Шумный пес

Подробно о робопсе The BigDog вы можете прочитать в отдельном материале Infox.ru. Здесь же стоит сказать, что американские военные, похоже, так впечатлились способностями робота бегать рысцой, ходить по снегу, льду, грязи или скалам и феноменально держать при этом равновесие, что даже не стали дожидаться, пока создатели The BigDog из компании Boston Dynamics решат проблему излишнего шума, издаваемого роботом.

 

Питание робопса осуществляется за счет работы бензинового генератора, жужжащего, словно рой разъяренных пчел. Пока не сообщается, будет ли экипировка солдат, которым предстоит работать с The BigDog, доукомплектована берушами, но уже ясно — они пригодятся. На первом этапе в боевом тестировании примет участие всего четырех единицы The BigDog. Если испытания пройдут успешно, их количество увеличат.

 

Вторым американским роботом, отправляющимся на войну, является K-MAX — беспилотный грузовой вертолет.

Беспилотный силач

Одно из преимуществ новой разработки Lockheed Martin — в способности перевозить почти три тонны груза. Другое — в уникальном строении винтов беспилотника.

 

Он оснащен двумя соединенными между собой винтами, которые поворачиваются в противоположные стороны (подробнее — в нашем видеосюжете). Такая конструкция делает наличие хвостового винта необязательным, а также добавляет беспилотнику маневренности и мощности.

 

Полет из одной точки в другую K-MAX совершает самостоятельно, ориентируясь на данные GPS и самостоятельно же корректируя свой маршрут в зависимости от обстановки, но вот для совершения взлета и посадки — в отличие от множества прочих беспилотных летательных аппаратов — этому вертолету необходима помощь оператора. Чтобы не повредить или не потерять груз.

 

Управление взлетом и посадкой осуществляется с помощью портативного компьютера в форм-факторе tablet. Оператор управляет беспилотником, наблюдая за ним сразу с двух точек: с земли — собственными глазами и с воздуха — благодаря картинке с бортовой камеры K-MAX, транслирующейся на дисплей компьютера.

 

Именно эта особенность эксплуатации нового устройства заставляет некоторых военных сомневаться в том, что робот и наземный оператор могут заменить опытного пилота обычного вертолета.

 

«Когда имеешь дело с маленькой посадочной площадкой и условиями, в которых права на ошибку практически нет, — скалистая местность, перепады температур, и прочими факторами, вроде постоянно меняющегося направления ветра, — сложно поверить, что беспилотный аппарат сможет учесть все эти обстоятельства», — рассказал в телефонном интервью из Афганистана для FOXNews.com старший уорент-офицер американской армии Тимоти Смэйл.

 

Пресс-атташе Lockheed Martin Integration Франс Юргенс в интервью тому же СМИ ответил: «Конечно же, перед тем как вылетать с грузом, K-MAX совершит ряд пробных полетов, данные о которых позволят программировать [будущие] полеты заранее».

 

Впрочем, даже обоснованный скепсис в отношении K-MAX, пожалуй, не в состоянии перевесить возможности, которые сулит использование этого беспилотника. Сейчас, чтобы перевести по воздуху 2,7 тонны (именно столько в состоянии увезти K-MAX) нужен полноразмерный пилотируемый вертолет, для эффективного использования требующий полноценную инфраструктуру и гораздо больше, чем БПЛА, топлива.

 

Во многих ситуациях использование беспилотного аппарата позволит избавить людей от риска ранения или гибели. Там, где применение пилотируемого вертолета может быть связано с большим риском для экипажа, использовать беспилотники можно гораздо свободнее.

 

В Афганистане, где ландшафт изобилует местами, добраться в которые можно только по воздуху, K-MAX существенно сэкономит время и финансы армии.