Чтобы развиваться, сохраняться в истории и идти вперед, нам нужна своя Утопия
Стране, как и человеку, нужны цели существования и цели деятельности. Чтобы создавать, человеку нужен образ того, что он хочет создать. Стране нужно то же самое. Нужен проект. Нужен смысл. Нужна – утопия...
Исторически получилось так, что слово «утопия» стало восприниматься как синоним в лучшем случае красивой сказки, но в первую очередь – как нечто нереализуемое, невозможное. Отчасти это пошло от этимологии слова («у-топос» – «место, которого не существует»), а отчасти – от привычной трактовки истории развития коммунистической идеи, в которой его утопический период, естественно, противопоставлялся научному.
Но и в этой традиции утопия не столько отрицалась, сколько рассматривалась как недостаточная: как указание цели и идеала без указания и описания путей его достижения и сил, способных повести к этому идеалу. Однако без представления идеала было бы бессмысленно искать и пути его достижения, и силы, способные к нему привести.
Т. е. для того, чтобы чего-то достичь и что-то создать в реальности, всегда все равно нужно представление о цели, причем такое, которое способно вдохновить человека на движение к нему. Как писал тот же Маркс, самый плохой инженер тем и отличается от самой хорошей пчелы, что прежде чем начать действовать, всегда создает в своем воображении образ того, что он хочет создать. Т. е. воображение (а утопия всегда и есть акт воображения) всегда в принципе первично по отношению к действию (во всяком случае – сознательному конструктивному действию).
Что же касается «у-топоса» и «Утопии» Мора, которая и родила это понятие, то «место, которого нет» вовсе не означает «места, которого быть не может». Оно означает «место, которого нет сейчас, но так могло бы быть когда-нибудь, если бы мы захотели».
Томас Мор вовсе не был вольным мечтателем: он был политиком, государственным деятелем и лорд-канцлером английского королевства. И как Макиавелли писал своего «Государя» не для вольно-философского упражнения, а в качестве наставления Цезарю Борджиа, так и Мор писал «Утопию» как некое наставление и ориентир для молодого Генриха VIII, недавно вступившего на английский престол.
Обыденно скептическое отношение к утопии как к чему-то заведомо неосуществимому есть лишь проявление неготовности признать, что мир несовершенен, и неверия в свою силу и способность что-то в мире изменить. Признание утопии неосуществимой есть признание себя бессильным.
С точки зрения теории политического действия в основе любого масштабного действия по переустройству мира лежит политический миф, понимаемый не как отвлеченная выдумка, а как «надежда, наполняющая смыслом коллективное действие, – социально-мобилизующий проект, обладающий мобилизационным воздействием».
Как писал еще в начале прошлого века Хуан Карлос Мариатеги: «Человек отказывается следовать истине, если не считает ее абсолютной и высшей… Ему следует предложить веру, миф, действие… Без мифа жизнь людей не может быть плодотворной… Толпа не может обходиться без мифа, без веры… Миф движет человеком в истории… Историю делают люди, захваченные и осененные высшей верой, сверхчеловеческой надеждой… современный человек нуждается в вере».
Собственно, все крупнейшие цивилизационные эпохи в истории человечества создавались именно на основании утопий. Начало современной европейской цивилизации положила раннехристианская утопия; Новое время во многом родилось из утопии протестантизма, его расцвет и торжество – из утопии века Просвещения; Новейшее время – из социалистической и коммунистической утопии. По словам Ф.Полака, «утопия всегда была мощным рычагом социального прогресса и помогала осуществить важнейшие исторические изменения».
Это вовсе не означает, что прогресс человечества основывался не на развитии производства и на развитии идеальных представлений. Это лишь означает, что любые материальные предпосылки нового устройства могли быть в полной мере развиты, лишь будучи осознанными людьми, и осознанными не только в сухой рациональной форме научного познания, но и в активно мотивирующей форме мифа и утопии, т. е. того, что могло увлечь людей на действие.
По сути, что включает в себя политическое действие, кроме интерпретации действительности и воздействия на нее? Создание новых форм политической жизни. И это невозможно без создания этих новых форм в той или иной степени именно на уровне утопии, точнее, в ее двух измерениях, одно из которых – радикальная критика действительности, а второе – предложения по ее преобразованию.
