В истории военной авиации есть немало выдающихся самолетов, без упоминания о которых не обходится ни одна подробная энциклопедия. Среди многих истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков и других самолетов, выделяются те машины, которые стали рубежными в развитии ВВС и авиационных технологий, надолго определив стандарты и направления развития авиационной техники. К числу таких машин, безусловно, относится и истребитель-бомбардировщик Су-7Б, первый полет которого состоялся 24 апреля 1959 года.
История этого самолета, впрочем, началась раньше – в 1953 году, когда возрожденное ОКБ П.О. Сухого получило задание спроектировать и в 1955 году предъявить на испытания сверхзвуковой фронтовой истребитель со стреловидным крылом. Скорость машины должна была составлять не менее 1800 километров в час.
Проектирование машины, в основу которой был положен нереализованный проект 1948 года, завершилось летом 1954 года, новый самолет получил индекс С-1. Первый полет новой машины состоялся 7 сентября 1955 года. В ходе заводских испытаний машина показала отличные характеристики, в частности максимальную скорость более 2000 километров в час, и вскоре последовало решение о серийном производстве истребителя Су-7.
Однако в это время ВВС СССР уже ощущали острую потребность в машине иного класса – скоростном истребителе-бомбардировщике. В 1957 году задание о проектировании такой машины под индексом С-2.2 попадает в тематический план ОКБ Сухого. Для ускорения процесса разработки, новую машину начинают создавать на базе истребителя Су-7. На это решение также повлиял тот факт, что в качестве перспективного истребителя ВВС предпочли самолет Е-6 (будущий МиГ-21) ОКБ Микояна, в результате чего производство Су-7 было решено ограничить малой серией.
Первый Су-7Б, как уже было сказано, поднялся в воздух 24 апреля 1959 года. Наиболее серьезным доработкам, по сравнению с базовым Су-7, подвергалась система вооружения. Появились бомбардировочные приборы управления огнем и балочные держатели, обеспечившие более широкую номенклатуру вооружения. Кроме того, машина получила новый двигатель.
Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б был запущен в серию в 1960 году, а в 1961 – официально принят на вооружение. Арсенал самолета включал две 30-мм пушки НР-30 (боезапас по 65-80 снарядов на орудие), свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг, неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-3К, С-5, С-24. Самолёт мог нести также тактическое ядерное оружие - бомбу 8У69 мощностью 5 кт. Общая масса бомбовой нагрузки достигала двух тонн.
В 60-70-х годах Су-7Б и последующие модификации машины составили основу советской истребительно-бомбардировочной авиации. В процессе эксплуатации они неоднократно дорабатывались. В 1966 году на базе Су-7БМ был создан самолёт с крылом изменяемой стреловидности Су-17. В производстве находились также варианты Су-7Б - учебно-боевой Су-7У, экспортные Су-7БМК и Су-7УМК. Всего строилось 7 основных модификаций Су-7, а производство Су-7Б продолжалось до 1971 года. Различные его модификации находились на вооружении советских ВВС до конца 80-х годов.
Они поставлялись на экспорт в Алжир, Афганистан, Египет, Индию, Ирак, КНДР, Польшу, Сирию, Чехословакию. Су-7Б участвовал во многих локальных войнах - индо-пакистанском конфликте (1971 г.), арабо-израильском конфликте (1973 и 1982 г.г.), войне в Афганистане (1979-1989 г.г.), в ирано-иракской войне (1981-1988 г.г.), где показал высокую эффективность и боевую живучесть.
В ходе индо-пакистанского конфликта 1971 года самолеты этого типа, вооруженные блоками НАР активно использовались для нарушения железнодорожных перевозок – 30-миллиметровые пушечные снаряды надежно выводили из строя локомотив, после чего залп НАР сметал обездвиженный поезд с железнодорожного полотна.
В настоящее время подавляющее большинство Су-7Б списаны, а многие заняли место в авиационных музеях. В памяти множества пилотов и во всемирной истории войн они навсегда останутся как надежные, скоростные и мощные боевые машины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Истребитель-бомбардировщик Су-7Б разработан в ОКБ П.О.Сухого на базе фронтового истребителя Су-7. Задание на проектирование самолёта было получено в марте 1958 года. На истребитель-бомбардировщик было решено устанвить двигатель АЛ-7Ф-1 с 40% форсированием. За счёт применения более крупной форсажной камеры хвостовая часть фюзеляжа получила характерное "раздутие". Носовая часть фюзеляжа была удлинена и снабжена противопомпажными створками (автоматически открывались на всерхзвуковых скоростях). В крыле были установлены дополнительные топливные баки. Расширена номенклатура вооружения. Весной 1959 года был построен прототип С22-1 (переоборудован из Су-7). В апреле он впервые поднялся в воздух. Ещё до завершения государственных испытаний осенью 1960 года самолёт был запущен в производство на заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре (Дальневосточный машиностроительный завод). 24 января 1961 года он был принят на вооружение под обозначением Су-7Б. Первые серийные самолёты поступили в Липецкий ЦБП и ПЛС.
Су-7Б выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным стреловидным крылом (62° по передней кромке) и цельноповоротным горизонтальным оперением. На каждой консоли крыла установлены элерон с весовой и аэродинамической компенсацией, выдвижной закрылок и 2 аэродинамические перегородки. Фюзеляж круглого сечения, типа полумонокок. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из ТРДФ АЛ-7Ф-1 конструкции ОКБ А.М.Люльки. Ввоздухозаборник носовой с подвижным центральным телом. Герметичная кабина пилота снабжена системой кондиционирования воздуха. На модификациях Су-7БКЛ и Су-7У могли применяться пороховые стартовые ускорители СПРД-10.
