Бюджет-2013: или бунт, или часть сценария
Появившаяся сегодня информация о процессе подготовки бюджета РФ поставила в тупик даже бывалых политологов. Несмотря на недавнюю выволочку В.Путина Правительству за неисполнение его указов, Д.Медведев не стал вносить изменения в проект бюджета. Иными словами, грубо проигнорировал недавнюю критику президента и решил продавить свою версию бюджета. Что это – переход противостояния во власти в открытую фазу или часть хитроумного политического плана?
Бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы сверстан и до 1 октября будет направлен в Госдуму. В проекте, который предложен на рассмотрение парламенту, следует отметить следующие пункты:
— 2,5 триллиона рублей направятся в сферу здравоохранения. При этом около 40 миллиардов рублей получат регионы для оплаты льготных лекарств и на другие не менее важные цели, как, например, высокотехнологичная медицина;
— Свыше 627 миллиардов рублей на образование, при этом на строку «образование и наука» в 2013-2015 годах дополнительно направится почти 133 миллиарда рублей. На развитие ведущих университетов в 2013 году будет выделено 8 миллиардов рублей. Объёмы же финансирования государственных научных фондов, исследований, разработок ведущих университетов будут ежегодно расти: на 2,5 миллиарда в 2013 году, на 4 миллиарда — в 2014 году, на 6 миллиардов — в 2015 году;
— Около 100 миллиардов рублей, по словам премьера, будет ежегодно отходить в отрасль культуры. В следующем году в эту сферу из консолидированного бюджета направятся более 380 миллиардов рублей, в том числе на развитие культурных центров в малых российских городах.
— 500 миллиардов рублей предусмотрены для поддержки аграрного комплекса в рамках специальной госпрограммы, которая рассчитана до 2020 года. Премьер отметил, что повышение уровня жизни на селе стало одним из важных направлений бюджетной политики.
— 400 миллиардов рублей зарезервировано на дотации регионам.
...Как об стенку горох
Всего чуть более недели назад В.Путин достаточно жестко раскритиковал правительство за невыполнение его указов. В частности речь шла о том, что отдельные министры не предусмотрели в проекте нового бюджета обещанные Путиным средства на социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока, повышению зарплат преподавателям, не дали предложений по пенсионной реформе. Мы отметили что, несмотря на то, что замечания были сделаны министрам, фактически они были адресованы Д.Медведеву, как главе правительства.
В этом свете вчерашняя встреча Путина и Медведева выглядела как логичное завершение конфликта начальника и подчиненного. Премьер-министр ответственно заявил, что в новом проекте учтены все пожелания президента, на что Путин выразил удовлетворение:
«Мы должны иметь в виду все риски, которые накладываются на нашу экономику, состояние мировой, европейской экономики, но делать все для того, чтобы выполнять социальные обязательства перед гражданами. И судя по проекту бюджета, он выстроен именно таким образом», - подвел итог В.Путин.
Каково же было удивление экспертов, когда они обнаружили, что итоговый вариант бюджета в правительстве ничем не отличается от того, который раскритиковал В.Путин. По информации газеты «Коммерсантъ», никаких изменений в пенсионной сфере, финансировании дорог, расходах на Дальний Восток в нем так и не появилось. Причем рассчитывать на то, что эти изменения все же появятся, не приходится, так как Медведев вчера заявил Путину о том, что это окончательная версия бюджета и через пару дней ее внесут на рассмотрение в Думу.
Версия 1. Фаза открытого противостояния
Демонстративно проигнорировав требования президента, Медведев фактически вбил последний гвоздь в крышку гроба конструкции типа «тандем». Более того - демонстративность жеста указывает на то, что стоящие за премьером либеральные элиты далее не желают поддерживать даже видимость лояльности президенту. Это укладывается в логику обостряющегося на наших глазах противостояния либерального и силового блока во власти. Кстати, сегодня Правительство предоставило на подпись Медведеву предложение об изъятии у «Роснефтегаза» почти трети аккумулированных им средств, то есть премьерская команда, невзирая на противостояние Сечина, действует методично и настойчиво.