И что в этом отношении значит создать утопию? Первое – не признавать, что мы живем в лучшем из миров; и второе – принять вызов, согласившись на построение нового мира.
Интересна в этом отношении позиция такого, как может показаться, строгого рационалиста, как Макс Вебер: «Верно, что успешная политика всегда есть искусство возможного, если правильно понимать это выражение. Однако не менее верно, что часто возможное достигается лишь потому, что стремились к стоящему за ним невозможному».
Другое дело, что можно действительно выделить два вида утопий: абсолютные, которые невозможны никогда и ни при каких условиях, и относительные, которые не могут быть реализованы пока, при наличных обстоятельствах. Говоря о последних, Ламартин утверждал: «Утопии – это зачастую лишь преждевременно открытые истины». Но в обоих этих случаях утопии оказываются рычагом изменений и основой движения вперед.
Простая идея доплыть из Испании до Индии, постоянно двигаясь строго на запад, была во многом естественна, если предположить, что Земля круглая, и в то же время почти абсолютно утопична. Плывя из Испании на запад, нельзя доплыть до Индии; во всяком случае, этого нельзя было сделать в XV веке. И не потому, что направление было выбрано неверно, а потому, что путь должна была преградить Америка. Но в самой причине тогдашней неосуществимости этой идеи крылось эпохальное открытие – открытие нового континента и все, к чему оно привело. И уже затем выяснилось, что, основываясь на этом открытии, все-таки можно доплыть и до Индии: как проплыв южнее и обогнув мыс Горн или мыс Фроуорд, так и просто прорыв канал в ее самом тонком месте.
Когда-то идея Петра I о строительстве флота и Петербурга казалась неосуществимой затеей. Когда-то казалось неосуществимым освоение Сибири и Средней Азии, тем более – превращение России в индустриальную сверхдержаву, и совсем невероятным казался выход в космос. Но историей России, возможно, и в большей степени, чем историей Европы, двигали утопии.
Причем, как это ни покажется парадоксальным, утопия есть не отрицание рациональности, а ее некое высшее воплощение. Утопия всегда рациональна именно потому, что основывается на самом реальном и конструктивно-созидательном из всех явлений природы – на созидательной способности человека творить мир, не смиряться с тем, что его не устраивает, и принимать вызов, соглашаясь на строительство нового мира и создание Новой Реальности.
Да, утопия – это то, чего нет, но не то, чего не может быть, а то, что нужно создать, и что способно не только указать цель, но и дать человеку силы на ее достижение.
Признавать утопию значит верить в человека и в его силы творца, в то, что нужно не прогибаться под изменчивый мир, а прогибать его под себя. Считать утопию пустым неосуществимым мечтанием значит не верить в человека и видеть в нем не творца и не созидателя, а обреченное на рабство в отношениях с миром животное.
Людям нужна утопия в первую очередь для того, чтобы быть людьми, а не животными. И обществам и странам нужна утопия, чтобы развиваться, сохраняться в истории и идти вперед, а не опускаться назад.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Да вижу, вижу - пишу об этом же.Разве вы не поняли этого?
