ОКО ПЛАНЕТЫ » Политика » Новость дня » Ростислав Ищенко: "России нужна только Украина в ТС, а совсем не Янукович" Чем рискует Россия, пытаясь задушить украинскую экономику?
Ростислав Ищенко: "России нужна только Украина в ТС, а совсем не Янукович" Чем рискует Россия, пытаясь задушить украинскую экономику?
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с известным украинским политологом, президентом Центра системного анализа и прогнозирования Ростиславом Ищенко.
- Приближается саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Вопрос подписания Украиной Соглашения об ассоциации – вопрос решенный? Главная вильнюсская загадка – как поступит президент Украины Виктор Янукович: поставит свою подпись под документами, фактически перемещающими страну из зоны влияния России в зону контроля Евросоюза, или «возьмет паузу»?
- На самом деле Янукович хочет остаться вне ассоциации с ЕС и вне Таможенного союза, и от всех получать бонусы. Он так и не понял, что это невозможно. Правда, сейчас украинского президента постепенно начинает охватывать паника, поскольку саммит приближается, а Путин не делает заманчивых предложений, которые обещали Януковичу украинские политтехнологи. Одновременно ЕС, будучи прекрасно осведомлён о том, что Янукович испортил отношения с Россией навсегда, ужесточает свою позицию и требует выпустить Тимошенко. Выпустить Тимошенко означает отказаться от президентства и, скорее всего, сесть в тюрьму. Вашингтон и Брюссель открыто потребовали от Януковича обеспечить её участие в выборах 2015 года. Это фактически требование отдать власть не позже 2015 года. В связи с изложенным, в последние две недели власть перешла к политике саботирования требований ЕС, с тем, чтобы сорвать подписание соглашения. Они ошибочно считают, что Путин так обрадуется срыву ассоциации, что даст им кредит на 15 млрд. дол., газ по 270 дол. за тыс. куб. и гарантирует избрание Януковича президентом в 2015 году. Как это ни смешно, но это основная позиция переговоров, с которой Янукович уже третий раз пытается достучаться до Путина. Естественно, его посылают назад, поскольку России нужна только Украина в ТС, а совсем не Янукович, которого согласны некоторое время терпеть, но, опять таки, только в ТС.
Таким образом, результат саммита в Вильнюсе остаётся неопределённым и будет таковым до самого 28-го или 29-го ноября, поскольку решение (независимо от того, какую позицию ЕС озвучит 18 ноября) реально может быть принято или изменено в последний день, причём как одной, так и другой стороной.
- Какова перспектива подписания соглашения с ЕС другими участниками «ВП» – Азербайджаном, Молдовой, Грузией? Можно ли считать Армению окончательно «потерянной» для ЕС в свете ее вступления в Таможенный союз?
- Насколько я понимаю, в Вильнюсе соглашения с названными странами собираются только парафировать, вопрос о подписании пока не стоит. С моей точки зрения, соглашения, которые не будут подписаны (не парафированы, а именно подписаны) в этом году, не будут подписаны никогда. Украины это тоже касается. Дело в том, что уже весной должны состояться выборы нового состава Европарламента. Опросы показывают значительное усиление антиевропейских (выступающих за роспуск ЕС) партий, которые реально смогут набрать от 35% и более мест в новом составе Европарламента. С менее радикальными евроскептиками, их может оказаться и более половины. Далее новая Еврокомиссия и новая политика ЕС, который, скорее всего, откажется от «Восточного партнёрства», бремя финансирования которого просто не в состоянии нести и сосредоточится на внутренних проблемах. Для ЕС сейчас важно не рухнуть под собственной тяжестью, расширение ему уже не по силам. Сегодняшняя ситуация с Украиной – агония активной внешней политики ЕС на востоке.
- Заявление президента Армении Саргсяна о намерении вступить в Таможенный союз, вызвало негативную реакцию ЕС. Возможна ли на этом фоне активизация европейской дипломатии в деле урегулирования Карабахского конфликта? Иными словами, будет ли усилено давление на Армению из-за оккупации Карабаха?
