Перевод в практическую плоскость вопроса о создании в будущем Евразийского Союза намечает очертания крупнейшего геополитического и культурно-исторического проекта. При этом очевидно, что новый Союз нельзя создавать половинчатыми мерами – лишь как объединение сугубо экономического характера. Основные вызовы данному проекту исходят как минимум с трёх сторон – это внутренняя готовность российской элиты быть лидером данного проекта, это ценностно-идеологическое наполнение модели будущего Союза и это борьба с внешним противодействием.
* * *
Чтобы быть лидером проекта создания Евразийского Союза, России предстоит, прежде всего, определить для себя такие цели и смыслы своего существования в постсоветскую эпоху, которые целиком исходили бы из её собственных национальных интересов. В этом смысле России, её народу необходима национальная консолидация вокруг базовых мировоззренческих ценностей. Отсутствие согласия в обществе и среди элит по базовым концептуальным вопросам в отношении смысла существования и предназначения постсоветской России в мире сделает лидерство РФ в созидании Евразийского Союза проблематичным, если не невозможным.
От России ждут предложения новой модели общественно-политического устройства и экономического развития с опорой на ценности нелиберального свойства. Подобная модель, чтобы быть эффективной и конкурентоспособной, должна не только трезво учитывать стоящие перед Россией вызовы, но обращать в преимущество её традиционное культурно-историческое богатство. Запрос на такую модель в геополитическом пространстве бывшего СССР вполне сформировался. Большинство стран СНГ стихийно отошло от разрушительных либеральных ценностей и ищет собственные модели общественно-политического устройства и экономического роста. Если новый проект поможет нейтрализовать препятствия, чинимые на данном пути Западом, и Россия чётко заявит об этом как об одной из целей постсоветской реинтеграции, заработает мощный стимул к объединению.
Вкратце говоря, России необходимо сделать по-своему то, что в новое время сделал Запад: формализовать, институционализировать собственные культурно-исторические традиции, опыт взаимодействия государства и общества, принципы народовластия, развить их с поправкой на современную эпоху, избегая негативных крайностей.
Российской политико-деловой элите предстоит твёрдо усвоить, что российская государственность является ценностью сама по себе, а не в сочетании с западными стандартами политической власти. Только это и сделает современную Россию привлекательным лидером в реализации проекта Евразийского Союза.
Для осуществления евразийского лидерства новые смыслы и ценности постсоветской России должны выходить за пределы собственно российского государства и претендовать на универсальное значение. Собственно, эти новые смыслы и обусловленные ими внешнеполитические цели только и могут стать достаточной мотивацией для мощного экономического рывка самой России. В принципе, лишь отсутствие должной политической воли, которая и рождается как раз такими ценностными мотивациями и которая ставит цели перед экономической политикой, может помешать экономическому процветанию России. Только ценностная (идеологическая) мотивация действий всех граждан России, каждого на своём профессиональном или общественном поприще способна создать внутреннюю атмосферу систематического воспроизводства новаций в экономике, технологиях, культуре, науке и пр.
* * *
Переход от экономического сотрудничества как предмета объединения стран Таможенного союза (ТС) к более тесному и всестороннему взаимодействию ставит вопрос о системе ценностей, на основе которых постсоветские страны приглашаются к объединению. Здесь должно быть устранено явное противоречие во внешней политике между курсом на «экономизацию» двусторонних отношений в СНГ и призывами помнить общее культурно-историческое прошлое, общие корни и т.д. Ярким примером является здесь Украина, за которую ведётся борьба между Европейским союзом и Таможенным союзом. «Экономизация» и «прагматизация» отношений РФ – Украина, что подаётся как достижение, на деле исключает обращение к колоссальному общему массиву культурно-исторического опыта великороссов и малороссов. Для украинской космополитической элиты курс на «экономизацию» очень удобен, ибо позволяет снять неприятные для неё вопросы о «странностях» гуманитарной политики (что при Ющенко, что при Януковиче), как то: о неурегулированном статусе русского языка, о невменяемости украинского исторического образования, о внешнеполитической ориентации, о периодических вылазках неонацистов и пр. Та же ситуация наблюдается в гуманитарной политике иных членов ТС и возможных кандидатов.