А законы для чего пишутся? Для решения межличностных отношений.То есть сначала эти отношения криво формируются, а потом пишутся законы для их исправления. А чтобы их исправить надо сначала эти отношения понять - что не так.Но для этого нужно иметь твердые критерии оценки.И я как раз на это и указывала. Каков критерий оценки- таков и закон.Если эксперты считают, что справедливо перекладывать долг умершего заемщика на детей,внуков и далее, то будет крепостной строй. Если посчитают, что есть более равные среди равных - будет наше общество. Не зря говорю про экспертов, а не про государство, потому как доныне законы пишутся малой группой для большинства населения.Исходя из традиционной юриспруденции и недостаточно опираясь на моральные, духовные ценности. И потому, по-моему, многие законы бездействуют, не находят понимания у граждан и обходятся криминальным образом. Но это отдельный разговор. То есть получается, что граждане отдали на откуп собственное жизнеустройство так называемому государству, хотя на самом деле за этим названием в этом случае стоит крошечная часть общества, вершащая судьбы других. Если думаете, что я за анархию без государства, то ошибаетесь. Я лишь пытаюсь осмыслить другой путь, не тот стандарт, который предлагаете вы и который уже не действует по причине выработки ресурсов. В этом другом пути возникает необходимость гражданского участия в создании законов, в этом направлении уже "лед тронулся", попытки широкого обсуждения и внесения поправок населением уже предпринимались.Но и здесь не все так просто. Обязательно возникают вопросы решающего права, права голоса, права выборности и много чего еще. А самое главное, мы возвращаемся к проблеме критерия оценки. Вот здесь и начинается роль государства. Идеологии,Конституции,Национальной идеи или всего вместе. Потому как это и есть критерий, духовный стержень, основа государства. И принимается и обсуждается эта основа всеми гражданами страны. И определяются те самые нематериальные, духовные ценности на основе которых строится государство.И так разъясняются слова, определяющие эти ценности, чтобы невозможно было их трактовать в иную сторону. И конечно же выбирается группа лиц, решающая в определенный период те или иные вопросы жизни страны. Вроде все так же, как и ныне, но здесь пройдет разделение на тех, кто во главу угла ставит духовное и тех, кто предпочитает материальное. И последним невозможно будет жить в стране, в которой забота о детях и матерях,о семье, о старости и молодежи, о развитии личности и духовном росте общества станет государственной политикой, целиком и полностью поддерживаемой большинством населения. Ведь тогда много зарабатывать на клубы Челси,на роскошь и гламур будет просто неприлично, пьянствовать и избивать жену и детей будет считаться изуверством, а алкоголики и наркоманы станут изгоями.
Вы как бы призываете "страну" заявить политику, а я говорю о том, что эту политику должны вырабатывать мы сами и бороться за нее. И коль уж мы что-то предлагаем, то должны глубоко изучить вопрос, не только на детских представлениях по Маяковскому, но и на философских, психологических, исторических трудах, со знанием существующей и существовавшей юриспруденции.
И "Святая Русь" и "заповеди Ноя и гуманистов" - вещи спорные, обсуждаемые. К тому же почему-то не ставшие основой нынешнего государства )))). Если уж предлагаете, то предлагайте конкретно ссылки и тексты гуманистов, Ноя и письменные источники Святой Руси.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 290
Рейтинг поста:
Хотя много слов сказали, но все не про то.
Смысл в том, что сейчас необходимо возродить идеал нравственной жизни, "Святой Руси". Возродить на уровне государственных приоритетов.
Мы как будто в разных странах живем. Разве Вы не видите что мы сейчас живем в парадигме, что грех-норма жизни и единственный путь к успеху. Вы все пишете банальные вещи о межличностных отношениях, а я говорю о государственной политике. Стране нужна заявленная политика на нравственное оздоровление. Это законы и идеология, а то что вы пишите это все сюжеты для СМИ, литературы и кино, это все вторичные вещи.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 413
Рейтинг поста:
Мыслить нужно позитивно, тогда и будущее будет светлее. Чем больше людей это поймут, тем лучше.
Беда в том, что темные знают об этом прекрасно, поэтому и пичкают народы негативом, развратом, стяжанием, ненавистью.
Для быдла придумали материализм, Дарвинскую теорию и т.д. и т.п.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
я вообще-то писала о примитивном понимании того, что такое хорошо и что такое плохо. И почему это объяснение бесполезно, если за этим нет более глубокого понимания ценностей духовных, нематериальных. В моем понимании только простое объяснение "плохо-хорошо" ни к чему хорошему ( тавтология, простите)не приведет. Этим путем человечество шло уж не одно тысячелетие, а результат - на наших глазах. Потому что каждый объясняющий имеет свое собственное понимание "плохо-хорошо" в каждый конкретный момент, примеры я приводила ранее, но их несчесть в истории. Манипулирование сознанием каждый раз в нужном направлении -вот что такое объяснение кем-то терминов "плохо-хорошо". А вот воспитание духовного стержня, на котором основывается материальное бытие, когда человек имеет четкие границы приемлемых для себя действий, когда он сам себе строгий судья, когда понимает свою ответственность в мире нематериальном, духовном - это совсем другая задача. Воспитать осознанность и ответственность в каждом человеке - это значит поменять человеческую цивилизацию.
Как только человек поймет свой духовный путь, как только ответит на вечный вопрос кто он и зачем, как только научится пользоваться головой и мыслить самостоятельно, остановить бурное развитие мощной человеческой цивилизации станет невозможным. Об этом еще Греф проболтался
А вот государство пока об этом вопросе пока помалкивает.
