В последних числах февраля глава Центрального командования (CENTCOM) США генерал Джеймс Маттис «проинформировал в частном порядке американский Конгресс о намерении приступить размещению в ряде районов Персидского залива и Ормузском проливе электронные детекторы, способные обнаруживать морские мины». Было также объявлено о повышении уровня мониторинга Ормузского пролива. Упомянул генерал и о программе модификации развернутых на кораблях ВМС США систем вооружений для того, чтобы более эффективно противостоять атакам со стороны иранских быстроходных катеров, на которых размещаются противокорабельные ракеты, представляющие «серьезную угрозу».
Американское военное командование стремится «адаптироваться» к условиям морской войны с Ираном. Очевидно, в Пентагоне поняли, что Иран не будет делать ставку на «традиционное» военно-морское противостояние.
В случае начала боевых действий США против Ирана, удар нанесет американский Пятый флот, в зоне ответственности которого находится северо-западная часть Индийского океана, Персидский залив и Красное море с основным пунктом базирования в Манаме (Бахрейн). В состав Пятого флота входят на ротационной основе корабли Атлантического и Тихоокеанского флотов ВМС США. Это значит, что в случае необходимости Пятый флот может объединить в своем составе до 200 боевых кораблей с сотнями судов обеспечения и более 1500 самолетов и вертолетов боевой и вспомогательной авианосной и базовой авиации флота и морской пехоты.
В этих условиях у иранцев есть только один путь: искать «асимметричные» способы ведения войны на море. Что, собственно, Тегеран делает. Два месяца назад военно-морские силы Ирана провели масштабные учения «Velayat-90» в Ормузском проливе, через который проходит маршрут экспорта нефти из Персидского залива. Ширина пролива - всего шесть километров. В случае его перекрытия острый дефицит нефти на мировых рынках и скачок цены на это сырье неизбежны. В рамках учений военно-морские силы Ирана успешно испытали крылатую ракету «повышенной дальности действия». Речь идет о противокорабельной ракете «Гадер», способной поражать цели на расстоянии в 200 километров. Тогда же иранцы испытали еще несколько ракет - противокорабельную ракету малой дальности действия «Наср», ракету «Нур» типа «земля-земля» и ракету ПВО «Мехраб». Фактически учения «Velayat-90» стали прелюдией к давно ожидаемому военно-политическому противостоянию Ирана с Западом.
Наряду с форсированным развитием ракетной техники Иран достаточно активно развивает свои ВМС, сосредоточив основные силы в Персидском заливе. Из 11 военно-морских баз 6 находятся именно здесь, и среди них – главная база иранских ВМС Бендер-Аббас (Bandar-e-Abbas), где расположен штаб военно-морских сил Ирана. База в портовом городе Джаск, предназначенная для контроля ситуации в Ормузском проливе, начала функционировать совсем недавно – в 2008 году. Корпус стражей исламской революции (КСИР) имеет свои ВМС, силы которых дислоцированы на базе Sir Abu Nuair, нефтяном терминале Abadan, базах на островах и платформах Abu Musa, al-Fayisiyah, Cyrus, Halul, Larak, Qeshm, Rostam, Sirri.
Организационно иранские ВМС состоят из четырех командований и четырех военно-морских районов. Этот вид своих вооруженных сил Иран развивает очень интенсивно. Так, еще в начале 2000-х гг. в составе ВМС насчитывалось всего 3 подводные лодки пр. 877ЭКМ (Kilo по классификации НАТО) российской постройки, при этом две из них нуждались в ремонте. В конце ноября 2011 года ВМС Ирана приняли на вооружение три новых подводных лодки типа «Гадир». С ними число подводных лодок в иранских ВМС достигло уже 14 единиц, хотя эта цифра может быть и неточной. В частности, в 2006 году в строй была введена подлодка «Наханг» отечественной постройки. С 2007 года ВМС получают подлодки «Гадир», созданные в Иране на основе северокорейских подлодок типа «Ено». По данным СМИ, водоизмещение иранских подлодок 120 тонн, при этом ТТХ и вооружение указываются предположительно, исходя из северокорейского варианта – скорость до 11 узлов и два 533-мм торпедных аппарата. В 2008 году Иран начал строительство новой подлодки «Кайем», однако окончательных данных о ней нет.
В составе надводных сил иранские ВМС имеют 4 сторожевых корабля (фрегата), 3 корвета, более 20 ракетных катеров, несколько десантных и минно-тральных кораблей, около 30 вспомогательных судов. Из новых боевых кораблей в составе ВМС - эсминец «Джамаран-1» собственной постройки (принимал участие в учениях «Velayat-90»), в декабре 2011 года иранский флот получил и второй современный военный корабль - эсминец «Джамаран-2», имеющий на вооружении ракеты земля-воздух, земля-земля и торпеды.