Данные частные проявления выводят на одну общую проблему в сфере идеологии будущего Евразийского Союза: его целью должно стать не просто восстановление единого экономического пространства, а именно установление новых смыслов существования бывших республик СССР в качественно ином объединении. Только такая общая идеология может побудить политические элиты стран СНГ отойти от этнического национализма и этнократических тенденций в политике. Размытый этно-националистический фон уже сейчас закладывает мину замедленного действия не только под будущий Евразийский Союз, но и под безопасность целого ряда постсоветских государств.
Пока РФ и иные участники ТС будут видеть своё предназначение в более качественной и быстрой подготовке себя к членству в Евросоюзе с его «демократическими» и «либеральными» ценностями или в роли «моста между Европой и Азией», аргументы в пользу сближения с РФ и с Евразийским Союзом в целом будут неубедительны изначально (как, например, сейчас для политического руководства Украины). Если РФ или Казахстан строят у себя «демократию», «рынок», вводят «политическую конкуренцию» и этим их государственное задание ограничено, то, естественно, наиболее оптимальный путь привить эти западные ценности – сближение с Евросоюзом и с Соединёнными Штатами.
Однако такой подход, страдающий отсутствием самодостаточности, лишает будущее евразийское объединение самостоятельной ценности и может привлечь лишь те страны, которым «просто некуда деться», а не те, которые ищут позитивную альтернативу своему ущербному после развала СССР национально-государственному строительству (как украинская, молдавская, грузинская, отчасти армянская и белорусская евроромантические элиты) или стагнирующему Евросоюзу. И, разумеется, в ситуации отсутствия ценностных (идеологических) мотивов объединения аргументы в пользу выгодности постсоветской реинтеграции часто воспринимаются постсоветскими элитами как эгоистическое стремление российских политико-деловых кругов «захватить» ресурсы стран СНГ. Соответственно, это усиливает тягу элит одних постсоветских государств к Западу, других – к Китаю.
* * *
Реализация Россией геополитического лидерства на основе новых ценностных принципов неизбежно столкнётся с вызовами со стороны Китая и США, поскольку одновременно затрагивает интересы этих двух крупнейших субъектов мировой политики.
Китай является конкурентом России в деле объединения её бывших среднеазиатских территорий, предлагая (причём не только Средней Азии, но и остальному миру) достаточно эффективную модель не только экономического развития, но и политической власти, основанную на иных, нежели либеральные, ценностях. Подобных незападных, но эффективных общественно-политических моделей развития в мире немного, и Китай пока предлагает самую эффективную из них. России следует поспешить перехватить инициативу в этой области, пока Китай не конвертировал свой экономический рост в доминирование на огромных территориях Евразии.
Это вполне возможно, ибо, по существу, своим мощным социально-экономическим рывком Китай обязан внедрению модели советского НЭПа 20-х гг. ХХ века, приспособленной к китайской специфике. Фундаментальные принципы НЭПа, ещё раз (уже в Китае) доказавшие свою эффективность, состоят в сочетании политической монополии (или доминирования) одной партии с экономической конкуренцией и многообразием форм собственности; сохранении командных высот в экономике (стратегические отрасли промышленности, инфраструктура) в руках государства при частном мелком и среднем предпринимательстве; активном рыночном воздействии государства на частный сектор, строгом государственно-партийном контроле над управлением госсобственностью, ограничении рыночных принципов исключительно экономической областью.
Успешная реализация модернизированной версии этой модели современной Россией, восстановление, так сказать, российского авторства «новой экономической политики» – необходимое слагаемое идейного лидерства России в мире вообще и в Евразийском Союзе в частности.
Если Китай для РФ может пока выступать источником лишь потенциальных вызовов, то США представляют для России актуальную угрозу. Россия и двадцать лет спустя после развала СССР является единственной страной, которая не только сопоставима с Соединёнными Штатами по стратегическому потенциалу, но и сохранила способность производить те самые новые ценности, новые мировоззренческие и политико-идеологические смыслы, которые только и обеспечивают мировое лидерство (и монополию на производство которых США стремятся оставить за собой). Сохранение российского государства в нынешних границах, с огромными территориями на двух континентах, настоятельно требует от российской политической элиты глобального мышления, а по мере дальнейшего экономического усиления РФ – и полноценного участия в глобальной конкуренции.
