В этом месяце NPR изучает многие пути расширения влияния Китая в мире – его инвестиции, инфраструктуры, военную мощь и многое другое.
На Камнерезных островах армейской базы в Гонконге, одетые в камуфляж китайские солдаты на показательных выступлениях отрабатывают упражнения с выпадом вперед с громким криком, имитируя колющие движения с ножом. Слышен крик восхищенной толпы, которая наблюдает за показательными упражнениями на территории армии, которая открывает свои ворота один раз в год для публики в качестве жеста доброй воли.
"Мы проделали большую работу для создания нашего имиджа в Гонконге", сказал моряк по имени Йю Бин, помогая посетителям взбираться на военный корабль. "Я не думаю, что люди должны бояться, поскольку, в конце концов, мы здесь для защиты страны".
Пекин уже давно утверждает, что его армия носит в основном оборонительный характер, направленный на сохранение территориального суверенитета Китая. Но темпы военного развития Китая беспокоят его соседей и Америку.
Старшие китайские офицеры настаивают на том, что Народно-освободительная армия Китай или НОАК на десятилетия отстала от армии США, тем самым оправдывая свои почти 20 лет непрерывных вливаний двухзначных чисел в военный бюджет страны. Многие китайцы соглашаются с этим, как Лай Пау Мок, который наслаждается военным парадом.
"По сравнению с армией США предстоит еще долгий путь вперед", говорит он. Как и многие другие китайцы, он считает, что есть необходимость в сильной армии для противовеса США. "Если наша армия будет достаточно сильна, то не будет войны. Если наша армия будет наоборот, недостаточно сильной, то война будет".
Конец "утаиванию и выжиданию"?
Когда Гонконг был возвращен Китаю в 1997 году, всего через восемь лет после кровавого подавления акции протеста на площади Тяньаньмэнь, многие жители Гонконга были встревожены тем, что китайские войска урчат у границы. Но сейчас ситуация совершенно иная. "Китай становятся все сильнее и сильнее. Каждый гордится, сталкиваясь с этим фактом", говорит другая зрительница по имени Тереза Ли, сияя от гордости.
Действительно, новая военная техника Пекина застала военную разведку США врасплох, что открыто признал в январе министр обороны США Роберт Гейтс. Будто ради того, чтобы дать это ясно понять, Китай провел первый испытательный полет своего нового истребителя "J-20" во время январского визита Гейтса в Пекин. В настоящее время Китай почти закончил реконструкцию своего первого авианосца - старой украинской модели корабля "Варяг", который по сообщениям агентства "Синьхуа" почти готов к своему завершению. На прошлой неделе генерал НОАК Чень Бингдэ впервые официально подтвердил существование авианосца, сказав: "Авианосец построен, но не завершен".
"Они изменяют "Варяг" день за днем, час за часом", сказал специалист из "Kanwa Asian Defense" Андрей Чанг. "Мы видели, как они установили большую часть радиоэлектронного оборудования, радио антенны - все сделано". Он считает, что данный корабль будет использоваться в основном для обучения, поскольку Китай планирует построить собственный авианосец. Китайские авианосцы в конечном счете могут изменить баланс военных сил, создав угрозу проекции американской мощи в Тихом океане.
Исследование Китая, которое было проведено в мае, показало, что большинство китайцев поддерживают строительство авианосца, и 81,3% респондентов считают, что авианосец "укрепит общую военную мощь Китая", а 50,9% говорят, что это будет служить противовесом Америке.
Но Чанг говорит, что он будет лишь одним оружием в арсенале Китая. "По сравнению с Россией и США только Китай одновременно занимается созданием авианосцев, подводных лодок со стратегическими баллистическими ракетами, истребителей-невидимок, ядерных подводных лодок, GPS-спутникрв - все это создается одновременно", говорит Чанг.
Добавьте ко всему этому растущий национализм и растущую уверенность в себе. Это может означать конец эпохи "утаивания и выжидания", когда китайские руководители призывали "скрывать свои возможности и выжидать". Пекин показал уверенность в себе, предав гласности военные учения и приняв сильную позицию в Восточном и Южно-Китайском море.
На фоне роста напряженности в отношениях с Вьетнамом и Филиппинами по поводу спорного Южно-Китайского моря, Пекин провел морские оборонительные учения и учения по десантированию на берег, а также отправил один из своих крупнейших гражданских патрульных кораблей для патрулирования Южно-Китайского моря.
А настроения в обществе, похоже, накаляются, несмотря на обещания Пекина не применять силу, и один опрос показал, что 82,9% китайских респондентов предложили, чтобы Китай использовал военные действия для решения своих споров в Южно-Китайском море.
Но некоторые полагают, что в военных амбициях Китая нет ничего нового. "Военная мечта Китая - создать самую сильную страну в мире, милитаристское государство №1", говорит высокопоставленный полковник Лю Мингфу в интервью, которое было опубликовано на сайте журнала "Defence Observer". Его книга под названием "Мечта Китая" взята за основу в китайских военных училищах наряду с классическим трудом Карла фон Клаузевица "О войне". Но он отрицает, что вооруженные силы Китая являются угрозой.
"Мы слишком слабы, и у нас небезопасно", говорит Лю. "США проводят свои военные учения у нас под носом, и использует свои авианосцы, чтобы выставлять напоказ свою военную мощь. Любой китаец может ощущать военную угрозу, которая исходит со стороны Америки. Политика сдерживания и угрозы США являются сильнейшим импульсом, который стоит за военным развитием Китая".
"Изменение ситуации"
Многие люди в военных кругах преуменьшают идею "угрозы Китая" и утверждают, что Китай не преследует экспансионистские цели. "Мы хотим только одного - не навредить нашим интересам", говорит отставной генерал-майор Сью Гуангю. Но интересы Китая движутся со скоростью света, охватывая все больше морских путей, каналов поставок нефти и присутствие китайских граждан за рубежом.
"США должны принять меняющуюся ситуацию. Поскольку Китай становится все более мощным, мы начнем высказывать свое мнение о наших морских требованиях и любых конфликтах в отношении прилегающих к нам территорий", говорит он. Он охарактеризовал позицию безопасности Китая как "активную оборону", и говорит, что Пекина не намерен разворачивать военные базы за рубежом или сменить США в качестве "мировой державы".
Но есть явно более воинственные голоса, которые становятся все громче в этой дискуссии. Малоформатная газета националистического толка "Global Times" недавно опубликовала статью, в которой содержится призыв к созданию китайских военных баз за рубежом. "Если мир действительно хочет, чтобы Китай взял на себя больше ответственности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире, он должен позволить Китаю участвовать в совместных международных военных операциях и понимать необходимость создания Китаем зарубежных военных баз", говорится в "Global Times". "Это не только позволит сделать наш мир более безопасным, но и может защитить торговые пути от пиратов и террористов. Опасения о зарубежной военной деятельности Китая будет только изолировать Китай от остального мира".
Возможно, надеясь на разрядку напряженности, недавно Китай направил свой военный оркестр наряду с высшими чинами в США. На публике разговор шел о дружбе и сотрудничестве. Но многие опасаются, что быстрая военная модернизация Китая говорит на другом языке.
Луиза Лим
NPR, 23 июня 2011 года
Перевод – "Zpress.kg" Источник: zpress.kg.
Рейтинг публикации:
|