И еще я писала о том, что одними морализаторствами и указаниями камень упадка нравственности не сдвинуть. Нужно наказание. Иисус тоже с мечом обещал придти.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 78
Рейтинг поста:
http://video.mail.ru/mail/kpe_inform/218/254.html
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 526
Рейтинг поста:
Именно для того и существует государство, чтобы указать путь и плохих держать в узде. Так или иначе оно всегда выполняет первый пункт. И взавистимости от него оределяет, кто плохой. Стремление России к лояльности и толерантости и политкорректости привело к тому, что в плохих нынче оказались не вор, не гомосексуалист, даже не бандит. В плохих оказался слабый и средний класс. Средства массовой информации выносят мозг пропагандой насилия и пошлости. Система образования занята реформированием с целью дать такое образование, котрое позволит работать, но напрочь отучит думать. Это действия государства. И это то, что должно измениться. Идея нужна не столько обывателям, сколько государству. Все святыми конечно не станут, но общество в целом и страна станут лучше и сильнее. Если в ближайшем будущем не найдется человека или организации, которые смогут переориентировать мораль общества, все рухнет. Сначала рухнет интеллектуальная и нравственная составляющая, а затем и материальная часть. Общество людей превратится в грызущуюся свору, которая уничтожит сама себя.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 73
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Не знала, что мы на ты перешли.Хорошие люди уважительно относятся к ближним, ИМХО.
Среди тех, кто в детстве "книжку Маяковского" прочитал есть множество плохих людей, потому как выросли и подвергли сомнению все, что написано в этой "книжке" или забыли напрочь. Надо более серьезную литературу изучать,это труднее, конечно, и напряг в понимании присутствует у некоторых. Потому как не все так просто, как в"книжке Маяковского". И вообще, коль все знают про плохо-хорошо, чего ж не действуют хорошо, а все чаще плохонько, плоховато, плохо и отвратительно?
ответ не плоскости хорошо-плохо, это не моральная категория.
Очень даже в моральной. На чем и на ком зарабатывать( на рабском труде, на продаже наркотиков), как зарабатывать ( грабеж и мошеничество тоже заработок для некоторых),когда зарабатывать ( поднять расценки на чужой беде, к примеру), на залоговых аукционах в 90-е, на получении крупного заказа после устранения конкурента. Деньги пахнут убийством, подлогом, предательством, воровством и коррупцией иногда, деньги бывают "грязными". Но при этом являются отличным заработком для некоторых. Вы это не проходили в книжках?
Представьте себе, для меня это всегда вопрос. Помощью можно так "помочь", что человек перестанет делать ошибки и учиться жизни, сядет вам на шею и свесит ножки. Я предпочитаю помогать тем, кто с моей помощью может снова встать на ноги и почувствовать себя переболевшим, уверенным, цельным и выздоровевшим морально. И тогда стоит помогать изо всех сил и всеми возможными способами всегда без надежды на благодарность. Ибо это же мой выбор помогать или не помогать, могла бы и отказать, если бы это было бесполезно и мешало моей собственной линии жизни.
Отвечаю. Вы путаете формирование правильных ориентиров в обществе на уровне идей и возможные процесуальные действия в рамках принятых идей. Так вот, Геша, напиваться до бесчувствия и быть зависимым от наркотиков - плохо.
Первое, идеи не самодостаточны. Ну есть у вас идея что алкоголь и наркотики бяка, дальше что? вы всем свою идею доносите, пишите в форумах, в СМИ вещаете, бьете в барабаны, а в клубе вашего сына наркоторговец впервые угощает чем-нибудь для кайфа и забавы. Ой, это же плохо! Все же знают, что это плохо, плохо, плохо! По телевизору же говорят. Тогда может еще какую идею попробовать озвучить? Например,что плохо в клубах торговать наркотиками? А он не в клубах, в подворотню пойдет. А может сразу процесс изоляции, лишения множества прав для наркозависимых запустить, чтобы не повадно было? без идей, просто, на основе уже изложенных обществом и закрепленных письменно ценностей,в коии употребление наркотиков не вписывается, и даже наоборот.
