В этом году, по словам организаторов, салон в Санкт-Петербурге стал рекордным, обойдя по ряду показателей даже французский «Евронаваль». На МВМС-2011 представлено множество настоящих сенсаций в области военно-морской техники и технологий.
На салоне можно увидеть сорок кораблей и катеров, в том числе – три иностранных фрегата: американский, нидерландский и немецкий. Свою продукцию показывают более 400 предприятий, из них – 67 зарубежных. Если пройтись по отечественным павильонам МВМС-2011 и представить, что демонстрируемые модели различных кораблей и экранопланов, а также их оснастка существуют на самом деле, а не только в виде пластиковых макетов, дух захватывает. Ведь тогда получается, что Россия – величайшая и самая океанская держава мира. Мы действительно можем быть если не впереди планеты всей, то в числе лидеров – совершенно точно.
Примеры нашей продвинутости демонстрируются тут же. У причальной стенки стоит корвет «Сообразительный» проекта 20380 и малый артиллерийский корабль «Волгодонск» проекта 21632 «Торнадо». Это корабли совершенно новых форм и обводов в стиле «невидимой» технологии «Стелс». Конечно, невидимками они не стали, но заметность их уменьшилась существенно. И вооружение у кораблей соответствует требованиям современности. Как утверждают специалисты, работающие на салоне, огневая мощь, казалось бы, небольших корветов соизмерима с мощью крейсеров середины прошлого века.
Все мы как данность воспринимаем превосходство западных цифровых технологий. И мало кто знает, что цифровую карту мирового океана первыми составили не в США с их мощным флотом и развитыми информационными технологиями, а в России.
Начали эту работу двадцать лет назад питерские специалисты, объединившиеся позже в группу компаний «Транзас», аббревиатура означает в переводе с английского «транспортная безопасность». Подразумевалась безопасность судовождения. Первыми в мире осознали, что комплексной безопасности на море можно добиться только с помощью компьютерных технологий, русские инженеры, а нее специалисты «Майкрософта». Без больших денег, без государственной поддержки, на голом энтузиазме они сделали то, к чему на Западе подходили все последнее десятилетие ХХ века.
Эти же инженеры первыми в мире разработали программное обеспечение для судовождения и навигации, построенное на компьютерных технологиях. Кажется невероятным, но на многих частных яхтах руководителей корпорации «Майкрософт», в том числе у ее основателя Билла Гейтса, стоит навигационное оборудование, в котором программное обеспечение, то есть «софт», российской разработки и производства. А у нас даже на самом верху все еще говорится об инновациях и ускорении только в будущем времени: «Вот наступит год 2020, тогда…». Между тем, навигационные системы, разработанные в Питере, давно стоят на всех кораблях береговой охраны США и даже на атомном французском авианосце «Шарль де Голль». Нет их на кораблях ВМФ России.
Сегодня упомянутая группа компаний выпускает очень современные комплексы управления кораблями и судами всех типов. Получается, что продвинутые «мозги» для кораблей – тоже родом из России. Здесь же разработаны тренажерные комплексы, полностью имитирующие управление плавучими средствами любой сложности – от катера до авианосца.
Всем известно, что наши зенитно-ракетные комплексы ПВО – лучшие в мире. Но вряд ли кто знает, что лишь в нашей стране, еще в советское время, в государственном научно-производственном предприятии «Регион» были созданы первые образцы противоторпед. Довели их до совершенства уже в новой России.
Антиторпеды тоже можно увидеть на салоне МВМС-2011. Ни в США, ни в Западной Европе, ни в Японии, ни в Китае до сих пор не смогли создать аналогов нашим боевым системам.
Принцип работы антиторпед такой же, как у зенитных ракет: они перехватывают вражеские объеты и уничтожают их взрывом. Если удается вовремя засечь торпедную атаку по надводному кораблю или подводной лодке, то русские антиторпеды с гарантией в сто процентов поразят даже лучшие американские Мк-48. Это действительно универсальное средство защиты, но пробивается чудо-оружие на корабли и субмарины ВМФ с огромным трудом. По пальцам можно пересчитать боевые единицы флота, на которых установлены противолодочные комплексы антиторпед с безликим именем «Пакет». Назвали бы еще «тампоном», а потом жаловались, что никто не берет - ни в родном флоте, ни в зарубежном. Экспорт антиторпед разрешен, но движется с трудом. Думаю, название проекта играет свою негативную роль, с боевыми именами у нас просто беда. Зато радует и своими боевыми характеристиками, и своим именем вертолет «Аллигатор», который представлен на салоне в натуральном грозном виде как машина ВВС, и в виде макета со сложенными лопастями для ВМФ. Сейчас полным ходом идут работы по разработке морского варианта Ка-52 «Аллигатор». Они будут стоять на российских «Мистралях».