2011 год был богат презентациями новых разработок вооружения и военной техники для иранских ВМС, а также сообщениями об усилении Тегераном «морского направления» в целом.
Так, в январе 2011 г. стало известно, что на вооружение вооруженных сил Ирана приняты новые ракетные комплексы берегового базирования с ракетами "Гадер", способные поражать цели на расстоянии до 200 км. "Новые комплексы целиком и полностью созданы усилиями специалистов национального военно-промышленного комплекса. Они оснащены современными радарными системами и способны обнаруживать, сопровождать и уничтожать сразу несколько целей", - сообщил в ходе церемонии передачи армии нового вида вооружений министр обороны ИРИ.
В феврале 2011 г командующий Корпусом стражей исламской революции бригадный генерал Мохаммад Али Джафари заявил, что Иран в ближайшее время начнет серийное производство баллистических противокорабельных ракет. По его словам, ракеты способны развивать скорость, в три раза превышающую скорость звука, и невидимы для радаров противника. Как уточнили в экспертных кругах, речь идет о завершении проекта 2009 года по созданию ракет с дальностью действия до 300 километров. По словам Джафари, изначальный проект был доработан, в результате чего было создано более точное оружие.
Кроме того, с учетом угроз с морского направления в 2011 году было завершено создание радара с пассивной фазированной антенной решеткой, дальность действия которого составляет 1100 километров. Производство радаров начнется в 2012 году.
В конце августа 2011 г. в Иране было объявлено о завершении сразу трех крупных военных проектов. На презентации новых достижений иранского военно-промышленного комплекса, приуроченной ко Дню оборонной промышленности ИРИ, были представлены ракеты «Гадер», торпедная установка «Аждар» и новейшая силовая установка для военных кораблей. Ракета морского и берегового базирования «Гадер» имеет радиус действия до 200 километров и предназначена для поражения целей на море и береговых объектов противника. Торпеда «Аждар» имеет вес 220 килограммов, способна уничтожать крупные морские цели, может использоваться в условиях любой погоды на малых и больших глубинах и предназначена для установки на подводных лодках. Двигатель для военных кораблей «Боньян-1» – первая такого рода разработка иранской оборонной промышленности.
Всего, по заявлениям Тегерана, иранский ВПК производит в настоящее время 233 вида вооружений и военной техники.
В апреле заместитель командующего ВМС Ирана адмирал Махмуд Мусави в интервью агентству IRNA сообщил, что иранскими конструкторами разработана схема установки на корабли на воздушной подушке ракет класса «поверхность – поверхность» дальнего радиуса действия. По его словам, это сделано впервые в мире, и ни один флот не обладает судами на воздушной подушке, оснащенными подобными ракетными системами. Махмуд Мусави добавил, что иранские инженеры продолжают работать над улучшением этого вида оружия.
Как уже сказано, Тегеран вполне трезво оценивает боевой потенциал своих ВМС, не делая ставку на открытые морские баталии с силами Пятого флота США с помощью крупных надводных кораблей. В основе оперативной доктрины ВМС лежит широкое применение быстроходных боевых катеров, поскольку, по его словам, именно они показали свою высокую эффективность в борьбе с крупными кораблями США. "Быстроходные катера оказались настолько эффективными, что привели к образованию военно-морских сил Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР), - отметил министр обороны Ирана. – Это существенно изменило военные доктрины во многих областях – стратегических, оперативных, тактических, промышленных, в областях исследований и внедрений". По словам министра, сегодня Иран может производить быстроходные катера, развивающие скорость 60 и 70 узлов, и стремится увеличить скорость новых катеров до 80, 90 и даже 100 узлов. За год до этого, в августе 2010 года Иран спустил на воду десятки ракетных катеров типов Zolfaqar, Tareq, Ashoura и Zoljanah. Кроме того, расположить свои подводные лодки в Персидском заливе для перехвата кораблей и судов противника готовится Корпус стражей исламской революции.
Тактика комплексного использования Ираном береговых ракетных комплексов, быстроходных ракетных катеров и минирования Персидского залива, по мнению западных военных аналитиков, может создать серьезные проблемы для нападающих в случае начала войны против ИРИ. Даже если сообщения о новейших иранских разработках в области ракетных вооружений и не во всём соответствуют действительности, Иран располагает возможностями для эффективного отражения агрессии на морском театре военных действий.