- Как вы понимаете, «давление ЕС» - это из области «меня пугают, а мне не страшно». Конечно, Баку и Ереван могут посещать многочисленные миссии, говорить красивые слова, выражать озабоченность и рисовать «дорожные карты». Но вопрос решается только при наличии силы, способной заставить прислушаться к своим советам и воли эту силу использовать. После грузинской войны и дипломатической победы в Сирии такая сила и такая воля на Кавказе есть только у России. Думаю, что решение Армении вступить в ТС как раз и было вызвано тем, что ереванскому руководству доходчиво объяснили, что произойдёт в том случае, если территорию страны покинут российские войска, а если бы Армения подписала соглашение об ассоциации, реакция Москвы: «Вот пусть Вас теперь ЕС и защищает», - была вполне предсказуемой. Так что, в обозримой перспективе, все кавказские вопросы будут решаться в Москве или с согласия Москвы, а остальные могут поговорить, высказать мнение или пожелание, но учитывать эти мнения и пожелания никто не обязан.
- Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно вступления Армении в Таможенный союз. Какое место в этом объединении будет отведено Нагорному Карабаху, который все члены ТС признают де-юре территорией Азербайджана?
- Насколько я понимаю, официально Армения не признаёт оккупацию Нагорного Карабаха, утверждая, что «это самостоятельное государство, отделившееся от Азербайджана в ходе войны». Поэтому для Таможенного союза проблема Карабаха острой не будет. У России есть свои карабахи в виде формально независимых Абхазии и Южной Осетии. Конечно, Азербайджан может поднять эту тему в двусторонних контактах с Астаной и Минском, но, я думаю, что Россия, для которой расширение ТС (пусть и за счёт Армении) очень важно, найдёт достаточно пряников, чтобы убедить Казахстан и Белоруссию не слишком усердно интересоваться проблемой. В конце концов, Таможенный союз важен не только для России, но и для Казахстана, панически боящегося китайской экспансии и ассимиляции (казахи откровенно говорят, что если под русской властью они сохранились, то полуторамиллиардный Китай их в момент проглотит, не поперхнувшись и переварит не заметив). Насколько эфемерной ни казалась бы сегодня угроза распространения китайской гегемонии на Среднюю Азию, для руководства и элиты Казахстана это – реальная фобия, оказывающая определяющее влияние на внешнюю политику, в частности, на готовность следовать в российском фарватере. Что касается Белоруссии, то Лукашенко, хоть и играет в enfant terrible, тоже прекрасно понимает, что без российской защиты, Вашингтон и Варшава устроят ему «цветную революцию» за полгода, после чего он будет жить «плохо, но не долго». Так что каждый будет заниматься своей рубашкой, которая ближе к телу, просто выторгуют у России какие-нибудь дополнительные торговые преференции, за то, чтобы закрыть глаза на проблему Карабаха.
- Можно ли констатировать, что украинское председательство в ОБСЕ в 2013 г. так и не отметилось какими-либо существенными успехами в направлении урегулирования Карабахского конфликта?
- Можно. Оно и не могло отметиться. Для того, чтобы где-то выступать посредником, надо иметь достаточный авторитет, чтобы к тебе прислушивались. То есть, быть сильным экономически и в военном плане, внутренне стабильным, иметь свободные ресурсы для вмешательства в конфликт и их урегулирования. У Украины всего этого нет. Она сама на грани гражданского конфликта, а власть не пользуется авторитетом даже у своих собственных избирателей. Как же Украина может урегулировать столь сложный, многослойный и многолетний конфликт, как Карабах?
Кроме того, в течение последнего года украинское руководство с упорством, достойным лучшего применения, портило отношения с Россией, как с государством и лично с Путиным, как с человеком и президентом. О роли России в современной кавказской политике я говорил выше. Сейчас её власти вполне могут повторить фразу канцлера Российской Империи при Екатерине II, украинца по происхождению Александра Андреевича Безбородко, утверждавшего: «Не знаю, как будет при Вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего дозволения выпалить не смела». Так вот не знаю, как в Европе, а на Кавказе сейчас точно «ни одна пушка» без оглядки на Москву «не выпалит».
- Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно назначения на высокий пост в Министерство обороны Азербайджана генерал-майора Александра Васяка. Проживавший в Украине после отправки в запас, А. Васяк недавно был вызван в Баку, где новым министром обороны ему была предложена должность в военном ведомстве. Смена министра обороны Азербайджана, приглашение украинского генерала на высокий пост в военное ведомство – говорит ли это о подготовке к началу войны в Карабахе?