Очень интересны макеты боевых кораблей будущего. Это корветы ближней морской зоны «Орелъ», «Строгий» и более мощный корвет проекта 052. Как уверяют их разработчики, в этих кораблях воплощены все лучшие традиции отечественного кораблестроения, адаптированные к требованиям XXI века. В профиль корветы будущего чем-то похожи на исторические крейсера «Аврора» и «Варяг», а по сути своей действительно революционны.
В США очень похожие корабли уже закладываются. Мы вполне можем идти с ними вровень. Просто надо решиться отойти от сложившихся стереотипов, и действительно начинать строительство флота XXI века. Впрочем, по словам президента Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко, сейчас идет расчет конструкции этих корветов, в строй отечественных ВМФ они смогут вступить уже в 2015-м. А еще в планах ВМФ - строительство атомного авианосца нового поколения. Работы над ним планируется начать в том же 2015-м, а в строй ввести в 2023-м. Но все-таки это – не самая близкая перспектива, согласитесь.
Главной же сенсацией МВМС-2011 стал пусковой комплекс «Клаб-К». Два стандартных морских контейнера – один большой, другой поменьше. Но какова начинка! Это пусковые установки ракет типа 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ, а также Х-35Э. Дальность их полета – более 200 километров, поражать они способны как морские, так и наземные цели. «Столетие» уже рассказывало об этом ракетном комплексе, впервые он был показан на салоне военной техники в Малайзии два года назад в виде красивого планшета. Но мало ли какие чудеса «рисуют» на бумаге наши продвинутые конструкторы.
Ведь некоторые макеты «прорывных» оборонительных систем экспонируются на отечественных и зарубежных выставках уже лет двадцать. Но в реальности их никто не видел, и, скорее всего, не увидит – эти «прорывы» давно и безнадежно морально устарели.
Так давайте отдадим должное коллективу московского концерна «Моринформсистема-Агат», который всего за два года красивый рисунок воплотил в металл, в реальную боевую систему. Премьера готового к испытанию контейнерного «Клаба» состоялась в Санкт-Петербурге, на салоне МВМС-2011.
Стоит напомнить: изюминка новых комплексов в том, что ракеты размещаются не в боевых модулях, имеющих характерные очертания, а в типовых транспортных контейнерах. Их можно установить не только на специальных кораблях, но и на большегрузных автомобилях-фурах, на железнодорожных платформах, просто на земле, хорошо замаскировав. И любой агрессор получит сокрушительный удар там, где он его меньше всего ждет. Идея переоборудования гражданских судов под военные не нова. Во время давней войны за Фолкленды даже имевшая мощные ВМС Великобритания переоборудовала несколько больших контейнеровозов в авианосцы. А вот сделать из контейнеровозов ракетоносцы не смог еще никто в мире. На первый взгляд – задача простая, фактически же, комплексно решить ее смогли лишь в нашей стране.
Командованию отечественных ВМФ не мешало бы пристальнее присмотреться к ракетным контейнерам. Возник парадокс: у нас созданы совершенно уникальные морские ракетные системы, их на салоне показано множество, но современных морских носителей практически нет. И кто будет охранять «Мистрали», когда они войдут в состав ВМФ России?
Английское слово «club», ставшее именем новой русской ракетной системы, имеет несколько смысловых значений. В том числе – «дубина».
И когда видишь, как на обычном морском контейнере вдруг раскрывается крыша и медленно поднимается ракетная «Дубина», на уровне подсознания понимаешь: вот в чем сила России, в ее военно-оборонительной креативности и - в хорошем смысле - неадекватности по отношению ко всем канонам ведения войны.
Нас то и дело исподволь втягивают в различные гонки вооружений по созданию военных систем пятых и даже шестых поколений, в надежде, что еще не оправившаяся после критических лет российская «оборонка» окончательно надорвется. И тут неожиданно появляется технологически очень совершенная, но в то же время «простая дубина», от которой, как выясняется, спасения нет.
И, если понадобится, то, как в песне, дубинушка точно ухнет!
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
очередная глупость. по жизни - обходились без спутников, ЖПСов и прочих "приблуд - девайсов". и все прилетало и попадало туда, куда нужно было. с достаточной точностью. все эти "приблуды" - конечно, "облегчают жизнь", но - не более того, ибо есть и РЭБ и РЭП.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 113
Рейтинг поста:
Ну, да! Правильно, ещё "ЛОМО", в советское время, входило в четвёрку мировых брендов.
Ну, а для "Club," требуются (обязательно) система информации и целеуказания (желательно в "виде" спутника),без этого "он" -никак...вот вопрос-то..