Американцы разработали и приняли к исполнению новую стратегию по киберпространству, в которой компьютерные атаки со стороны иностранных государств будут восприниматься как акт агрессии, что предусматривает возможность ответного применения военной силы.
Кибервойны уже относят к стремительно растущим угрозам для человечества. В США многие считают, что следующим Перл-Харбором для них станет именно массированная кибератака, которая одномоментно парализует управляемость страной и вызовет в ней полный хаос. Возможно, в Пентагоне посчитали, что участившиеся хакерские атаки на различные закрытые сети США являются своеобразной разведкой боем перед началом глобальной кибервойны. И, чтобы хоть как-то обезопасить себя, резко ужесточили уголовную ответственность за несанкционированное проникновение в сети на своей территории. Поэтому администрация президента внесла в конгресс законопроект о кибербезопасности, в нем предусматривается увеличение тюремного срока за хакерство с 10 до 20 лет.
Зачистка началась с союзников. Сообщалось, что в Великобритании полиция по наводке ЦРУ арестовала девятнадцатилетнего «ботаника», который был активным членом международной хакерской группы, название которой можно трактовать как «Насмешка над безопасностью». Ее участники, просто ради смеха, со своих персональных компьютеров – как их называют в России, «писюков» - взламывают самые закрытые сети, в том числе - ЦРУ, ФБР, сената США, крупных банков и других «уважаемых структур».
Существует неписанный закон человеческого бытия, выраженный поговоркой: не рой яму другому – сам в нее попадешь. Американцы первыми стали внедрять кибернетику во все сферы жизни. И самоуверенно считали себя абсолютными лидерами, навсегда опередившими всех конкурентов в мире. Естественно, по их мнению, самим США никакие угрозы в киберпространстве априори будто бы грозить не могут. Сделал это, образно говоря, Вашингтон. И в США стали выдавать немалые гранты тем «вольным компьютерщикам», которые взламывали защитные программы различных компьютерных сетей в КНР, Иране, Северной Корее, поговаривали, что и в России. Все это преподносилось как олицетворение полной свободы и борьбы с любыми проявлениями цензуры в Интернете. Соответственно, «поддержание демократии» - в ее американской трактовке - всегда надо поощрять материально. И наряду с любительскими взломами закрытых сетей уже в конце ХХ века стали создаваться профессиональные программы компьютерных «медвежатников». Практически во всех развитых странах мира появились настоящие хакерские подразделения - либо в спецслужбах, либо в секретных подразделениях министерств обороны.
Пентагон первым в мире запустил идею сетецентрических войн. Если очень коротко, то суть ее в том, что весь мир оцифровывается и переводится в компьютерные программы. С помощью сложных программ обеспечивается глобальное управление войсками, выстраивается стратегия всей войны и тактика конкретного сражения. Естественно, одна из составляющих боевых действий – взлом вражеских сетей, массированная хакерская атака на противника.
Если требуется нанести удар по какому-то объекту в любой точке планеты, то весь план атаки сначала обыгрывается и доводится до совершенства - как обычная компьютерная игра. А уж потом в дело вступает живая сила и боевая техника.
Впервые эпизод сетецентрической войны был реализован в операции по уничтожению Усамы бен Ладена. Его ликвидация готовилась и проводилась почти как виртуальная игра. Когда шел штурм дома «террориста №1», за всеми действиями американского спецназа по телевизору следил сам президент США и его особо приближенные. Это тоже одна из особенностей сетецентрической войны. Наблюдать ее развитие можно в прямом эфире глазами (точнее, видеокамерой) любого конкретного участника - рядового бойца или командира. Более того, в перспективе можно будет лицезреть то, что «видит» бомба, снаряд, ракета, танк, самолет, вертолет. Каждую единицу боевой техники и даже каждый боеприпас предполагается оснастить специальной видеокамерой, выдерживающей любые динамические нагрузки и передающей сигнал на базовые приемники. С последующей ретрансляцией в ближайший штаб управления конкретной операцией и в Пентагон, где сидят и управляют ходом развития всей войны «великие стратеги». Не война, а киношный блокбастер.
Первыми овладев технологией сетецентрической войны в полном объеме, армия Соединенных Штатов, как уверяют апологеты военного киберпространства, становится непобедимой. И никакое НАТО будет не нужно. Любого своего противника, даже из числа ныне самых близких друзей, Пентагон и без применения ядерного оружия раздавит за считанные часы, транслируя свой военный триумф по мировому телевидению. Перед началом боевых действий управление возможным сопротивлением будет парализовано хакерскими атаками, причем не любительскими, а вполне профессиональными. Еще немного, еще чуть-чуть - и глобальный контроль над планетой и всей земной цивилизацией Вашингтону обеспечен.
Однако человек в своих безумных мечтаниях предполагает, а Бог, как известно, располагает. Израсходовав сотни миллиардов, а, может быть, уже и триллионы, долларов на оцифровывание военной техники и всей государственной инфраструктуры своих потенциальных врагов, на создание специальных и очень сложных компьютерных программ, в том числе – хакерских, США смогли реализовать пока что только сетецентрическое убийство Усамы бен Ладена. Да и то потеряли при этом дорогущий «совершенно секретный» вертолет. Аналогичная война против Муамара Каддафи ожидаемых результатов не принесла.
