В 1944 г. для уничтожения железнодорожных составов ОКБ спроектировало опытный штурмовик Ту-2 с пушкой калибра 76,2 мм. Орудие смонтировали в фюзеляже, по оси самолета. Штурман, помимо своих прямых обязанностей, был еще и заряжающим. По воспоминаниям ветерана ОКБ ведущего инженера отдела вооружения И.И.Баранова Ту-2 проходил испытания в тире. В связи с большой отдачей при стрельбе, воздействие которой на конструкцию штурмовика уменьшить не удавалось, на летные испытания самолет не передавали.
В 1946 г. был выпущен опытный двухместный штурмовик с мощным пулеметно-пушечным вооружением. В носу фюзеляжа снизу разместили две пушки НС-45 и две пушки НС-37. Кроме этого сохранили две штатные пушки ШВАК в корнях крыла и пулемет УБТ на верхней стрелковой установке для защиты задней полусферы. В серии не строился
Туполев всегда с вниманием следил за новинками самолетного артиллерийского оружия. И при их появлении стремился испытать на своих самолетах. Во второй половине 40-х годов в ОКБ-16 министерства вооружения была разработана автоматическая авиационная бикалиберная (имевшая два сменных ствола) пушка РШР-57/45. Свою аббревиатуру она получила по начальным буквам фамилий своих создателей: С.Е.Рашкова, В.Е.Шенцова и С.С.Розанова. После того, как завод 535 построил и испытал опытную серию, появилась возможность установки нового орудия на самолете.
Для этой цели выделили серийный самолет Ту-2 26/46 производства завода 23. Решено было использовать пушку со стволом 57 мм - РШР-57. В ОКБ начались работы по модификации Ту-2 в Ту-2 РШР-57. Основные отличия сводились к следующему: -для размещения пушки изменили носовую часть фюзеляжа; - усилили конструкцию центральной части фюзеляжа в местах крепления РШР-57; -подверглись изменениям створки бомболюков, электро- и радиопроводка в передней кабине; -были сняты крыльевые и люковая установки ВУС-1. 6 декабря 1946 г. все работы, связанные с модификацией машины, были завершены. Пушку установили на неподвижной установке в бомбовом отсеке фюзеляжа. При этом ее ствол выступал за обводы носовой части фюзеляжа (несколько левее оси симметрии самолета) примерно на 500 мм. Автоматика обеспечивала ее непрерывное питание. Это позволило остановиться на варианте двухместного самолета с летчиком в передней кабине и штурманом в задней кабине.
Заводские испытания, проходившие с 9 декабря 1946 г. по 28 февраля 1947 г., провел экипаж в составе: летчик-испытатель В.П.Марунов, ведущий инженер по вооружению М.Л.Баженов, ведущий инженер по вооружению А.Горохов. Испытания показали, что:
...1. За отстрел во время заводских испытаний прочность установки оказалась достаточной. 2. Пневматическая система работала безотказно. 3. Нарушений в системе электросигнализации, освещения и т.д. не было... 6. При стрельбах на всех режимах самолет устойчив и увода с цели нет. 7. Установка на самолете пушки РШР-57 технику пилотирования самолета не усложняет. Техника пилотирования на всех режимах полета в пилотаже не отличается от пилотирования серийного самолета. 8. Стрельба из пушки РШР-57 в воздухе с горизонтального полета, кабрирования, пикирования и на малых высотах (штурмовых) технику пилотирования самолета не усложняет, опасности для экипажа не представляет...
Далее рекомендовалось, после устранения отмеченных в отчете дефектов, предъявить машину на государственные испытания. Они проходили в НИИ с 21 апреля по 30 мая 1947 г.
Было сделано заключение, что:
1. Авиационная автоматическая 57 мм пушка РШР-57 конструкции и изготовления ОКБ-16 министерства вооружения государственные летные испытания выдержала и может быть рекомендована для вооружения истребителей-перехватчиков...
Тем не менее, Ту-2 с РШР-57 в серию не пошел. Основная причина состояла в том, что боевые стрельбы показали малую эффективность применения авиационных пушек большого калибра.
http://www.airwar.ru/enc/aww2/tu2sh.html Источник: sokol-ff.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|