ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Не один бронепоезд.

Не один бронепоезд.


29-06-2011, 09:06. Разместил: VP

Про "бронепоезд на запасном пути" слышали многие. А вот, какие ещё "вундерваффе", стоят на запасных путях хранятся с советских времён на "секретных складах", известно не так уж много. 
Дикий образчик смертоносного сеятеля на Ту-2 Ш






 

Штурмовик Ту-2ш

«Огненный еж»

В статье П.Колесникова «Ер-2 и другие» («ТМ», № 5 за 1995 г.) есть упоминание о том, что из всех серийных самолетов мира самым мощным артиллерийским вооружением обладал американский средний бомбардировщик Б-25Н, у которого в носовой части фюзеляжа было установлено 75-мм орудие. Там же упоминается, что авиапушка наибольшего калибра — 120-мм — стояла на одном из опытных образцов итальянского бомбардировщика П.108. В связи с этими сведениями, меня заинтересовал вопрос: а какой самолет был оснащен не самым крупным по калибру орудием, а наибольшим количеством стволов?

Вначале я думал, что таким окажется один из образцов «Летающей крепости». Однако выяснилось, что это не так. Тяжелые бомбардировщики второй мировой войны — американские Б-17, советские Пе-8 и английские «Ланкастеры» — несли от 5 до 10 стволов различного калибра; послевоенные стратегические Б-36, туполевские «85» и им подобные — от 6 до 12 стволов. А средний бомбардировщик Б-25Н в пулеметном варианте и здесь имел превосходство — до 15 стволов.

Я уже готов был признать эту машину не только самым «крупнокалиберным», но и самым «многоствольным» серийным бомбардировщиком в истории авиации, когда мне на глаза попалась информация об уникальном советском пикирующем бомбардировщике Ту-2ш (штурмовик). Он был построен в 1944 г. в одном экземпляре на базе серийного Ту-2. Изюминка конструкции заключалась в том, что в бомболюке смонтировали платформу с 88 пистолетами-пулеметами ППШ. Их стволы были направлены под углом вперед-вниз. Соответствующий прицел и привод позволял летчику вести огонь из всех стволов одновременно. Эта установка, названная «огненным ежом», могла обрушить на голову противника мощнейший, хотя и кратковременный шквал огня. Вместе со штатным стрелково-пушечным вооружением, предусмотренным на Ту-2, «огненный еж» доводил число стволов на Ту-2ш до 95 единиц. По всей видимости, столь огромного количества стволов не нес на борту ни один самолет в мире, и Ту-2ш может считаться самым «многоствольным» самолетом в истории мировой авиации.

К. Смирнов, инженер
«Техника молодежи» №5 1995 г.
http://www.soldiering.ru/avia/airplane/ww2/tu-2sh.php

 

Tu2sh-i
Производитель ОКБ Туполева
Модель Ту-2Ш
Страна СССР
Год 1944
Общая информация

В середине 40-х годов ОКБ разработало на базе Ту-2С 2 АШ-82ФН несколько штурмовиков Ту-2Ш. Однако в серию по разным причинам они не пошли.

Начальник бригады вооружения ОКБ А.В.Надашкевич и ведущий инженер С.И.Савельев в 1944 г. предложили использовать пистолеты-пулеметы конструкции Г.С.Шпагина при штурмовке пехотных колонн противника. Для этой цели спроектировали платформу, на которой закрепили 88 автоматов ППШ (11 рядов по 8 стволов в каждом). Вся система получила название "батарея ППШ". Каждый автомат имел магазин с 71 патронами калибра 7,62 мм. В боевом положении батарея жестко крепилась в бомбоотсеке Ту-2. При атаке летчик открывал створки бомоотсека и с помощью специального прицела вел шквальный огонь по противнику. Для перезарядки платформа с ППШ опускалась на тросах вниз.

Решение об установке таких систем на двух Ту-2С было принято на совещании у главного маршала авиации А.А.Новикова 10 октября 1944 г.