Второе, спасибо, что объяснили мне про алкоголь и наркотики, ну я то и раньше подозревала, что это плохо, а вот те, кто все это употребляет искренне считают , что это просто отлично, кайф,веселье, все друзья вокруг и только какие-то плохие люди пытаются чего-то вякать и делать им замечания, за что и поплатятся вероятнее всего.
Может почитаете им книжку Маяковского, напомните про плохо-хорошо, они ж сразу проникнутся, они ж все знают, что такое хорошо, просто немножечко забыли. Мы их побережем, они же наша популяция, заблудшие овечки, они книжечку почитают и большии ни-ни, не будут по пьяни насиловать и убивать, дико мордобиться, горланить и буянить на улицах, опорожняться на фасады, пугать прохожих и совершать прочее плохое поведение.
Ага-ага, снова про "показать путь", почитать книжечку, а там все святыми-то и станут постепенно. Но думаю при таком, как бы это сказать, мудром подходе некому будет книжечки читать и писать, потому как эти противные "плохие" почему-то не захотят становиться "хорошими", возьмут да и начнут свои правила устанавливать, а кто не спрятался- я не виноват, они "хорошим" не книжечки будут читать, а ножичком-пулечкой перевоспитывать.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 413
Рейтинг поста:
"...Точно так же многие поколения людей, которые хотели эмигрировать на
Запад, представляли его себе неким раем, где все люди честные, где нет
беззаконий и бандитизма, где двери квартир и домов не запирают, где на ночных улицах никто не нападает на людей, где стражи правопорядка всегда начеку, умело ловят и справедливо наказывают преступников. Эти представления быстро разбиваются от первой встречи с реальностью.
А я лично знаю человека, который жил именно в такой стране. Это моя
бабушка и рассказывала она мне об СССР сороковых-пятидесятых годов.
У меня нет оснований ей не верить!"
Может не строить нам утопий, а оглянуться назад и использовать свой, уже пройденный опыт?
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Это очень очень старое заблуждение, что самое главное это придумать идеал, а уж воплощение его в жизнь пойдет как по маслу. Но факт в том, что идеалы вечны, они не придуманы людьми, они существуют в природе изначально и будут существовать всегда, меняться будут только слова и способы их выражения!!! Даже биологи уже давно открыли, что альтруизм и сотрудничество существуют даже у бактерий, являются неотъемлемой частью жизни сообщества организмов и определяют скорость его эволюции (сплоченные альтруисты эволюционируют быстрее разобщенных эгоистов).
Так что проблема не в недостатке идеалов, а в недостатке воли для их осуществления. Спросите любого ребенка и он вам опишет эти идеалы, потому что интуитивно их знает, например знает что лад в семье лучше постоянных споров и скандалов и поэтому опишет любовь как идеал. Но спросите его поступает ли он сам в соответствии со своими идеалами или со своей совестью и он виновато опустит голову. Потому что это очень трудно, это требует огромной устремленности и смелости, также как следовать за мечтой, которая вначале кажется неосуществимой.
Что действительно необходимо людям так это учится сосредотачиваться и наблюдать - сосредотачивать все свои мысли, слова и действия на чем-то одном в течение часов и отстраненно наблюдать/оценивать свои мысли, слова и действия.
А национальная идентичность будет проявляться и укрепляться сама собой в сосредоточенном воплощении общечеловеческих идеалов, также как индивидуальность гениального Леонардо да Винчи проявлялась во всех его творениях.
И конечно, полезно знать ошибки прошлых поколений. В основном им не хватало наблюдательности, то есть отстраненной объективной оценки результатов своих действий. Например, взять Америку и СССР. В Америке прежде всего пытались воплотить идеалы свободы и процветания, но увлеклись и забыли о справедливости и честности, в итоге стали мировым злом. В СССР пытались воплотить идеалы сотрудничества и щедрости, но увлеклись и забыли о свободе и любви, в итоге, если бы выиграли холодную войну с Америкой, то тоже стали бы мировым злом, насильно навязывающем всем коммунизм.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 19
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 290
Рейтинг поста:
Все знают что такое хорошо, а что такое плохо. Кто-то в детстве книжку Маяковского прочитал, а у кого-то есть голос совести. Для тех у кого все уже умерло я поясняю, что критерии можно установить опираясь на
Я не понимаю в чем проблема, не ужели Вам не понятны ответы на те вопросы, которые Вы задаете?
