С приближением намеченного на январь очередного саммита Россия-ЕС Москва напомнила о необходимости заключения нового базового договора. Конечно, Россия рассчитывает на паритет и взаимные выгоды. О том, что принципы партнерства должны быть прописаны на бумаге, заявил на днях постоянный представитель РФ в Евросоюзе Владимир Чижов. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, заключенное еще в 1994 году и вступившее в силу в 1997 году сроком на десять лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией, давно не отвечает актуальным запросам сторон. Глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов в то же время уверен, что лучше старое соглашение, чем плохо сбалансированное новое:
"Многое изменилось. Россия вступила в ВТО, и немалая часть того, что регламентировалось тем соглашением, просто отпала. Можно было бы договориться о гораздо более продвинутых формах, но объективно говоря, учитывая общее состояние отношений, я думаю, что договориться ни о чем не удастся".
В ЕС согласны с тем, что договор устарел. В этом уверен и профессор факультета международных отношений Автономного университета Барселоны (Universidad Autónoma de Barcelona) Францеск Серра Массансальвадор:
"Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в рамках которого продолжают существовать отношения между Москвой и Брюсселем, безнадежно устарело. В свое время этот документ стал настоящим прорывом, и до сих пор ни одна страна, которая не входит и не собирается становиться членом ЕС, не имеет настолько широкого, полного и проработанного соглашения с Брюсселем. Но это не отменяет необходимости заключения нового, еще более амбициозного документа".
Лидеры ЕС не скрывают, что один из главных вопросов для них - сокращение энергетической зависимости от Москвы. Сейчас доля ЕС в российском экспорте составляет 80% по нефти, 70% - по газу и 50% - по углю. Конкурентные преимущества в энергетике - серьезный козырь в руках России. И в ЕС всеми силами пытаются его выбить. Отдельные страны отказываются от российского газа в пользу американского угля. В прошлом году экспорт угля из США в Европу вырос почти на четверть. В Великобритании в 2012 году доля электроэнергии, выработанной с помощью угля, выросла до максимума за последние 18 лет. А использование газа, наоборот, снизилось. По словам собеседника "Голоса России" Францеска Серра Массансальвадора, зачастую некоторые страны Европы используют крайне агрессивные и недружественные методы борьбы с влиянием России:
"Отношение к России в разных странах ЕС различается порой до противоположности. Так, например, Германия и Франция заинтересованы в Москве как в выгодном экономическом и политическом партнере. Лондон, в свою очередь, ищет любые пути, чтобы избавиться от энергетической зависимости от России. Именно с этим связана политика Великобритании в странах Восточной Европы, где исторически сильно российское влияние. Эта политика проявляется, в частности, в усилении русофобских настроений в этих государствах".
Среди разногласий - не только нежелание ЕС зависеть от российских энергоресурсов, которые завоевали доминирующее положение благодаря конкурентным ценам и удобной логистике, но и ряд сугубо политических вопросов, влияние на которые продолжают оказывать США. Один из них - отторжение Украины от экономического партнерства с Россией. Глава парижского Аналитического центра "Обсерво" Арно Дюбьен называет Украину одной из причин торможения переговорного процесса между ЕС и Россией:
"В отношениях России и ЕС существует большое количество спорных моментов, которые накопились за предыдущие годы. Совсем недавно появился еще один повод для раздора: это вопрос об ассоциации Украины с ЕС… Таким образом, сложно понять, с чего начинать. Рано или поздно ЕС и Россия, отношения между которыми очень важны, должны подписать новое соглашение. Но мне кажется, что в настоящее время условия для этого не совсем подходящие".
Член комитета по бюджету российской Государственной думы Евгений Федоров полагает, что главный принцип, который должен лечь в основу базового соглашения, - равноправное партнерство, которого Россия вправе добиваться от ЕС:
"Базовый договор прежде всего предполагает ответы на экономические вопросы: налаживание совместной экономической деятельности, движение товаров, движение капиталов, инвестиций. Наличие договора необходимо для равенства в подходах к этим вопросам. То есть Россия должна быть равным партнером для Европейского союза".
В случае с Украиной, отмечает депутат, вопрос о равенстве вообще не стоит. От нее просто требуют принять ультиматум: отпустить бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко за границу. В то же время Москва призывает Украину выстраивать совместные отношения с ЕС, что позволило бы Киеву говорить с Брюсселем с позиции сильного игрока. В противном случае Украина обречена на роль колонии.
Неоднородность ЕС не только препятствует развитию отношений с Россией, но и все больше погружает сам Евросоюз в кризис, на фоне которого заключение соглашения с Россией становится все призрачнее. Политолог Александр Фоменко анализирует ситуацию изнутри:
"Экспансия Евросоюза на восток привела к тому, что он стал все более и более походить на Советский Союз не самых лучших своих времен. Страны Старой Европы вместо того, чтобы инвестировать в свои традиционные конкурентные преимущества - хорошее финансовое состояние, высокий научный потенциал, культурный потенциал, - вынуждены тратить огромные ресурсы для поддержания на плаву экономик стран периферии".
По мнению Александра Фоменко, сегодня европейские политики осознают, что через 20 лет после Маастрихта риски новых войн лишь возросли:
"Парадокс заключается в том, что нынешняя Россия защищает европейские ценности гораздо более последовательно, нежели это когда-либо делал Брюссель. Поэтому у нее появилось гораздо больше союзников внутри Старой Европы, впрочем, и внутри Новой Европы. Все-таки очень много людей в политическом классе европейских стран понимают всю опасность продолжения политики 1990-х годов через 20 лет после Маастрихтского договора, когда мир изменился не в лучшую сторону, а опасности не только экономических, но и настоящих войн возросли в высокой степени".
Слово "парадокс" словно приклеилось к нынешним отношениям России и ЕС. Парадоксальными называет их и глава СВОП Федор Лукьянов. Он обратил внимание на тот факт, что политическая воля к регулярному общению на высшем уровне снижается. Намеченный на декабрь саммит перенесен на конец января. А в дальнейшем режим двух саммитов в год может исчерпать себя окончательно. Фактически из всего многообразия общих тем на повестку дня выносятся только две - визы и права меньшинств:
"Это парадоксально. Евросоюз - это более 50% российского торгового оборота, Евросоюз - это, безусловно, главный и потенциальный источник инвестиций, модернизационных импульсов и так далее. Это ближайший в культурно-историческом плане партнер России. И при всем при этом разговаривать как-то не о чем. Получается, что экономические отношения во многом остались на двухстороннем уровне".
Россия и Европа обречены на партнерство. И отношения между странами континента будут только набирать обороты. ЕС в этом смысле играет иную роль, не связанную ни с европейскими ценностями, ни фактически с интересами стран-членов. На фоне безработицы, демографической катастрофы, роста бедности ЕС может похвастаться лишь заключением антироссийского "третьего энергетического пакета". На этом фоне неудивителен и рост евроскептицизма внутри стран-членов. Месяц от месяца Брюсселю доверяют все меньше европейцев.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 1521
Рейтинг поста:
так это не выраженная (словесно и терминологически)
оценка Европы как специфического "протектората" США.
С соответствующими правами (возможностями) и обязанностями. Термина "евроатлантизм" здесь недостаточно.
"Мы" - это Европа. Точнее, "Европа+", к тому же
реально независимая.
На это бы и надо "бить". С учетом неизбежного противодействия с точки зрения евроатлантической
"солидарности".