В этом случае не совсем понятно, как же Путин одобрил окончательный проект бюджета от правительства, если вчера же его нещадно критиковал? Тут варианта два – либо Владимир Владимирович не ознакомился с ним, то есть его попросту подставили, убедив, что все в порядке, либо Дмитрий Анатольевич нашел способ убедить его принять документ таким, какой он есть. На какие рычаги при этом удалось надавить премьеру остается только догадываться.
Такая версия означает, что противостояние элит во власти перешло в открытую фазу и ничего хорошего стране это не сулит. Возможно, этому поспособствовал провал осенних уличных протестов, который заставил либеральный блок перейти к другим методам борьбы за собственность.
Версия 2. Все идет по плану
Мы являемся свидетелями не углубления раскола власти, а, напротив, согласованной игры «тандема». После того, как правительство проигнорировало бюджетные поручения Путина, последнее слово остается за Госдумой, которая и будет принимать окончательную врсию документа. Возможно, именно парламентарии внесут все необходимые правки, продемонстрировав тем самым свою работоспособность и исправив свой весьма потрепанный в глазах общественности имидж. В таком случае становится понятно, почему Путин не стал настаивать на дальнейшей проработке бюджета правительством, предоставив это право парламенту.
Если версия верна, то мы наблюдаем новый акт политического спектакля, в котором недавняя выволочка Путина также была неотъемлемой частью драматургии. Это значит, что впереди нас ожидают и новые сцены расхождения во взглядах премьера и президента, причем первый будет и впредь действовать демонстративно, последовательно избавляясь от имиджа пустой фигуры.
odnako.org
Тандем забарахлил на бюджете
Пожалуй, за последнее время впервые столь серьезная напряженность возникла вокруг главного финансового документа страны на ближайшие годы. Причем, если раньше напряженность, главным образом, проявлялась в стенах российского Парламента, то сегодня она проявилась в стане высшего руководства страны: фактически между президентом и правительством Российской Федерации.
Напомним, что впервые за долгие годы федеральным министрам выговор был объявлен не председателем правительства страны, который по закону и является непосредственным начальником всей министерской братии, а лично президентом. Но если президент прилюдно выговаривает сразу трем министрам по поводу того, что они фактически провалили подготовку федерального бюджета по своим направлениям, то, получается, что такого рода критика касается и премьера российского правительства Дмитрия Медведева. Ведь если работа, как минимум, троих подчиненных второго властного лица в государстве, вызывает жесткую критику со стороны первого властного лица, то очевидно, что и второе лицо, хочет оно того или нет, попадает под эту критику. Получается, что впервые за все время совместной работы во властном тандеме Владимира Путина и Дмитрия Медведева проявился вполне ощутимый конфликт между этими политиками. Но, как бы кто ни думал, иначе и быть не может. Находясь на таком высоком политическом уровне крайне сложно играть роль того, что у высших руководителей нашего государства один взгляд на различные проблемы. Находясь на президентском кресле, Медведев часто не сдерживался и показывал, что взгляд у него с тогдашним премьером Путиным пусть и один на разные политические и экономические события, но угол зрения иногда серьезно меняется. Прошлогодняя отставка министра финансов Алексея Кудрина, которая, по крайней мере, внешне выглядела как отставка, инициированная Дмитрием Медведевым, нанесла тогдашнему правительству определенный репутационный удар, а если нанесла она удар правительству, то, по понятным причинам, и премьеру Путину тоже «кое-что досталось» в плане общественного анализа деятельности отдельно взятого министра. Сложно рассуждать о том, является ли сентябрьская выволочка трём министрам правительства от президента Путина своеобразной местью спустя год после «непозволительной» активности Дмитрия Медведева в плане контроля над правительственными действиями. Способен ли вообще Путин на такого рода месть?.. Вопрос, как говорится, интересный, но ответ на него лежит уже совсем в других плоскостях. Как бы там ни было, но на деле мы получаем то, что Путину приходится самому идти в наступление не только на своих противников, но даже и на своих очевидных соратников, чтобы сохранить за собой общественную поддержку. Президент понимает, что в этом плане без определенного рода жертв не обойтись. Почему? Да потому что Владимир Путин сам поставил перед собой весьма сложную задачу, которая, так или иначе, упирается в «жирность» федерального бюджета. Некоторые расходные части бюджета косвенно или напрямую были обозначены в предвыборных статьях кандидата Путина. Были обозначены первоочередные задачи для регионального развития: в частности, необходимость серьезных инвестиций в Дальневосточный регион. Были сделаны акценты на стимулирование роста заработной платы для представителей бюджетной сферы Российской Федерации; на реалистичные проекты реформирования пенсионной системы. Эти задачи стояли достаточно жестко, и еще более жесткими они стали 7 мая 2012 года, когда кандидат Путин превратился в президента Путина. Были изданы президентские указы, которые регламентируют приоритетные направления финансирования проектов в России, причем сроки были указаны – 1 октября сего года. Об этом президент Путин говорил и федеральным министрам на том самом памятном совещании. Но все обещания президента, данные им в первый день своего нового срока на президентском посту, прошли мимо цели, то есть мимо проекта федерального бюджета. Естественно, это вывело вполне уравновешенного Путина из себя. Выволочка министрам по поводу их работы над версткой бюджета на три ближайших года, может быть описана одной фразой: «Ребята, вы меня подставляете!» И ведь это весьма жаргонное словечко для работы как минимум трех министерств сейчас подходит как нельзя кстати. Минрегион, Минтруд и Минобрнауки, видимо, решили просто пойти по накатанной в России дорожке: «пообещать – пообещали, время пройдет – народ забудет». Но на сей раз вышла осечка. В сложившейся ситуации кто-то мог и забыть, но ведь кто-то так и ждет очередного прокола от власти. И как только этот прокол допускается, сразу начинается известное бурление в стиле «Власть – на мыло!» Но здесь президент решил сыграть на опережение. Он нанес легкую оплеуху трем министрам и, косвенно, премьеру; даже дал повод говорить о некоторых шероховатостях во взглядах в высших эшелонах власти, но зато сумел предупредить спускание президентских указов на тормозах. Этим шагом Путин дал понять, что если цели поставлены, то их нужно достигать, и он, по крайней мере, попытается сделать всё, чтобы они были достигнуты. Другое дело, что цена достижения этих целей может оказаться слишком высокой, но здесь уж, как говорится, назвался груздем… А об объемности цены достижения поставленных Путиным целей сегодня можно судить по тому, каким средствами приходится дополнять те самые статьи бюджета, по поводу которых недоработали федеральные министры. Сообщается, что расходы по обговоренным статьям нашлись вовсе не в резервах правительства, а в такой организации, как госхолдинг «Роснефтегаз». Это холдинг возглавляет Игорь Сечин. Что называется, теперь приходится «шарить по скрытым карманам»… И сегодня многих людей в России волнует даже не то, какими средствами правительство, поставленное в весьма жесткие рамки, сможет латать появляющиеся дыры, а то, сойдут ли наметившиеся противоречия между высшими госчиновниками к минимуму или приведут к достаточно явному политическому конфликту с весьма громкими отставками. Рассуждая об этом, можно сказать, что Путин, конечно, может продемонстрировать свою политическую силу, но это явно не пойдет на пользу для него самого. Ведь тогда президент нарушит свои же слова о том, что люди в правительстве подобраны профессиональные и им нужно просто дать время поработать. Очевидно, что полгода – большим временем для работы назвать сложно, а потому можно предположить, что никаких громких отставок, по крайней мере, в ближайшее время точно не будет. Ошибки и просчеты исправят, а Минфин будет, покусывая локти, искать варианты для финансирования всех обозначенных социальных проектов.
Автор Володин Алексей
Рейтинг публикации:
|