- Как известно, генерал-майор Васяк – офицер именно Азербайджанской Армии и в этом качестве уже принимал участие в боевых действиях в Карабахе в первой половине 90-х годов. Украинским генералом его назвать сложно. Его военные таланты мне неизвестны, тем более, что боевые действия в Карабахе в 90-е годы, в силу разных объективных причин, не носили характера правильных регулярных военных действий. Понятно, что новая война, если она будет, будет совсем другой. Армии Армении и Азербайджана изменились, и в принципе отвечают современным требованиям, как с точки зрения оснащения, так и штабной организации, и внешнее вмешательство в конфликт гарантировано. Поэтому я не думаю, что назначение любого генерала на высокий пост в азербайджанских Вооружённых силах может говорить о подготовке к войне. Момент сейчас не подходящий. Армения заявила о намерении вступить в ТС, и в такой ситуации Россия её не бросит. Турция тоже не готова поддержать Азербайджан ни в военном, ни в политическом плане.
Следовательно, руководство Азербайджана, до сих пор не замеченное в поспешных, необдуманных действиях, будет ждать более удобного момента. Я не исключаю попыток прощупать обстановку путём работы разведовательно-диверсионных групп, но считаю, что после того, как армяне, захватив Карабах, провели там этническую чистку, практически вытеснив азербайджанское население, такие попытки тоже ничего, кроме неприятностей на международной арене не принесут. В Карабахе сейчас нет почвы для организации серьёзного проазербайджанского партизанского движения, а только для организации и поддержки такого движения была бы оправданна с военной и политической точек зрения разведовательно-диверсионная работа. Так что думаю, если ситуация внезапно, драматически и непредсказуемо не изменится, то войны пока ждать не приходится. Разве что войны нервов.
Бахрам Батыев
Албанский саммит-2014: евроинтеграционные перспективы Украины
Чрезвычайная сессия Верховной Рады закончилась ничем. Как и предполагалось. Рабочая группа по выработке законопроекта по лечению спины Тимошенко за пределами Батькивщины не сумела отыскать консенсус. Везде искали. Даже за мусорной корзинкой смотрели, но ничего, кроме предметов гигиены некоторых представителей «УДАРа», не обнаружили. Смылся, паскуда. Я имею в виду консенсус, а не Геннадия Москаля. Придумали несколько потрясающих законодательных новаций.
Если, к примеру, у заключенного неожиданно начались боли в спине, то его сразу надо доставлять в больницу. Причем срок продолжает тикать из расчета один день на койке – один день в тюрьме. Когда же он (срок) закончится, то можно смело выходить на свободу здоровым и бодреньким. Полезные советы членам рабгруппы давали все. Журналист издания, в котором работает любимый фотограф Титушко, авторитетно заявил, что доработать законопроект – дело пяти минут. Уборщица тетя Глаша посоветовала внести изменения в 81-ю статью Уголовного кодекса, а также указала на другие правовые нюансы. Арсений Петрович буквально фонтанировал идеями, поэтому часто отлучался в туалет, откуда возвращался с новыми вариантами лечения заключенных за рубежом. Правда, слегка измятыми. Но сказалась разница подходов. «Регионалы» требовали написать закон для всех, кто нуждается в гипотетической врачебной помощи, а оппозиция упрямо выписывала проект конкретно под Юлию Тимошенко. Понятное дело, что ничего в результате не получилось. И теперь многие думающие люди задают следующий вопрос: «Это уже все, или еще продолжим вступать в гостеприимное лоно европейской цивилизации?». Судя по тому, что трехчленная оппозиция призвала народ выйти на митинг за евроинтеграцию, на саммит в Вильнюс можно и не ехать. Кроме того, появились письма трудящихся к Федоровичу насчет того, что неплохо было бы отложить это дело на год. Не успеваем подготовиться к евростандартам, свиньи не кормлены и куры не доены. Я, как вы понимаете, не большой знаток сельского хозяйства. То ли дело Сергей Соболев, досконально помнящий все трещинки крупного, но такого милого рогатого скота.
В общем, все идет к большому европейскому провалу. Повступали немного и завязали. Так бывает. Просто евроцивилизация оказалась, , апасной. Во-первых, мало денег дают на войну с Россией. Во-вторых, маниакально хотят сделать операцию Тимошенко на спинном мозге.