Зато в Пентагоне вдруг осознали - что свидетельствует об интеллектуальном потенциале американской военной элиты – что идея сетецентрической войны строится исключительно на компьютерных технологиях. Дошло! И сбой программного обеспечения в критический момент неизбежно приведет к провалу всей военной операции и большим человеческим жертвам со стороны самой же американской армии. Если уж Соединенные Штаты не смогли одержать молниеносной победы в Ливии, никогда не славившейся продвинутыми хакерами, что будет в случае начала военной операции против Ирана? И какой кошмар может приключиться, если вдруг обострятся отношения с КНР или Индией? А если в Японии «проснется» компьютерно продвинутый патриот, в сердце которого застучит пепел Хиросимы? Вот почему США резко усилили наблюдение за киберактивистами стран, наиболее продвинутых в развитии компьютерных технологий. И тут выяснилось: Россия к таковым не относится! Глобальная кибервойна, если она начнется, практически никак не отразится на жизнедеятельности и обороноспособности нашего государства.
Мы находимся на такой низкой ступени общей компьютеризации, что даже полный паралич мировой сети принесет жителям России, в отличие от США и стран Западной Европы, лишь некоторые неудобства – не более того.
Трудно поверить? Давайте вспомним.
Скажем, армия Грузии была обеспечена в материальном отношении гораздо лучше Вооруженных сил России. В арсеналах Тбилиси было много очень хорошей техники, предназначенной для борьбы с высокоточным оружием и высококачественной цифровой связью противника. Однако против навороченных и экипированных по лучшим натовским стандартам войск выползла раздолбанная наша бронетехника, в которой вершиной технического совершенства был, наверное, лишь оптический дальномер. На поле боя вышли усталые солдаты в поношенном и блеклом обмундировании с неизменными «калашами» в руках, с примитивной аналоговой и даже проводной связью. И победили! Победу одержал дух воина, который в нашей армии всегда сохранялся. У нас не было ни цифровых радиостанций, ни высокоточного оружия, ни, тем более, кибернетического управления войсками – то есть всего того, с чем грузинские военные, натасканные американцами, могли бы успешно бороться.
Зато сразу после победоносной войны, которую принято именовать «08.08.08», началась ураганная реформа Вооруженных сил России.
Обмундирование пошили от кутюрье, погоны с плеч перевесили на пузо и на рукава. Но самое главное – огромные финансы брошены на реализацию программы «Созвездие», бледного подобия идеи сетецентрической войны, которая за океаном принята как основная военная доктрина XXI века. Военная гонка в этом направлении между Россией и США один в один напоминает соревнование между Эллочкой-людоедкой и Вандербильдихой из «12 стульев». Ах, миллиардерша приобрела россыпь бриллиантов? А мы ей ответим мелкими осколками бутылочного стекла – тоже ведь блестят на солнце. Похоже, в виртуальное «Созвездие» уходит львиная доля огромного военного бюджета.
К 2020-му Вооруженные силы России, как и в продвинутом западном мире, должны управляться только при помощи компьютерных программ, которые… можно будет парализовать хакерской атакой. Показательно, что наряду с внедрением сетевого управления в армию идет беспрецедентная и поистине силовая компьютеризация всей государственной машины.
С одной стороны – это прогресс. А с другой – наша страна ускоренными темпами встраивается в доктрину сетецентрической войны, где каждый зачипованный гражданин, будет под круглосуточным наблюдением и постоянным прицелом.
Впрочем, не все пока ясно с такими странами, как Индия, КНР, Иран. Они не союзники между собой, а первые две – очень хорошие партнеры Соединенных Штатов. Но ведь все переменчиво в нашем мире. А повсеместная чипизация населения и тотальная компьютеризация в указанных сверхдержавах не наблюдается. Может быть, поэтому американцы и грозят бомбой в ответ на хакерскую атаку из-за границы. Только вот какой объект бомбить будут – столицу государства, с территории которого хакеры нанесли свой зловредный удар или конкретное интернет-кафе?
Однако существует гораздо более реальная угроза для цивилизации, чем кибернетическая война. Это вирусно-компьютерная пандемия. Обычный грипп в двадцатые годы ХХ века унес больше жизней, чем Первая мировая война. В средние века эпидемии чумы и оспы опустошали целые страны. Случайно, но очень точно программы, нарушающие работоспособность компьютерных систем назвали вирусными.
Компьютеры появились сравнительно недавно. Их почти сразу нарекли кибернетическими организмами. Они усложняются, расширяются, входят в нашу повседневную жизнь. И давно не секрет, что одновременно усложняются, все глубже внедряются в мировые сети компьютерные вирусы. Пока они примитивны и, наверное, даже одна лаборатория Касперского может обеспечить защиту от них даже в глобальном масштабе. Это сегодня. А что завтра?
Ежедневно в сеть вбрасываются сотни вирусов, созданных любителями, они вроде бы уничтожаются, а на самом деле просто затихают и копятся в отложенных программах. Где-то ждут своего часа полчища вирусов, созданных профессионалами. И нет гарантии, что армии этих «интервентов» не прорвутся в сеть помимо воли их разработчиков. Ряд экспертов уверен, что спровоцировать лавинообразную активацию вирусных программ в глобальном Интернете и многочисленных локальных сетях может сильный электромагнитный удар – результат вспышки на Солнце, или иной техногенный катаклизм. Что тогда?
Выходит, американские фантастические фильмы на тему бунта кибернетических машин не так уж и фантастичны. Вирусная пандемия компьютеров и массовая их гибель, включая самоуничтожение военных и административных сетей, более чем реальны. Так надо ли спешить с абсолютной и безальтернативной компьютеризацией всей России и чипизацией ее населения? Ведь если «замкнет», то - все и вся.