Такое российское государство – со вторым в мире по величине ядерным потенциалом и восстановленной способностью элиты к производству ценностных и смысловых инноваций в образе жизни, идеологии, культуре, политике, экономике – для носителей американской идеологии неприемлемо. Поэтому и сейчас, после развала СССР и экономического усиления Китая, именно Россия, а не Китай является для США главным объектом операций информационной войны и «сдерживания», в том числе возводимым вокруг границ РФ частоколом противоракетной обороны. Не исключено, что «китайская карта», как и в 70-х годах ХХ века, снова будет разыграна Соединёнными Штатами для ослабления России. Есть также опасность, что Китай может согласиться на такой розыгрыш в обмен на «американскую карту» против России.
* * *
Как показывает опыт двадцати лет существования постсоветских государств, лишь восстановление в Евразии, в «материковой сердцевине мира», многовекового статус-кво в виде структурируемого Россией геополитического пространства может обеспечить народам бывшего СССР – в условиях ужесточаемой конкуренции со стороны иных центров силы – сохранение их культурно-исторического своеобразия и перспектив полноценного экономического развития…
Источник: webkamerton.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 9
Рейтинг поста:
Вексельберги от Ивановых отличаются не только экономически
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
- О каком таком народе идет речь?
- О каких таких базовых ценностях идет речь?
Народ поделен на БУРЖУАЗИЮ (которую тут называют элитой) и всех остальных, которых эта самая буржуазия за народ не считает.
Так что базовые ценности, извините, разные. У Вексельбергов - вексельберговы, а у Иванова - ивановые.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 9
Рейтинг поста:
Я хочу узнать убедительное обоснование,почему персонаж,который убил первого русского в 16 лет получил звание героя и академика.Как это логично демонстрирут тот факт,что нынешнеяя РФ является государством русского народа.Гугля про это не объясняет.Только факты сообщает.А мне,вот,непонятно,каково при этом факте реальное положение русских в России.А в свете политических амбиций власти не пассматривают ли русских в очередной раз ,как расходный материал.
Кстати.В античности за убийство раба не карали.Но и героями академиками не назначали.Так что.в свете этого факта,мы явно не полностью осмысливаем реальность власти в РФ.А ,несмотря на всякую патриотическую и православную риторику,есть о чем задумываться.Понятно.что народу втирают в таких статьях великодержавеые надежды.Но насколько они обоснованы,если за убийство бОльшей части народа награждают
В царской России была такая Салтычиха.Так её,однако,хоть и с опозданием,но наказала власть.А сейчас русского смерда гордый горец может безнаказанно того.Боксер убил - уже свободен.И таких случаев море.Испытываете ли Вы паритотические чувства к такому государству?
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Хотите узнать Где Что храниться и Почему - стукайтесь в Гуглю.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1538
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 9
Рейтинг поста:
Кроме того,на кой русскому народу это геополитическое химеротворчество,если при 85% русских нет русской политики,а есть россиянская,когда кавказские баскаки помогают щемить население России.Во имя кого? Во имя чьей власти? А так понятно,мечты о геополитическом доминировании власть РФ будет одолевать.
Хотя сверхзадача - обустроить нормальную жизнь на тех территориях,которые сейчас под РФ.Хоть дороги нормальные и сортиры в больницах.Вместо дорогущей показухи в Сочи.В Киеве уже построили нафиг ненужный терминал аэропорта ради показухи пивососущим и ссущим по скверам евроболельщикам.Теперь он никак не загружен.В Сочи вбито на порядок больше.А зачем?
медвед говорит - готовьтесь к безработице.При этом лозунг необходимости завоза трудовых мигрантов не отменен.Это раздвоение сознания власти или осознанная политика? Если политика - нафиг такая власть.Если раздвоение сознания - то все геополитические мечтания,это мечтания болезненного сознания.