Через десять дней генерал-майор ИАС А.Н.Туполев обратился с просьбой к главному инженеру ВВС РККА генерал-полковнику ИАС А.К.Репину с просьбой отдать приказ о выделении заводу №156 180 штук ППШ образца 1941 г. с положенным количеством дисковых магазинов и 15000 патронов к ним.

В начале февраля 1946 г. батарея ППШ, получившая неофициальное название "огненный еж", прошла летные испытания на полигоне. Они показали ее большую эффективность Однако мощный шквал огня был кратковременным, а необходимость возвращения на базу для перезарядки автоматов сводили на нет его преимущества. В результате признали более целесообразным использовать для поражения живой силы противника малокалиберные бомбы, размещавшиеся в кассетах.

В 1944 г. для уничтожения железнодорожных составов ОКБ спроектировало опытный штурмовик Ту-2 с пушкой калибра 76,2 мм. Орудие смонтировали в фюзеляже, по оси самолета. Штурман, помимо своих прямых обязанностей, был еще и заряжающим. По воспоминаниям ветерана ОКБ ведущего инженера отдела вооружения И.И.Баранова Ту-2 проходил испытания в тире. В связи с большой отдачей при стрельбе, воздействие которой на конструкцию штурмовика уменьшить не удавалось, на летные испытания самолет не передавали.

В 1946 г. был выпущен опытный двухместный штурмовик с мощным пулеметно-пушечным вооружением. В носу фюзеляжа снизу разместили две пушки НС-45 и две пушки НС-37. Кроме этого сохранили две штатные пушки ШВАК в корнях крыла и пулемет УБТ на верхней стрелковой установке для защиты задней полусферы. В серии не строился

Туполев всегда с вниманием следил за новинками самолетного артиллерийского оружия. И при их появлении стремился испытать на своих самолетах. Во второй половине 40-х годов в ОКБ-16 министерства вооружения была разработана автоматическая авиационная бикалиберная (имевшая два сменных ствола) пушка РШР-57/45. Свою аббревиатуру она получила по начальным буквам фамилий своих создателей: С.Е.Рашкова, В.Е.Шенцова и С.С.Розанова. После того, как завод №535 построил и испытал опытную серию, появилась возможность установки нового орудия на самолете.

Для этой цели выделили серийный самолет Ту-2 №26/46 производства завода №23. Решено было использовать пушку со стволом 57 мм - РШР-57. В ОКБ начались работы по модификации Ту-2 в Ту-2 РШР-57. Основные отличия сводились к следующему: -для размещения пушки изменили носовую часть фюзеляжа; - усилили конструкцию центральной части фюзеляжа в местах крепления РШР-57; -подверглись изменениям створки бомболюков, электро- и радиопроводка в передней кабине; -были сняты крыльевые и люковая установки ВУС-1. 6 декабря 1946 г. все работы, связанные с модификацией машины, были завершены. Пушку установили на неподвижной установке в бомбовом отсеке фюзеляжа. При этом ее ствол выступал за обводы носовой части фюзеляжа (несколько левее оси симметрии самолета) примерно на 500 мм. Автоматика обеспечивала ее непрерывное питание. Это позволило остановиться на варианте двухместного самолета с летчиком в передней кабине и штурманом в задней кабине.

Заводские испытания, проходившие с 9 декабря 1946 г. по 28 февраля 1947 г., провел экипаж в составе: летчик-испытатель В.П.Марунов, ведущий инженер по вооружению М.Л.Баженов, ведущий инженер по вооружению А.Горохов. Испытания показали, что:

"...1. За отстрел во время заводских испытаний прочность установки оказалась достаточной.
2. Пневматическая система работала безотказно.
3. Нарушений в системе электросигнализации, освещения и т.д. не было...
6. При стрельбах на всех режимах самолет устойчив и увода с цели нет.
7. Установка на самолете пушки РШР-57 технику пилотирования самолета не усложняет. Техника пилотирования на всех режимах полета в пилотаже не отличается от пилотирования серийного самолета.
8. Стрельба из пушки РШР-57 в воздухе с горизонтального полета, кабрирования, пикирования и на малых высотах (штурмовых) технику пилотирования самолета не усложняет, опасности для экипажа не представляет..."

