И в действительности, ООН и члены Совета Безопасности решительно осуждают и признают, что терроризм во всех его формах и проявлениях составляет одну и самых серьезных угроз международному миру и безопасности, и что любые теракты преступны и неоправданны, независимо от их мотивации и от того когда, где и кем они были совершены.
Однако некоторые факты могут указывать на то, что агентство ООН по делам беженцев, одна из авторитетных международных организаций – Управление Верховного комиссара по делам беженцев ООН, проводит весьма сомнительную политику, идущую в разрез с общепринятыми правовыми и этическими нормами. Иными словами, УВКБ ООН может действовать в угоду интересам отдельных стран, которые с одной стороны ведут военные действия против терроризма в одном регионе, в то время как в другом регионе мира оказывают ему поддержку, в том числе и через организации ООН.
Согласно информации независимых источников, УВКБ ООН в Бишкеке и Алматы практикует выдачу документов беженца, лицам, имеющим причастность к экстремистским и террористическим организациям, которые находятся в международном розыске за совершенные преступления. Безусловно, защита жертв диктатуры, дискриминации и преследований одно из важных достижений мирового демократического развития, при этом не следует забывать, что многие «беженцы» оказываются причастными к террористическим актам, убийствам и похищениям людей, которых нередко также защищает гражданское общество в лице правозащитников. Несомненно, это прекрасно осознается многими чиновниками, политиками, экспертами, журналистами, в том числе и руководителями и сорудниками УВКБ ООН.
Несмотря на подчеркнуто глобальный характер и многонациональный кадровый состав, в основе деятельности УВКБ ООН лежат две вещи: современный западный образ мышления – с одной стороны, основанный на приоритете прав личности и необходимости ее защиты, и с другой стороны – навязанный культурными стереотипами постоянный поиск и определение «сил зла» и «сил добра». Все это подогнано в рамки новомодного термина «политкорректность», которая так жестко насаждается в самих же странах Запада, и от которого они сами нередко страдают.
В итоге мы имеем странную идеологическую смесь, которая доминирует везде и повсюду, проявляясь в защите прав «беженцев» – от угнетений властей неудобных или неугодных государств.
В офисе основного управления действует негласная установка – в первоочередном порядке «обслуживать» граждан Узбекистана и Китая. Все это происходит, несмотря на многочисленные факты, свидетельствующие о том, что потенциальные беженцы у себя на Родине считаются террористами или экстремистами и их ищут полицейские Интерпола. УВКБ ООН спасая их от уголовного преследования и обеспечивая новыми документами, так называемых беженцев, пытается переселить в Западную Европу либо США.
В качестве примера можно привести следующий факт. 8 июля 2010 года, в Осло, норвежская полиция арестовала трех членов террористической организации «Аль-Каида» по подозрению в подготовке серии крупномасштабных терактов на территории Норвегии и ряда европейских государств. Согласно заявлению Генерального прокурора Норвегии эта группа экстремистов была причастна к взрывам в Лондоне и подготовке терактов в Германии. По мнению экспертов, существует связь «норвежской группы» с попыткой совершения теракта в США в сентябре 2009 года. Двое из трех террористов – мандатные беженцы ООН (Один гражданин Узбекистана, другой – этнический уйгур из Китая), получившие статус беженца в УВКБ ООН в Казахстане.
Среди граждан КНР и Узбекистана, получивших мандат беженца ООН, есть лица, которые не соответствуют требованиям Женевской конфеции 1951 года и Устава УВКБ ООН. Офис УВКБ ООН в Бишкеке смотрит на это «сквозь пальцы». Кроме того УВКБ ООН в своей работе нарушает и порядок предоставления особого международного статуса иностранцам.
