В Бразилии прошла выставка вооружений «ЛААД-2009». По ее итогам компания «Рособоронэкспорт» договорилась о расширении продаж российских военных самолетов и вертолетов в Латинскую Америку. Этот рынок пока недостаточно нами освоен, но перспективы отличные. Правда, чтобы их реализовать, нужно развивать свою собственную военную авиацию и модернизировать заводы для производства летающих боевых машин.
В Рио-де-Жанейро 18 апреля завершилась выставка вооружений «ЛААД-2009». В ней приняла участие и компания «Рособоронэкспорт». «Итоги переговоров подтверждают тенденцию к укреплению взаимоотношений РФ со странами Латинской Америки. Со стороны государств региона было проявлено внимание к российским самолетам, вертолетам», - рассказал глава компании Сергей Свечников.
Многие считают, что мы успешно осваиваем латиноамериканский рынок вооружений. Пока это не совсем так. Относительные успехи стали возможны благодаря США, которые наложили множество ограничений на собственное военное и техническое сотрудничество со странами Латинской Америки.
Читайте: Колумбия открыта для россиян. И для российского оружия.
В 1992 году был принят закон, позволяющий США препятствовать другим странам продавать военную технику, в которой использовались компоненты американского производства. А этим как раз любят заниматься в Латинской Америке. В 2006 году Вашингтон ввёл эмбарго на поставки вооружений в Венесуэлу и обвинил ее президента Уго Чавеса в поддержке экстремистских групп вроде колумбийских повстанцев из FARC.
Странам региона пришлось искать другие источники поставки оружия. Россия с ее развитой оборонной промышленностью выглядела привлекательной альтернативой США. Но наша страна пока не закрепилась на латиноамериканском рынке. Для этого нужно время. Например, сейчас нашу боевую авиацию, кроме Кубы, полностью вооруженной российскими самолетами, покупает Перу (штурмовики Су-22М3, вертолеты Ми-24). Небо этой страны защищают и истребители МиГ-29. А «Крокодилы» Ми-24 состоят на вооружении ВВС Никарагуа. Больше российской авиации похвастаться пока нечем.
Прорывом можно считать поставку Венесуэле в 2008 году 24 самолетов Су-30. На сегодняшний день они считаются лучшими военными самолетами стратегического назначения (дальность полета до двух тысяч километров без дозаправки). Если говорить о Бразилии, то этого покупателя пока можно исключить. В стране существует национальный производитель – «Эмбраер», выпускающий до четверти самолетов в регионе. Хотя не исключено, что со временем Бразилия рассмотрит вопрос о закупках Су-35 у России.
Но, чтобы экспорт российского оружия развивался, оборонной отрасли нужны мощные вливания денежных средств. Минобороны России закупает всего 15 процентов того объема вооружений, которые производят предприятия страны. Если Россия не модернизирует свои заводы, она потеряет покупателей.
Понимая это, российское руководство заявляет о том, что дополнительные ассигнования, а, следовательно, и модернизация предприятий военной промышленности, на подходе. Именно поэтому значительная часть этих средств направляется в компании, производящие ценную экспортную продукцию.
Однако, кроме денег, нужны еще и талантливые люди. А найти их будет сложно. В 90-е гг. компании оборонной отрасли не набирали и не готовили инженеров. Поэтому средний возраст работников военных предприятий приближается к 60 годам – это старые кадры.
Смотрите фоторепортаж Штурмовик Су-25.
Найти хороших летчиков-новобранцев еще тяжелее, чем инженеров. К 2015 году ни при каких условиях Россия не сможет иметь летный состав 1-го класса, средний уровень летной подготовки летчиков будет соответствовать 3-му классу. Даже если сейчас резко увеличить средний годовой налет летчика, к 2020 г. РФ не будет иметь и трети уровня боевого потенциала 1991 г. На самолетах пятого поколения просто некому будет летать.
При сохранении нынешнего уровня поставок авиатехники к 2017 г. парк ВВС России будет иметь запредельный средний возраст - примерно в 20 лет. В этом случае число самолетов сократится до 45 процентов от уровня 1992 г. При самом благоприятном стечении обстоятельств полноценное восстановление боевого потенциала конца 1980-х гг. возможно не ранее 2035 г.
Правда, действия российского руководства вселяют надежду. На прошлой неделе Дмитрий Медведев сообщил, что с 2011 г. начнется масштабное перевооружение армии. Глава оборонного ведомства Анатолий Сердюков пообещал, что к 2015 году доля современных образцов вооружения будет доведена до 30 процентов, а к 2020 году - до 70.
Кажется, лед тронулся. И потому есть надежда, что Россия и собственные ВВС перевооружит, и успешно обоснуется на рынке Латинской Америки.
Владимир Анохин Источник: «Правда.Ру».
Рейтинг публикации:
|