ЗЫ Мысли свои.На госдеп не работаю.Если у редакции эти мысли вызывают когнитивный диссонанс,то виноват не я с госдепом,а назойливая реальность современной РФ
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 431
Рейтинг поста:
цели и смыслы своего существования России нужны не для того, чтобы стать лидером, а для исправления качества жизни своего народа. Россия - это не т.н. "элиты", вырывающие друг у дружки возможность "порулить", поделить и разграбить. Россия - это прежде всего её НАРОД! ... и только так, ибо всё остальное вторично. В т.ч. всякое лидерство.
Если самому НАРОДУ предложить выбор:
а). примкнуть в роли ВЕДОМОГО к некому ужё существующему и реально процветающему блоку, в котором нынешние проблемы в какой-то приемлемой степени нашли своё решение или
б). стать ЛИДЕРОМ нового мега-супер-пурперского блока с туманными перспективами и высокой вероятностью (для народа) продолжения танцев на граблях..,
то, ИМХО, ответ простых людей будет, скорее всего, в пользу первого варианта.
Равно как и ответ власть имущих, будет противоположным, ибо стремление к некому лидерству, показывает только эгоистические мотивы тех лиц, которые хотят это лидерство захватить.
а кто ждёт? ... и почему априори для России ставятся ограничения на её выбор? Типа того, как сказал Форд - "...мне всё равно какого цвета будут автомобили, при условии, что они будут чёрными"??
В самом либерализме ничего плохого нет - вся "плохость" проистекает от его БЕСКОНТРОЛЬНОСТИ. Либерализм - это только некая "среда" для стимулирования активности людей. И беда для всего общества заключается не в активности этих людей, а в ЧРЕЗМЕРНОЙ пассивности всех остальных, бесконтрольно отдающих ВСЕ свои права и обязанности по налаживанию жизни в руки этой активной части.
Это прекрасно было продемонстрировано в нашей стране и в период власти большевиков и затем в период разгула западно-либеральной "демократии". В обоих случаях отстранение (пусть и силовое) народа от самоуправления привело к известным плачевным последствиям для самого народа.
Да, новая цивилизационная модель крайне нужна, но она должна быть более гармонично сбалансированной по сравнению с другими, ныне известными и на практике доказавшими опасность своего применения "лошадиными дозами", моделей. Необходимо разрешение (на фоне приоритета государства) ограниченного существования зон либеральной экономики, в которых бизнес-активная часть населения смогла бы удовлетворять свои амбиции не угрожая целостности всей страны и уровню жизни остального народа.
почти так ... за исключением главного - нужно не по пути Запада идти, а поднимать жизнь СВОЕГО НАРОДА. Ибо именно это есть цель, а всякие там "формализовать", "институционализировать", "развить" и прочие - это только ИНСТРУМЕНТЫ для достижения выбранной ЦЕЛИ. У Запада в своё время была своя КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ цель - они её и достигали. А пытаясь сегодня копировать Запад, мы легко можем попасть в ловушку подмены цели.
Действительно очень умные, активные и предприимчивые люди, которых сегодня модно подобострастно называть "элитой" - это не ведомое "стадо", с готовностью принимающие и усваивающее чужие лозунги. Они всегда САМИ решают, что должно быть и как. Их ценности априори направлены не на интересы государства или народа, а ТОЛЬКО на их собственные! И в противном случае они не находились бы там, где сейчас сидят... Ожидать от них "одумывания" и "усвоения" равносильно ожиданию от волка вегетарианской диеты. И это нормально, ибо таковы объективные законы эволюции жизни.
а вот это безусловно верно! В основе новой цивилизационной модели должны лежать не национальные, а именно общечеловеческие ценности, одинаковые и для русского и для китайца и для американца и хоть для кого... Разумеется я говорю о массовой и здоровой части общества и не касаюсь всяких экстремистов-маргиналов с полностью зашоренными мозгами и горящими фанатизмом глазами.
А вот национальные особенности должны учитываться в обязательном порядке строго в рамках "для каждого конкретного народа", каждой культуры без насильного НАВЯЗЫВАНИЯ ими этих "единственно-истинно-правильных" представлений всему остальному миру.