Наверное, планируют вживить чип, чтобы коса лучше к голове прилипала. Они это могут. Разборки на тему «кто виноват и что делать?» уже начались. Оппозиция обвиняет власть, власть – оппозицию, Ирина Геращенко видит корень зла в непродуманной гендерной политике.
А тут еще адвоката Власенко злые люди день и ночь допрашивают в ГПУ. С ним надо помягче. У него же часто бывают видения мультипликационных медведей, которые буквально ходят за ним по пятам, предлагают совершить противоправные действия в особо изощренной форме. Вот он и шлет эсемески типа «Хелп!!! Менты повязали!!! Грустный смайлик». За Сирожу, которого все обижают, вступилась сама Юлия Владимировна, несмотря на невыносимые боли в тазу. Оказывается, вызов на допрос Власенко – это «последний удар в самое сердце украинских надежд на подписание соглашения в Вильнюсе». Меня, честно говоря, слегка напрягает такая персонализация процесса. Вот меньше всего надежды людей связаны с проблемами адвоката, который не может разобраться со своей личной жизнью. Но, как оказалось, всю Европу потряс акт вандализма, когда, по словам Юлии Владимировны, «Янукович нагло и безосновательно лишил члена». Сами понимаете, кого лишил. Члена президиума партии «Батькивщина».
Ну а дальше начнется откровенный маразм. Сведение всей политической интриги к проблеме той, которая два года симулирует то ли родильную горячку, то ли свинку, возможно только в очень недалекой стране. В которой мы с вами, дорогие граждане, и вынуждены обитать. Одни рисуют слабоумные картинки для дебилов, рассказывая о прелестях членства, другие хотят везти даму на процедуры в Берлин, изобретая для этого немыслимые законопроекты. А потом, как говорил Пятачок, «он лопнул». Чтобы биомасса особенно не пугалась, официально это все будет названо «отложенным членством». Перспективы у Украины очень хорошие. Надо только поменять руководство, народ, отремонтировать туалеты и можно рассчитывать на гостеприимный европейский член. Вот насчет сроков пока не ясно. Будут рассказывать, что на очередном саммите ЕС в Албании, который состоится 31 декабря, вопрос о подписании договора с Украиной будет стоять первым. Ладно, вру: вторым. Но на этот раз все будет четко. Или не будет, поскольку все зависит от Юлии Владимировны, которая будет периодически впадать в коматозное состояние. Миссия Кокса и Квасьневского продолжится. Они поселятся в пригороде Бердичева, организуют Фонд Кокса по помощи малоподвижным заключенным и станут периодически проведывать заключенную, прикованную неведомой болезнью к тюремной кровати.
Россия тем временем предложит Киеву вступить в нормальный Таможенный союз. На 2014 год запланируют саммит в Минске, где вопрос членства Украины будет стоять первым. Тимошенко отпускать не надо. Следует лишь регулярно платить по четыре сотни баксов за газ и постоянно наращивать объемы.
Обозначены две ключевые точки, между которыми и предстоит метаться политической «элите» вплоть до президентских выборов 2015 года.
Практически незамеченный западными СМИ, в Восточной Европе сейчас назревает крупный экономический и политический конфликт, способный пошатнуть европейскую архитектуру безопасности, сформировавшуюся после холодной войны. Кремль занял удивительно конфронтационную позицию относительно намерения Украины подписать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.
До недавнего времени казалось, что антизападные настроения Кремля сосредоточены на НАТО, являющемся, по мнению большинства россиян, не только военно-политическим блоком, призванным обеспечить безопасность Запада, но и антироссийским союзом. Однако, как выяснилось, власти России считают теперь и Европейский Союз своим геополитическим соперником в Восточной Европе и расценивают как нежелательное его «вторжение» в сферу особого интереса Москвы, т.е. на территорию бывшего СССР. Россия, судя по всему, готовит целый ряд «реактивных» мер — как относительно ее экспорта в Украину, прежде всего в энергетической сфере, так и в отношении ее импорта из Украины во многих чувствительных торговых отраслях.