Далее рекомендовалось, после устранения отмеченных в отчете дефектов, предъявить машину на государственные испытания. Они проходили в НИИ с 21 апреля по 30 мая 1947 г.

Было сделано заключение, что:

"1. Авиационная автоматическая 57 мм пушка РШР-57 конструкции и изготовления ОКБ-16 министерства вооружения государственные летные испытания выдержала и может быть рекомендована для вооружения истребителей-перехватчиков..."

Тем не менее, Ту-2 с РШР-57 в серию не пошел. Основная причина состояла в том, что боевые стрельбы показали малую эффективность применения авиационных пушек большого калибра.

 

Модификация Ту-2Ш
Размах крыла, м 18.86
Длина, м 13.80
Высота, м 4.55
Площадь крыла, м2 48.80
Масса, кг
пустого самолета 8800
нормальная взлетная 11780
Тип двигателя 2 ПД АШ-82ФН
Мощность, л.с. 2 х 1850
Максимальная скорость , км/ч 575
Крейсерская скорость , км/ч 504
Практическая дальность, км 2500
Максимальная скороподъемность, м/мин 556
Практический потолок, м 10065
Экипаж 2
Вооружение: один оборонительный 12.7-мм пулемет УБТ и
различные варианты вооружение
Бомбовая нагрузка - до 1000 кг

 

http://airspot.ru/catalogue/item/tupolev-tu-2sh

 

Ту-2Ш

       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1944
Тип: Тяжелый штурмовик

 

 

В середине 40-х годов ОКБ разработало на базе Ту-2С 2 АШ-82ФН несколько штурмовиков Ту-2Ш. Однако в серию по разным причинам они не пошли.

Начальник бригады вооружения ОКБ А.В.Надашкевич и ведущий инженер С.И.Савельев в 1944 г. предложили использовать пистолеты-пулеметы конструкции Г.С.Шпагина при штурмовке пехотных колонн противника. Для этой цели спроектировали платформу, на которой закрепили 88 автоматов ППШ (11 рядов по 8 стволов в каждом). Вся система получила название батарея ППШ. Каждый автомат имел магазин с 71 патронами калибра 7,62 мм. В боевом положении батарея жестко крепилась в бомбоотсеке Ту-2. При атаке летчик открывал створки бомоотсека и с помощью специального прицела вел шквальный огонь по противнику. Для перезарядки платформа с ППШ опускалась на тросах вниз.

Решение об установке таких систем на двух Ту-2С было принято на совещании у главного маршала авиации А.А.Новикова 10 октября 1944 г.

Через десять дней генерал-майор ИАС А.Н.Туполев обратился с просьбой к главному инженеру ВВС РККА генерал-полковнику ИАС А.К.Репину с просьбой отдать приказ о выделении заводу 156 180 штук ППШ образца 1941 г. с положенным количеством дисковых магазинов и 15000 патронов к ним.

В начале февраля 1946 г. батарея ППШ, получившая неофициальное название огненный еж, прошла летные испытания на полигоне. Они показали ее большую эффективность Однако мощный шквал огня был кратковременным, а необходимость возвращения на базу для перезарядки автоматов сводили на нет его преимущества. В результате признали более целесообразным использовать для поражения живой силы противника малокалиберные бомбы, размещавшиеся в кассетах.