тут, пожалуй, надо пояснить ...
внешне - на первый взгляд правильный тезис, но ... "систематическое воспроизводство" будет создавать не "ценностная (идеологическая) мотивация" сама себе, а только СООТВЕТСТВИЕ декларируемых ценностей внутренним (РЕАЛЬНЫМ - т.е. согласованным со своей совестью) убеждениями каждого человека. Например, вспоминаем очень "правильные" лозунги ЦК КПСС (хоть к первомаю, хоть к съезду...) и что??? сильно они находили отклик в сердцах людей на закате СССР? ... а на рассвете и в полдень? - вот в этом и дело! Развитие общества как ЖИВОГО ОРГАНИЗМА всегда сопровождается развитием его целей (как и у каждого человека, кстати). Но максимальную активность человек проявляет ТОЛЬКО при условии соответствия его внутренних и ожидаемых от него обществом ценностей.
Главная проблема всех нынешних (и ранних) "измов" заключается в абсолютизации тех или иных ценностей, проистекающей от взгляда на человека/общество/народ - как на некий стационарный (=неживой) объект.
я уже писал выше, но считаю необходимым повторить, что т.н. "элиты" конструкционно - т.е. ГЕНЕТИЧЕСКИ заточены именно под существующую систему ценностей. Любые изменения будут возможны ТОЛЬКО после изменения уровня сознания конкретных людей (а это, хотя и возможный индивидуально, но в массе довольно редкий процесс).
ИМХО, ситуация сложнее ...
на мой взгляд, новая цивилизационная модель СЕГОДНЯ может быть построено как надгосударственное, наднациональное мета-образование ... некое "государство-2.0". Поясню...
в каждом обществе есть люди с разным мировоззрением и разными ценностями (это нормально, ибо отражает просто их разный индивидуальный уровень развития - как у любой клетки социального живого организма). Следовательно в каждом обществе есть и либералы и социалисты и коммунисты и экстремисты. Объединить их всех сможет только государство, концептуально ориентированное на гармоничное вмещение в себя и сбалансированное управление всем этим "зоопарком", т.е. соборное государство. Однако, существующие государства пока не вышли на этот уровень развития.
Но "пока" не означает "никогда"... и "даже самый длинный путь начинается с первого шага".
Внедрение новой цивилизационной модели (имеющей требуемое свойство), ИМХО, может быть НАЧАТО с объединения подобных друг другу (по мировоззрениям) частей разных обществ. Но существование таких "специализированных" групп населения - неустойчиво, ибо для обеспечения жизнедеятельности требует присутствия всего спектра функций (от физической защиты и торговли до науки, культуры и религии). А это значит - потребует объединения всех слоёв общества.
В итоге всего процесса мы получаем ... переход к новой цивилизационной модели.
"эффективность" китайской модели весьма относительна и очень специфична для конкретных китайских условий экономики и ... их менталитета. Да и не эффективность будет являться целевым критерием в новой цивилизации ... а ЧЕЛОВЕК - его жизнь и развитие! Поэтому не надо играть "в обгонялки" ни с кем, а надо сформулировать правильно СВОЮ цель и следовать ей.
да не США .../Израиль/Англия/Китай/Антарктида/инопланетяне/... представляют угрозу для России! И наши собственные НАЦИОНАЛЬНЫЕ буржуины готовы разорвать её "за милую душу" (чем они, кстати, и пытаются сейчас заниматься). А в самой Америке есть очень много нормальных трудяг, которые хотят ровно того, чего и подобные люди в других странах - спокойно и счастливо жить в своей семье и заниматься любимым делом.
Неуёмная же борьба за... ВСЁ ВОКРУГ, с назначением других своими врагами, свойственна только одурманенным от безконтрольности отдельным власть имущим личностям. Вот они и представляют РЕАЛЬНУЮ УГРОЗУ и не только для России, но и для любой другой страны, в т.ч. для США!
ну вот пока, "в кратце" , как-то так...
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1189
Рейтинг поста:
--------------------