Граждане всех стран, кроме Китая и Узбекистана, сначала обращаются в Министерство миграции Кыргызстана для получения статуса беженца. Получив отказ, заявители проходят процедуру обжалования отказа властей Кыргызстана в судебных инстанциях различного уровня. И лишь после этого, УВКБ ООН принимает их дела на процедуру определения статуса беженца. Между тем, граждане Узбекистана и Китая не проходят процедуру определения статуса беженца в миграционных властях Кыргызстана – УВКБ ООН принимает на рассмотрение их заявления непосредственно и без промедления. Такая политика противоречит не только законодательствам стран Центральной Азии, но и международным нормам, в том числе Женевской конвенции и Уставу самой организации. Однако, в системе предоставления убежища в Кыргызстане такая практика считается «нормой».
Руководители офисов УВКБ ООН в Бишкеке и Алматы несмотря на факты раскрытия их незаконной, можно даже сказать преступной деятельности, продолжают работать по той же схеме. Так в 2010 году после того как в Норвегии задержали членов «Аль-Каиды», власти Казахстана проверили дела 30 узбекских «беженцев» на предмет законности статуса мандатного беженца, присвоенного им УВКБ ООН. В итоге было выявлено, что 29 мандатов беженца были присвоены незаконно, с нарушением норм, установленных Женевской конвенцией 1951 года и Уставно УВКБ ООН. Органы Казахстана получили неоспоримы доказательства факта принадлежности вышеупомянутых узбекских «мандатных беженцев» к террористической организации «Союз Исламского джихада» (СИД) известной также как «Группа исламского джихада». Офис УВКБ ООН в Алматы, после продолжительных бюрократических процедур, все же признал свое решение ошибочным и отозвал мандат у этих граждан Узбекистана. Нередко, в отношении лиц, имеющих причастность к террористическим организациям либо совершившим особо тяжкие преступления, правоохранительные органы не могут принять соответствующие меры, ввиду наличия у них статуса беженца ООН. Ярким примером подобной деятельности Бишкекского офиса УВКБ ООН является ситуация вокруг гражданина Узбекистана Сулайманова Х., 1957 г.р., ур. Ферганской области, узбека по национальности, которого правоохранительные органы КР задержали за причастность к террористическим организациям, использование поддельного кыргызского паспорта, незаконного пересечения государственной границы. Однако дело в отношении члена террористической организации не удалось довести до конца, ввиду того что сотрудники УВКБ ООН сразу после ареста террориста, за коротки срок, не изучив обстоятельств оформили находящемуся в СИЗО Сулайманову Х. мандат беженца и взяли его под свою защиту.
Подобная деятельность УВКБ ООН, ущерб от которой еще предстоит оценить, нередко дает свои результаты не сразу, а определенное время спустя. Как известно, 15 апреля 2013 года в г. Бостон (США) прогремели взрывы, в результате которых погибли три человека, получили ранения различной степени тяжести более 10 человек. Как стало известно, обвиненные в совершении теракта братья Царнаевы, в свое время получили статус беженца УВКБ ООН и переселись в США по программе переселения беженцев.
В качестве других доказательств деятельности УВКБ ООН можно привести статьи, опубликованные в 2011 году в ряде интернет-сайтов – Элеаноры Фишмана под названием «терроризм под эгидой ООН» и казахского журналиста Алишера Деркенбаева «Благими намерениями УВКБ ООН покровительствует терроризму». В своих статьях авторы предают огласке имена людей , получивших статус беженца с помощью бишкекского и алматинского офисов управления Верховного комиссара. Все они находятся в международном розыске.
Развитие страны финансируют деятельность УВКБ ООН в полной уверенности в том, что указанные денежные средства идут на оказание помощи беженцам и лицам, ищущим убежище, в полном соответствии с Уставом УВКБ ООН, а не на поддержку различных террористических организаций. При этом необходимо отметить, что только в 2009 году бюджет организации вырос и составил 2 млрд. долларов США.
Однако, УВКБ ООН продолжает вести свою большую и опасную игру. Пока за последствия такой политики отвечают безвинные люди – жертвы террористических актов.
Адылжон Батыров, к.и.н., независимый эксперт, специально для «Prudent Solutions» Источник: analitika.org.
Рейтинг публикации:
|