Управление ВМС США, похоже, собирается вернуться к одной достаточно старой идее — созданию подводного авианосца. Сейчас идут последние доработки беспилотного летательного аппарата, который можно будет запускать с субмарины прямо из-под воды. Похоже, старые разработки в военном деле никогда не пропадают зря — когда приходит время, они воплощаются.
Вообще, история кораблей, способных нести на своем борту воздушный транспорт, как это ни странно, начинается еще в позапрошлом столетии. Интересно, что первые подобные суда появились еще до изобретения самолета. В середине XIX века в ВМС Великобритании и США было несколько судов, с палубы которых можно было осуществить запуск аэростатов. Правда, эти летательные аппараты не могли нанести противнику серьезного ущерба (все попытки превратить их в бомбардировщики потерпели неудачу), однако разведку с них проводить было можно.
К концу столетия аэростатоносцы стали обычными кораблями ВМС многих стран — даже в России. В 1904 году во время войны с Японией крейсер II ранга "Русь" был переоборудован под аэростатоносец. Однако в боевых действиях он так и не принял участие (а зря — ведь во время русско-японской войны именно с морской разведкой дела обстояли хуже всего), и после заключения мирного договора его продали Германии.
Началом эпохи настоящих авианосцев следует считать 1910 год. Именно тогда, 14 ноября американец Юджин Б. Эли с борта легкого крейсера "Бирмингем". Это стало возможно благодаря установленной на носу судна взлетной платформе. Но этим все не ограничилось — через два месяца, 18 января 1911 года, отважный летчик совершил посадку на борт броненосного крейсера "Пенсильвания". Кстати, этот корабль и можно считать первым штатным авианосцем, поскольку для того, чтобы принять самолет, на нем была смонтирована специальная взлетно-посадочная палуба. С нее Эли удалось успешно взлететь через час после посадки.
Тем не менее, большинство историков считают, что настоящим первым авианосцем был все-таки британский крейсер "Арк Ройял", принятый на вооружение в 1915 году. Правда, на его борту находились только гидросамолеты, которые перед взлетом спускали с помощью лебедок на воду (а после посадки втаскивали на борт). Это судно принимало участие в Первой мировой войне и хорошо зарекомендовало себя при бомбардировке турецких позиций во время Дарданелльской операции.
Вообще, во время Первой мировой войны авианосцы появились в составе ВМС почти всех стран, принимавших в ней участие (и даже тех, кто держал нейтралитет). Правда, после ее окончания их количество сильно сократилось. Однако идея военного плавучего "аэродрома" не только не была забыта, но и даже подверглась одной интересной модификации.
В 1928 году британская подводная лодка HMS M2 была оснащена водонепроницаемым ангаром и паровой катапультой и была приспособлена для взлета и посадки небольших гидросамолетов. Таким образом было положено начало новому типу судов — подводных авианосцев. Правда, сама M2 и ее самолет могли использоваться лишь в разведывательных целях — отягощенная аэропланом подводная лодка стала маломаневренной. Да и для того, чтобы запустить гидросамолет, ей приходилось надолго задерживаться на поверхности воды, что в условиях реального морского сражения было равносильно самоубийству.
Однако все-таки несколько лет первый подводный авианосец исправно нес свою службу, пока не затонул в результате аварии в 1932 году недалеко от Портленда. После этого Британский ВМФ отказался от строительства подводных авианосцев. Но сама идея такого корабля показалась привлекательной военным инженерам разных стран — вскоре появились подводные авианосцы во Франции и Японии, а разработки таких судов велись в Германии, СССР и США. Однако они так и не были реализованы.
Что касается действующих подводных авианосцев, то единственная французская подводная лодка подобного типа "Сюркуф" героически погибла в 1942 году от взрыва глубинной бомбы. А вот Японииудалось выпустить несколько таких судов, и они приняли активное участие в войне на Тихом океане. Интересно, что в сентябре 1942 года самолет с японской лодки I-25 совершил налет на территорию штата Орегон (США), сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы, которые, как предполагалось, должны были вызвать обширные пожары в лесных массивах.
Этого однако, не произошло, поскольку бомбы были, мягко говоря, не самого лучшего качества, да и сбрасывали их пилоты, не знакомые с лесной картой США, не совсем туда, куда надо (одна, например, плюхнулась прямо в болото). Тем не менее, это дерзкое нападение имело большой психологический эффект, так как офицеры ПВО так и не поняли, откуда именно взялись японские самолеты (ибо всем было известно, что с территории Японии ни один военный самолет до США долететь не мог, а надводных авианосцев вблизи Америки в тот момент не наблюдалось). Так что единственная бомбардировка континентальной части США за всю войну, хоть и не привела к материальным потерям, панику все же посеяла.
После поражения Японии все подводные авианосцы были уничтожены, но американские военные получили все чертежи этих судов. Поэтому на протяжении второй половины XX века в США велись разработки судна подобного типа (и соответствующих самолетов). Однако от этих проектов отказались после создания атомных подводных лодок, вооруженных межконтинентальными ракетами.
Тем не менее, сейчас руководство ВМС США, похоже, опять решило вернуться к данному проекту. Правда, планируется оснастить подводную лодку не обычным самолетом, а беспилотником Switchblade. При этом запускать его можно будет прямо из-под воды, то есть лодке не нужно при этом всплывать на поверхность. Сам же самолет, по мнению разработчиков, можно будет оснастить ракетным оружием или небольшими бомбами.
Согласно проекту, взлет этого БПЛА будет выглядеть так: субмарина в подводном положении подплывает к побережью или кораблю противника и выбрасывает из шлюза для удаления мусора специальный контейнер с тщательно упакованным беспилотником и пусковой установкой. Кстати, скорость всплытия контейнера должна контролироваться компьютером — это дает возможность подлодке отойти на безопасное расстояние и скрыться. После всплытия, контейнер стабилизируется на поверхности с помощью груза-якоря, разворачивает пусковую установку и запускает БПЛА Submarine Launch Vehicle (SLV).
По предварительным расчетам, пуск аппаратов типа Switchblade можно производить с перископной глубины или с даже с еще большей. Без сомнения, подобный метод дает командиру подлодки или оператору на другом конце планеты уникальную возможность "осмотреться" и поразить важную точечную цель с помощью малозаметного высокоточного оружия, не подвергая при этом саму субмарину риску быть обнаруженной или уничтоженной (как это случилось в свое время с подводным авианосцем "Сюркуф"). Связь же с БПЛА осуществляется по спутниковому каналу при помощи специального малозаметного привязного буйка, также находящегося в контейнере, который оборудован приемопередатчиком спутниковой связи.
Сейчас идет активная доработка конструкции беспилотника, который, по планам военных, будет испытан на учениях RIMPAC в следующем году. Если все пойдет успешно, то этот аппарат поступит на вооружение сразу нескольких субмарин. Командиры кораблей подводного флота с нетерпением ждут этих испытаний — по их словам, у них впервые появится возможность взглянуть на окружающую обстановку не только с помощью перископа, который имеет недостаточную высоту и не позволяет оценить обстановку на большом расстоянии от подводного корабля. А также провести уничтожение цели без риска выдать местоположение подлодки.
Итак, как видите, старые разработки в военном деле никогда не пропадают зря — когда приходит время они воплощаются. Правда, часто в весьма модифицированном виде…
Антон Евсеев Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|