В 1944 г. для уничтожения железнодорожных составов ОКБ спроектировало опытный штурмовик Ту-2 с пушкой калибра 76,2 мм. Орудие смонтировали в фюзеляже, по оси самолета. Штурман, помимо своих прямых обязанностей, был еще и заряжающим. По воспоминаниям ветерана ОКБ ведущего инженера отдела вооружения И.И.Баранова Ту-2 проходил испытания в тире. В связи с большой отдачей при стрельбе, воздействие которой на конструкцию штурмовика уменьшить не удавалось, на летные испытания самолет не передавали.

В 1946 г. был выпущен опытный двухместный штурмовик с мощным пулеметно-пушечным вооружением. В носу фюзеляжа снизу разместили две пушки НС-45 и две пушки НС-37. Кроме этого сохранили две штатные пушки ШВАК в корнях крыла и пулемет УБТ на верхней стрелковой установке для защиты задней полусферы. В серии не строился

Туполев всегда с вниманием следил за новинками самолетного артиллерийского оружия. И при их появлении стремился испытать на своих самолетах. Во второй половине 40-х годов в ОКБ-16 министерства вооружения была разработана автоматическая авиационная бикалиберная (имевшая два сменных ствола) пушка РШР-57/45. Свою аббревиатуру она получила по начальным буквам фамилий своих создателей: С.Е.Рашкова, В.Е.Шенцова и С.С.Розанова. После того, как завод 535 построил и испытал опытную серию, появилась возможность установки нового орудия на самолете.

Для этой цели выделили серийный самолет Ту-2 26/46 производства завода 23. Решено было использовать пушку со стволом 57 мм - РШР-57. В ОКБ начались работы по модификации Ту-2 в Ту-2 РШР-57. Основные отличия сводились к следующему: -для размещения пушки изменили носовую часть фюзеляжа; - усилили конструкцию центральной части фюзеляжа в местах крепления РШР-57; -подверглись изменениям створки бомболюков, электро- и радиопроводка в передней кабине; -были сняты крыльевые и люковая установки ВУС-1. 6 декабря 1946 г. все работы, связанные с модификацией машины, были завершены. Пушку установили на неподвижной установке в бомбовом отсеке фюзеляжа. При этом ее ствол выступал за обводы носовой части фюзеляжа (несколько левее оси симметрии самолета) примерно на 500 мм. Автоматика обеспечивала ее непрерывное питание. Это позволило остановиться на варианте двухместного самолета с летчиком в передней кабине и штурманом в задней кабине.

Заводские испытания, проходившие с 9 декабря 1946 г. по 28 февраля 1947 г., провел экипаж в составе: летчик-испытатель В.П.Марунов, ведущий инженер по вооружению М.Л.Баженов, ведущий инженер по вооружению А.Горохов. Испытания показали, что:

...1. За отстрел во время заводских испытаний прочность установки оказалась достаточной.
      2. Пневматическая система работала безотказно.
      3. Нарушений в системе электросигнализации, освещения и т.д. не было...
      6. При стрельбах на всех режимах самолет устойчив и увода с цели нет.
    7. Установка на самолете пушки РШР-57 технику пилотирования самолета не усложняет. Техника пилотирования на всех режимах полета в пилотаже не отличается от пилотирования серийного самолета.
    8. Стрельба из пушки РШР-57 в воздухе с горизонтального полета, кабрирования, пикирования и на малых высотах (штурмовых) технику пилотирования самолета не усложняет, опасности для экипажа не представляет...

Далее рекомендовалось, после устранения отмеченных в отчете дефектов, предъявить машину на государственные испытания. Они проходили в НИИ с 21 апреля по 30 мая 1947 г.

Было сделано заключение, что:

1. Авиационная автоматическая 57 мм пушка РШР-57 конструкции и изготовления ОКБ-16 министерства вооружения государственные летные испытания выдержала и может быть рекомендована для вооружения истребителей-перехватчиков...

Тем не менее, Ту-2 с РШР-57 в серию не пошел. Основная причина состояла в том, что боевые стрельбы показали малую эффективность применения авиационных пушек большого калибра.

 

http://www.airwar.ru/enc/aww2/tu2sh.html


Вернуться назад