лопеса, его главным преступлением было то, что он «представляет собой электоральную угрозу, поскольку строит социал-демократическую альтернативу социалистической и анти-американской боливарианской революции»[2]. В том же ноябре 2005 года тетя Лопеса получила огнестрельное ранение во время демонстрации. А в феврале 2006 года был застрелен телохранитель Лопеса, сидевший в машине на том месте, которое обычно занимал сам Лопес. Это убийство было расценено как предупреждение Лопесу со стороны властей.
В ноябре 2008 года Лопесу и еще 400 оппозиционерам было запрещено баллотироваться на региональных выборах по обвинению в коррупции. 16 сентября 2011 года Межамериканский суд по правам человека признал, что запрет на политическую деятельность Лопеса является незаконным и единогласно решил, что он должен вернуться к исполнению обязанностей мэра, но это решение было отвергнуто Верховным судом Венесуэлы.
По политическим взглядам Лопес центрист, по экономическим – социалист европейского склада. Еще в 1992 году он вместе с группой студентов был одним из основателей право-центристской Партии Справедливости (Primero Justicia). Она выступала против деградации судебной власти и предлагала реформу юридической системы Венесуэлы. В 2007 году Лопес присоединился к лево-центристской партии «Новая эра» (Un Nuevo Tiempo). В 2009 году он стал одним из основателей центристского движение «Воля народа» (Voluntad Popular), объединившее партии «Новое время», «Партию Справедливости» и «Новая эра». «Воля народа» выступает за преодоление нищеты, но без излишней концентрации экономических рычагов в руках государства, а также за полную независимость судебной власти. Лопес убежден, что Чавес и его преемник как раз тем и занимались, что увеличивали вес государственного сектора и попирали закон, отнюдь не понижая при этом уровень нищеты.
Лопес обладает значительно большей харизмой, чем другой лидер оппозиции, Энрике Каприлес, проигравший с небольшим отставанием президентские выборы Николасу Мадуро. Бывший мэр Чакао особенно популярен среди молодежи и способен поднять ее на уличные выступления. В то же время, соперничества между ним и Каприлесом пока не наблюдается. Вероятно, оно может возникнуть лишь в случае отстранения от власти последователей Чавеса.
Венесуэла – новая Украина?
Энрике Каприлес обвинил Мадуро ни много ни мало в желании развязать гражданскую войну. Он считает, что президент страны намеренно провоцировал насилия со стороны демонстрантов, чтобы таким образом получить повод для репрессий и подавления беспорядков. По словам Каприлеса, правительство использует уличные столкновения, чтобы скрыть реальные проблемы страны – «дефицит продовольствия, качество медицинского обслуживания, инфляцию, девальвацию и отсутствие безопасности на улицах». И все же уровень насилия в политическом противостоянии в Венесуэле достаточно далек не только от сирийского, но даже от украинского.
Согласно заявлению представителя Госдепартамента США, американцы «поддерживает права человека и его основные свободы, в том числе свободу выражения и мирных собраний – как в Венесуэле, так и по всему миру», но «политическое будущее Венесуэлы будет решаться народом Венесуэлы». В переводе на русский язык это означает поддержку оппозиции, но отказ от прямого вмешательства в конфликт.
Мадуро же обвинил США в заговоре с целью дестабилизации обстановки в Венесуэле и выслал из страны трех дипломатов, а также пообещал запретить трансляцию CNN в стране. Однако пока что нет доказательств сколько-нибудь масштабного американского вмешательства в венесуэльское протестное движение, кроме разве что моральной поддержки оппозиции.
Барак Обама, в свою очередь, обвинил власти Венесуэлы в попытке возложить на внешние силы вину за собственные провалы и посоветовал освободить арестованных демонстрантов, наладить диалог с оппозицией и «прислушаться к законным претензиям своего народа вместо того, чтобы обвинять американских дипломатов». Президент Венесуэлы в ответ заявил:
«Хватит с нас пропаганды войны, я не принимаю пропаганды войны против Венесуэлы. В Венесуэле живет народ, который работает, занимается становлением своей Родины, и это то, что мы делаем каждый день».
Однако уже 21 февраля, под влиянием растущих протестных выступлений, президент Венесуэлы призвал США начать «диалог на высшем уровне» и назначить послов для ведения этого диалога. Дело в том, что до сих пор страны не имеют взаимного высшего дипломатического представительства. В конце 2010 года назначенный американским послом в Каракасе Ларри Палмер не получил агремана из-за публично высказанных обвинений против венесуэльских военных в связях с колумбийской группировкой ФАРК. В ответ Вашингтон отказал в визе в США Бернардо Альваресу.
На что при этом надеется президент, не очень понятно. Хотя США, как уже говорилось выше, морально поддерживают протестующих, для них свержение Мадуро отнюдь не является приоритетной задачей. Самым мощным оружием против Венесуэлы было бы американское нефтяное эмбарго, поскольку половину нефти Венесуэла по-прежнему поставляет в США. Для Венесуэлы нефтяной экспорт в США имеет гораздо большее значение, чем для Америки нефтяной импорт из Венесуэлы. Однако Вашингтон не спешит прибегнуть к этому оружию, равно как и к иным экономическим санкциям. Америку, безусловно, серьезно беспокоят тесные связи Каракаса с Гаваной и Тегераном, но сегодня, в период нормализации американо-иранских отношений и начала кубинской разрядки, это уже «не такой криминал». Венесуэльская проблема сейчас для США имеет гораздо меньше значения по сравнению с сирийской и украинской.
Что же ожидает режим Мадуро? Президенту можно не опасаться международного вмешательства, если при подавлении демонстраций не будет значительного числа жертв. Однако любой силовой вариант чреват для Мадуро большим риском. Не обладая харизмой Чавеса и его уровнем поддержки в народе, что продемонстрировал его относительно слабый результат на президентских выборах, он вполне может получить отпор со стороны протестующих и при этом рискует разделить судьбу Януковича, тем более, что его противники в случае успеха сразу же получат признание со стороны США и Евросоюза. Наиболее предпочтительный вариант для Мадуро – это мирное разрешение кризиса, предусматривающее освобождение политзаключенных, в том числе Лопеса, и объявление о проведении экономических и политических реформ, направленных на обуздание инфляции, дефицита и преступности.
Последние шаги венесуэльских властей – снятие наиболее тяжких обвинений с лидера оппозиции и предложение возобновить американо-венесуэльский диалог – свидетельствуют, что они вроде бы не настроены на конфронтацию. Однако президенту предстоит вести достаточно тонкую политическую игру. Слишком значительные уступки оппозиции или, наоборот, излишне жестокое подавление беспорядков могут радикализовать протест. Впрочем, и сохранение неопределенности будет играть не на руку президенту.
Способен ли Николас Мадуро на такую игру, покажет время. С определенностью сейчас можно сказать лишь то, что полномасштабное американское вмешательство во внутренний венесуэльский конфликт возможно только в случае начала массового кровопролития или использования Мадуро кубинских войск. Но подобное кажется чистой фантастикой. Куба сегодня тоже не стремится ссориться с США.
[1] По официальному обменному курсу.
[2] Los Angeles Times, July 19, 2006
Источник: terra-america.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Редакция
публикации 12002
комментария 7832
Рейтинг поста:
На долю Венесуэлы приходится 7% мировых запасов нефти, которые могут иссякнуть уже через 74 года.
7. Россия
6% от мировых запасов нефти
Цель США обрушить цены на нефть, чтобы подорвать экономику России. Потому они заигрывают с Ираном, потому начались события в Венесуэле.