Вооружение включало 2 30-мм пушки НР-30 (боезапас по 65-80 снарядов на орудие), свободнопадующие бомбы калибром до 500 кг, НАР С-3К, С-5, С-24. Самолёт мог нести тактическое ядерное оружие - бомбу 8У69 ("изделие 244Н") мощностью 5 кт.
Самолёты семейства Су-7Б в 60-70-х годах составляли основу советской истребительно-бомбардировочной авиации и были одними из самых эффективных боевых машин в своём классе. В процессе эксплуатации они неоднократно дорабатывались. Летающие лаборатории на его базе широко использовались для отработки оборудования, вооружения, средств спасения, новых аэродинамических компоновок и т.д. В 1966 году на базе Су-7БМ в был создан самолёт с крылом изменяемой стреловидности Су-17.
Производство Су-7Б продолжалось до 1971 года. Самолёты различных модификаций находились на вооружении советских ВВС до конца 80-х годов. Они поставлялись на экспорт в Алжир, Афганистан, Египет, Индию, Ирак, КНДР, Польшу, Сирию, Чехословакию. Су-7Б участвовал во многих локальных войнах (индо-пакистанский конфликт (декабрь 1971), арабо-израильский конфликт (1973), афганская война (1979-1989), ирано-иракская война (1981-1988)), где показал высокую эффективность и боевую живучесть (в музее ВВС Индии выставлен Су-7Б, получивший большие повреждения в бою, но вернувшийся на базу). В настоящее время в некоторых странах "третьего мира" эти самолёты ещё продолжают эксплуатироваться.
Модификации самолёта:
- "100ЛДУ" - летающая лаборатория для отработки системы дистанционного управления сверхзвукового бомбардировщика Т-4 ("100"). В 1969 году переоборудован 1 Су-7У.
- С22-1 - прототип истребителя-бомбардировщика Су-7Б. Первый полёт в апреле 1959 года.
- С22-2 - прототип Су-7БМ. Отличался увеличенным запасом топлива, системой струйной защиты воздухозаборника. Изготовлен в 1962 году.
- С22-4 - прототип Су-7БКЛ. Изготовлен в 1962 году.
- С-23 - опытный для испытания лыжного и смешанного шасси. В 1959 году переобрудован 1 Су-7.
- С-25 - опытный с пороховыми ускорителями. Отличался наличием системы сдува пограничного слоя и двухкупольным тормозным парашютом. В 1960 году переобрудован 1 Су-7Б.
- С-26 - опытный для испытания лыжного и шасси. В 1963 году переоборудован 1 Су-7БМ.
- С-28 - самолёт с РЛС "Орион" в подфюзеляжном контейнере (проект). Разрабатывался в 1962 году.
- С-41 - опытный для отработки воздухозаборников и удлинённой носовой части фюзеляжа с противопомпажными створками. Отличался расширенной хвостовой частью фюзеляжа. Изготовлен в 1958 году (переоборудован из серийного Су-7).
- Су-7 - фронтовой истребитель. Отличался двигателем АЛ-7Ф (АЛ-7Ф1-50). В 1958-1959 годах выпущено 20 самолётов.
- Су-7Б (С-22) - серийный истребитель-бомбардировщик. Отличлся двигателем АЛ-7Ф1-100 и катапультным креслом КС-2. Выпускался в Комсомольске-на-Амуре в 1959-1963 годах.
- Су-7БКЛ (С-22КЛ) - модернизированный. Отличался колёсно-лыжным шасси, катапультным креслом КС-4 (на некоторых самолётах устанавливалось КМ-1). Контейнер с тормозным парашютом перенесён в основание киля. Выпускался в 1965-1971 годах. Это была самая массовая модификация самолёта.
- Су-7БМ (С-22М) - модернизированный. Отличался двигателем АЛ-7Ф1-150 (позже АЛ-7Ф1-200), новой топливной системой, катапультным креслом КС-3, составом оборудования. Впервые в СССР применена ночная подсветка приборов красным светом. Выпускался в 1963-1965 годах.
- Су-7БМК (С-22МК) - экспортный (комерческий). Отличался составом оборудования. Выпускался в 1964-1970 годах. Поставлялся в Египет и Индию.
- Су-7У (У-22) - учебно-боевой. Отличался второй кабиной с двойным управлением и двигателем АЛ-7Ф1-200. Выпускался в 1965-1971 годах.
- Су-7УМК (У-22МК) - экспортный учебно-боевой. Выпускался в 1966-1970 годах.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
АЛ-7Ф-1 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная на форсаже
|
6800 9600 |
Габариты, м:
разиах крыла длина с ПВД высота
|
9,31 18,05 4,99 |
Площадь крыла, м2 |
34,0 |
Масса, кг:
пустого взлётная нормальная взлётная максимальная
|
8370 13600 13830 |
Запас топлива максимальный (с 2 ПТБ), л |
4695 |
Боевая нагрузка, кг |
2000 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли максимальная на высоте взлётная посадочная
|
1350 2120 350 320 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
160 |
Практическая дальность полёта с ПТБ, км |
1875 |
Практический потолок, м |
15150 |
Длина разбега, м
пробега (с тормозным парашютом), м
|
1350-1450 900-1000 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Адлер Е. Как зарождался Су-7. // Крылья Родины. - 1998. - №2. - С. 24-26.
- Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 114-121.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 27-28.
- Павлов В. Над полем боя: Об истребителе-бомбардировщике Су-7Б. // Крылья Родины. - 1999. - №4. - С. 4-9.
- Приходченко И. Антология Су-7. // Авиационное обозрение. - Вып. 4, 5.
Источник: РИА Новости.
Рейтинг публикации:
|