Вот если не хотят чтобы им помогали по каким-то причинам, то помогать не стоит. Но это не отменяет того, что помогать ближним хорошо.
Вы правда не знаете ответов?
Вот с этим согласен. Но это не беда, главное сейчас показать правильное направление. А вода камень точит. Вот в метро стали место уступать. А всего-то пять лет прошло, как стали объявлять по громкой связи чтоб уступали.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Как бы все правильно сказано, но недаром есть множество проверенных временем высказываний по этому поводу. "Хорошими ( добрыми) делами устлана дорога в ад", хороший человек - это не профессия",к примеру.
Что такое "хорошие люди"? Для кого они хорошие? А может для других они плохие? Детсад, ясельная группа, а не идея.
Всех все никогда не будет устраивать. Сегодня, в нынешнем нашем, считается очень хорошо когда человек много зарабатывает, а ведь совсем недавно, в советский период это считалось уголовно наказуемым деянием, спекуляцией, мошеничеством и пр. статьи УК. Так это хорошо или плохо- много зарабатывать? Для одних так и будет - хорошо, а для других всегда будет связано с "грязными деньгами". Вроде бы хорошо помогать ближним, а вот если они об этом не просят? Им и без помощи родственников и друзей, с их навязчивостью и стремлением влезть во все дела, неплохо живется в их собственном мире. А спросим жестче: хорошо ли насильно лечить и изолировать алкоголиков и наркоманов от общества? С их стороны- это ужасно, где же им зелье брать, над кем издеваться, никакой свободы, никакого выбора. А обществу - очень хорошо без них - спокойно по улицам вечером гулять, за детей не бояться. А демократия где? - завопят правозащитники. И кто прав?
То же вроде бы неплохо звучит. А зачем быть хорошим? смысл-то в чем? А почему плохим быть плохо? удобно же, комфортно, ограбил-убил и сыт-доволен, чем не жизнь? Тоже ведь жизнь? И тут встает вопрос очень сложный, очень неудобоваримый для нынешней деморализованной части общества. Вопрос про душу, веру, матриальное и нематериальное- что важнее, о смысле человеческого существования, смысле бытия в материальном мире с нематериальными целями. И это долгий, долгий путь общества к самосовершенствованию. Но для того, чтобы этот процесс начался необходимо сначала каждому сделать свой выбор о превентивной важности нематериального или материального. И еще надо, чтобы тех, кто выбрал нематериальное было большинство. И надо решить, что делать с оставшимися неопределившимися и выбравшими важность материальную, как их включать в процесс строительства нового общества. Определить непререкаемые ценности и на их основе строить все взаимоотношения, обучение, производство, науку и социальное развитие.
Это не делается скондачка.Это длительный процесс разделения, осознания, выработки целей, стратегии и тактики для их достижения и, собственно, долгий процесс строительства.
Шашками мы уже, увы, намахались, революциями и переворотами наелись. Пора думать головой.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 290
Рейтинг поста:
Национальная идея: построение общества хороших людей.
Главная цель развития общества должна лежать в рамках повышение нравственного уровня ее членов, стремление к большей человечности.
Эта идея:
Консолидирующая.
Под ней не смогут не подписаться все партии, все здоровые слои общества, представители всех традиционных религий.
Исторически преемственная.
Идеалом Руси всегда была святость «Святая Русь».
В советское время «кодекс строителей коммунизма» почти целиком нравственно ориентирован.
Прогрессивная.
Т.е. она предполагает бесконечное развитие, стремление к достижению идеала.
Одним из следствий этого развития будет более эффективное развитие всех сфер человеческой деятельности, в т.ч. и экономики, за счет изменения общего климата, уменьшения коррупции, воровства и пр.
Приносящая радость.
Ясно что жить в обществе хороших людей лучше чем обществе плохих.
Задачи:
1. Предстоит сформулировать нравственные ориентиры устраивающие всех по принципу хорошо-плохо, добро-зло, герой-антигерой. Платформой могут служить заповеди Ноя и идеи гуманистов.
2. Необходимо средствами формирования общественного мнения ориентировать граждан в мире ценностей и воспитывать их в парадигме «хорошим быть хорошо, плохим плохо».