Украинская уязвимость
Несмотря на некоторые обнадеживающие признаки прогресса в реформах последних месяцев, украинские экономика, валюта и государственность по-прежнему остаются в рискованной предкризисной ситуации. Политика Виктора Януковича с момента его прихода к власти в 2010 г. была недостаточно реформаторской. За последние три года различные противоречивые и разрушительные экономические нововведения украинского правительства не привели к какому-либо заметному улучшению экономического и финансового положения в Украине. Напротив, наиболее существенные бюджетные, регулятивные и структурные проблемы экономики остались в большинстве своем незатронутыми. Недавнее снижение украинского импорта газа из России или некоторое улучшение делового климата в Украине, зарегистрированное Всемирным банком, недостаточно существенны, чтобы ощутимо изменить в целом мрачную картину состояния дел в стране.
Целые секторы украинской экономики де-факто зависят от России. Это касается и доступа для украинских производителей на российские рынки, и поставок российского сырья, включая природный газ, украинским компаниям и домашним хозяйствам. В нынешней сложной внутренней экономической ситуации Украина особенно уязвима для кремлевского давления. Если Москва на полную катушку использует свои значительные рычаги влияния, украинская экономика будет не в силах противостоять этому натиску и может оказаться в состоянии свободного падения. Такое обострение экономической ситуации, в свою очередь, будет иметь серьезные социальные последствия в стране, включая потенциальный рост напряжения между украино- и русскоговорящими частями Украины. Все это не предвещает ничего хорошего для по-прежнему неконсолидированного украинского государства и повышает вероятность разделения страны или даже гражданской войны.
Как только в Украине появятся сепаратистские настроения, Москва будет неспособна сопротивляться искушению выйти на сцену и заявить о своей ответственности за более чем 8 млн этнических русских, проживающих в основном в Восточной и Южной Украине. Особенно уязвимой горячей точкой остается Крымский полуостров, плотно населенный этническими русскими, и где размещается российский Черноморский флот. Для России будет крайне сложно оставаться в стороне, если, например, на фоне коллапса украинской экономики, русскоговорящие украинские области объявят о своей готовности стать протекторатами Российской Федерации. В ситуации отсутствия четких границ возможного раздела Украины не могут быть исключены и крупномасштабные вооруженные конфронтации за демаркацию этой разделительной линии.
Защитить Россию от нее самой
Имея в перспективе столь серьезные последствия и непростые для себя решения, Москва может и не быть заинтересована в фундаментальной дестабилизации Украины и глубокой вовлеченности во внутренние украинские дела. Если оценивать трезво, ни эскалация внутриполитического напряжения в Украине, ни коллапс украинской экономики, и еще менее — возможная интервенция России в Украину, наподобие ее военного вторжения в Грузию в 2008 г., не являются стратегически выгодными для России. Вышеописанный ход событий вызовет непредсказуемо большую международную и внутреннюю реакцию относительно действий Москвы и подвергнет определенному риску не только украинское государство, но и путинский режим.
Однако московское руководство в настоящий момент неистово пытается воспрепятствовать подписанию Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС в этом или в следующем году. Многие политики России находятся на шовинистском автопилоте, ведущем их ко все более угрожающим жестам. Если Украина будет и впредь игнорировать эти угрозы и подпишет Соглашение, как и запланировано, уже в конце этого месяца, у Кремля возникнет соблазн воспользоваться своей подавляющей экономической мощью, чтобы наказать Киев. После нарастающей российско-украинской риторической конфронтации прошлых недель у Путина может не оказаться иного выбора, кроме как продемонстрировать разгоряченной российской публике свою последовательность, решимость и принципиальность. А когда украинский экономический кризис и политическая эскалация отношений с Россией наберут скорость, уже будет трудно остановить негативную спираль, т.е. взаимно усиливающие разрушительные тенденции, которые, в худшем случае, могут привести страну на путь разделения, гражданской войны и военного вмешательства. Нельзя забывать, что такого рода кризисы и последующие кровавые вооруженные конфронтации были скорее правилом, а не исключением в странах-преемниках бывших коммунистических многонациональных государств — будь то на Западных Балканах, на Северном и Южном Кавказе или в Центральной Азии. Выражено мирный характер постсоветского развития Украины, до сих пор заметно отличавший Украину, может не сохраниться в будущем.
В свете таких катастрофических сценариев, Европейский Союз, его государства-члены, а также США должны дать Москве однозначные сигналы о том, что российское экономическое давление на Украину — недопустимо. В частности, они должны ясно дать понять Кремлю, что при калькуляции затрат на российскую торговую войну против Украины российское правительство должно будет учитывать и последующие экономические потери, дипломатические конфликты и политическое напряжение в отношениях России с Западом. Тогда как у Украины мало действенных экономических рычагов давления на Россию, сумма различных торговых, инвестиционных, финансовых и других отношений между Россией и Западом — существенна.
Частичная зависимость российской экономики и бюджета от стабильного сотрудничества с Западом (в особенности в энергетике, но также и в широком диапазоне других сфер — экономических, политических, научных и др.) наделяет ЕС и США определенной ответственностью. Запад должен использовать соответствующие рычаги своего влияния, чтобы повысить для России цену ее экономической конфронтации с Киевом. Осуществляя эту задачу, ЕС и Соединенные Штаты, таким образом, не только сохранят стабильность украинского государства, но и защитят свой собственный коренной интерес в политической стабильности в Восточной Европе. Заблаговременно предупредив Кремль обо всех последствиях российско-украинской торговой войны для самой России, Запад де-факто будет действовать и в интересах российского народа, предотвращая глубокое отчуждение между двумя «братскими народами» Украины и России в результате их вероятной торговой (а может, в дальнейшем даже настоящей) войны.
Обоюдность украино-ЕСовской ассоциации
Обнадеживает тот факт, что политики в Брюсселе, очевидно, начали понимать безотлагательность принятия мер в отношении конфликта Россия—Украина. В одной из самых примечательных резолюций в своей истории Европейский парламент, представляющий более чем 500 млн граждан ЕС, 12 сентября 2013 г. заявил, что «сейчас, более чем когда-либо, нужно обратить внимание на вызывающее тревогу давление на восточных соседей ЕС и на сам проект «Восточного партнерства», оспариваемый и подвергаемый сомнению Россией». Но, кроме того, Евросоюз должен ясно дать понять, как своим государствам-членам, так и России, что его грядущее Соглашение об ассоциации с Украиной означает не только новый уровень сотрудничества Украины с ЕС, но и наоборот.
Украинской политической элите и населению нет смысла идти на болезненное приближение всей своей социально-экономической системы к стандартам ЕС, если государства — члены Союза продолжат, как ни в чем не бывало, свое тесное экономическое сотрудничество с Россией, наказывающей Киев за его ассоциацию с Брюсселем. Ведь именно это Соглашение — подготовленное, выдвинутое и пропагандируемое Еврокомиссией в интересах государств-членов — вызывает нынешний российский гнев против Киева. ЕС в некотором смысле сам спровоцировал нынешнюю ситуацию в отношениях Украина—Россия, способную повлечь за собой значительные риски для украинской экономики, общества и государства.
В течение нескольких лет ЕС активно предлагал, формулировал и продвигал Соглашение об ассоциации с Украиной. Сейчас наступил момент продемонстрировать, насколько серьезны намерения Союза и его членов относительно программы «Восточного партнерства» и политики ассоциации со странами бывшего СССР. По крайней мере, Европарламент ясно продемонстрировал свое отношение к происходящему в вышеупомянутой резолюции. В ней он «подчеркивает необходимость для ЕС выполнить свою обязанность по привлечению и защите в духе солидарности стран «Восточного партнерства», оказавшихся незащищенными перед открытым, тревожным и возрастающим давлением России, намеревающейся удержать их от заключения Ассоциации с ЕС, и просит Комиссию и Совет [ЕС] выступить с конкретными, эффективными мерами в поддержку стран-партнеров».
Однако у Европарламента нет значительных прерогатив касательно внешней политики ЕС, тогда как другие органы ЕС, т.е. Совет и Комиссия, предопределяют политику Брюсселя относительно России, хотя и они не имеют права вето во внешней политике отдельных стран — членов Союза. Если дело дойдет до конфронтации, перед Европой встанет целый ряд судьбоносных вопросов: будут ли страны — члены ЕС, их налогоплательщики и компании готовы понести значительные финансовые убытки в связи с введением экономических мер против России, пытающейся поставить Украину на колени? Настроены ли — не только ЕС как политический институт, но и правительства государств — членов Евросоюза — бросить вызов, например, европейской корпоративной преференции гладких деловых отношений с богатыми российскими энергетическими компаниями ради объединения Европы? Или же заинтересованность европейских бизнес-лоббистов в тесных отношениях с крупными госкорпорациями России будет столь подавляющей, что страны — члены ЕС выставят Украину на мороз? Полностью ли отдают себе отчет лица, принимающие решения не только в Брюсселе, но и в Берлине, Париже, Риме и Лондоне, в последствиях, которые будет иметь постепенное разорение территориально самой большой страны Европы в результате российско-украинской торговой войны?
Забытый Будапештский меморандум 1994 года
Тогда как США не имеет ни прямого отношения к этому конфликту, ни таких же тесных экономических связей с Россией, как ЕС, Америка также несет свою долю ответственности за российско-украинский конфликт. В 1994 г. США были главной силой, стоящей за согласием Киева избавиться от своего ядерного оружия. На тот момент Украина была третьей по величине атомной державой с арсеналом ядерного вооружения бЧльшим, чем у Великобритании, Франции и Китая вместе взятых. Тогдашний президент Л.Кучма первоначально хотел сохранить часть этого оружия для Украины, очевидно, чтобы иметь возможность сдерживать, в первую очередь, российский ревизионизм.
В так называемом Будапештском меморандуме 1994 г. США, Россия и Великобритания предоставили Украине гарантии национальной безопасности в результате саморазоружения Киева. Три страны-подписанта также гарантировали в этом Меморандуме, что они будут «воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода».
Украина выполнила условия соглашения — вывезла ядерные боеголовки со своей территории к 1996 г. и на сегодняшний день не имеет оружия массового уничтожения. Однако Россия с тех пор неоднократно нарушала экономическое положение Меморандума 1994 г. своими различными санкциями против Украины — особенно откровенно во время пятидневного де-факто торгового эмбарго на весь украинский импорт в августе 2013 г. Сейчас Россия угрожает всесторонними экономическими санкциями, если Украина подпишет уже парафированное Соглашение об ассоциации с ЕС. Придут ли сегодня США, когда-то подтолкнувшие Украину отказаться от ее ядерного оружия, на помощь Украине в ее возможной крупномасштабной конфронтации с Россией?
Необходимость скорого предупредительного сигнала
Сегодня трудно сказать, какие именно меры предпримет Москва, если Киев и Брюссель действительно подпишут Соглашение об ассоциации в этом или следующем году. Скорее всего, российское руководство еще само не уверено, насколько в состоянии и как далеко оно готово пойти в этом случае. Однако все более разгоряченная словесная перепалка с Украиной постепенно сужает диапазон возможных политических опций для Кремля. Если российские СМИ будут продолжать ежедневно обвинять украинское руководство в предательстве, неблагодарности и двуличности, Кремль может попасть в ловушку все более трудно управляемой самоэскалации конфликта, который впоследствии окажется слишком дорогостоящим для самой же Москвы.
На данный момент антиукраинская кампания в российских СМИ продолжается, тем самым повышая вероятность того, что конфронтация между Киевом и Москвой выйдет из-под контроля. Запад должен максимально быстро и четко обозначить российскому руководству весь спектр возможных экономических, финансовых, политических и дипломатических последствий, которые будет иметь для Москвы российское удушение украинской экономики. Такой заблаговременный сигнал должен помочь Москве составить ясную картину рисков, с которыми она столкнется в случае эскалации конфликта с Киевом, и принять новую действительность, в которой Украина постепенно интегрируется в Европу.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #4 написал: Беглец (14 ноября 2013 22:29) Статус: |
Да ну? Когда это они выбирали проигравшую сторону? Может за Мазепой Украина пошла? Может быть за Гитлером? Не путайте галичину с большой Украиной и не обощайте... Большой привет, Боярин.
» #3 написал: laperuza (14 ноября 2013 16:58) Статус: |
Если, по мнению отвечающего, в Европе возможно вскоре возобладают дезинтеграционные процессы, какого рожна туда стремиться... бобла все-равно не дадут, а геморрой нажить можно
А это у хохлов генетически: искать гемморой на собственные зады. Вспомни: всегда в истории проигравшую сторону выбирали.
» #1 написал: Ostbfc (14 ноября 2013 14:46) Статус: |
Если, по мнению отвечающего, в Европе возможно вскоре возобладают дезинтеграционные процессы, какого рожна туда стремиться... бобла все-равно не дадут, а геморрой нажить можно
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 77
комментариев 290
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 345
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 249
Рейтинг поста:
А это у хохлов генетически: искать гемморой на собственные зады.
Вспомни: всегда в истории проигравшую сторону выбирали.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 372
Рейтинг поста: